Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 475488-4 "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время проблема распространения контрафактной и фальсифицированной продукции коснулась практически всех отраслей отечественной экономики. По оценкам различных экспертов оборот такой продукции на территории России составляет в среднем от 30 до 90 процентов общего товарооборота, в зависимости от конкретной отрасли, что в 10 - 20 раз превышает аналогичный показатель в развитых странах Западной Европы и США.
Сложившаяся на сегодняшний день в России ситуация связана с отсутствием целенаправленной государственной политики, направленной на борьбу с производством некачественной продукции и с незаконным использованием интеллектуальной собственности. Существующие на законодательном уровне нормы оказываются на практике малоэффективными, а в некоторых случаях их применения затруднено или даже оказывается невозможным.
14 февраля 2006 года в Государственной Думе были проведены общественные слушания, на основании которых были приняты рекомендации, содержащие значительное число предложений органов государственной власти Российской Федерации и представителей отечественного бизнеса по совершенствованию действующего законодательства. Положения данных рекомендаций были взяты за основу при подготовке предлагаемого законопроекта. Кроме того, при разработке документа были использованы предложения Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной налоговой службы, правового управления Государственной думы Федерального собрания РФ.
Основной идеей проекта федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации" является формирование единой государственной концепции по борьбе с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, складывающиеся в сфере борьбы с производством и оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции.
Законопроект определяет борьбу с производством и оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции как одно из направлений политики Российской Федерации, устанавливает принципы осуществления борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией.
Проектом федерального закона определяется понятие "фальсифицированной продукции" и ряд других, необходимых для установления единообразной правоприменительной практики.
Законопроект устанавливает принципы и формы, а также конкретные направления взаимодействия органов государственной власти между собой при осуществлении борьбы с производством и оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции. Кроме того, предусматривается процедура обращения заинтересованных лиц в федеральные органы исполнительной власти по вопросам нарушениях их законных прав и интересов.
С целью создания наиболее эффективных гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, законопроектом вводится особый порядок государственного регулирования обращения отдельных видов продукции. В третьей главе законопроекта предусматривается, что обращение на рынке некоторых видов продукции должно контролироваться путем нанесения на нее индивидуальных идентификаторов и передачи сведений о маркированной таким образом продукции в специальные информационные базы данных. Примерный перечень таких товаров установлен законом, а их окончательный состав должен определяться Правительством Российской Федерации. Подзаконными нормативными актами также должны быть определены порядок функционирования информационных систем учета и контроля обращения отдельных видов продукции и технические требования к индивидуальным идентификаторам, подлежащим нанесению на продукцию, объем содержащейся на них информации.
Законопроектом устанавливаются дополнительные требования к продаже и передаче в пользование оборудования, предназначенного для воспроизведения аудиовизуальных произведений, фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных на любых видах носителей.
Принятие проекта предлагаемого закона позволит обеспечит достижение следующих целей:
- защита жизни и здоровья граждан от опасного воздействия производимой фальсифицированной и контрафактной продукции;
- защита прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики от отрицательных последствий, связанных с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукции;
- защита фискальных интересов и усиления экономической безопасности государства;
- повышение эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие распространению фальсифицированной и контрафактной продукции;
- ликвидация пробелов в законодательстве, регулирующем вопросы борьбы с распространением фальсифицированной и контрафактной продукции;
- повышение эффективности применения законодательных норм, предусматривающих ответственность за осуществление деятельности, связанной с производством и распространением фальсифицированной и контрафактной продукции;
- повышение авторитета государства на международной арене, приведения российского законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации"
Контрафактная, фальсифицированная продукция наносит ущерб экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджет государства и государственные внебюджетные фонды, снижает престиж страны, ухудшает инвестиционный климат, наносит ущерб владельцам авторских прав, а также наносит ущерб здоровью потребителей. Только в 2005 г. размер причиненного материального ущерба от оборота такой продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации, составил 392 млн. руб.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за 9 месяцев 2005 года за нарушения санитарного законодательства было наложено штрафов на сумму 218,5 млн. рублей. Роспотребнадзором за тот же период времени при проведении проверок торгующих организаций к административной ответственности привлечено 217 тыс. правонарушителей. Наложено штрафов на общую сумму 299 млн. рублей.
В целях борьбы с производством и оборотом контрафактной и фальсифицированной продукции проектом федерального закона предусматривается создание информационной системы учета и контроля обращения отдельных видов продукции, перечень которых определяется в статье 10 проекта федерального закона. Создание и эксплуатацию информационной системы учета и контроля предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с Положением "Об информационной системе, обеспечивающей субъекты обращения лекарственных средств необходимой информацией", утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 224 при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации создана информационная система, обеспечивающая субъекты обращения лекарственных средств необходимой информацией, формирование базы данных которой осуществляет Федеральное государственное учреждение "Научный центр экспертизы средств медицинского применения", деятельность которого финансируется из федерального бюджета.
Что касается расходов на создание аналогичных систем учета и контроля, необходимо отметить, что согласно Постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. N 888 "О федеральной целевой программе "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)" составили 1722 млн. рублей (приобретение системного программного обеспечения, разработка программного обеспечения, развитие систем телекоммуникаций, внедрение средств защиты каналов связи и обеспечение защиты от несанкционированного доступа), что может дать приблизительную оценку возможных расходов.
Кроме того, на реализацию федеральными органами исполнительной власти в области борьбы с оборотом отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации (Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная таможенная служба и др.), функций контроля и надзора за обращением соответствующих видов продукции, предусмотренные настоящим проектом Федерального закона, могут потребоваться дополнительные расходы из федерального бюджета.
Частичная компенсация указанных расходов может быть произведена за счет увеличения размеров административных штрафов и штрафов, указанных в Уголовном кодексе РФ, в связи с изменениями, которые предусмотрены проектом Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации".
Маркировка продукции специальными индивидуальными идентификаторами будет осуществляться за счет производителей продукции, указанное обстоятельство не приведет к росту цен более чем на 1-2 процента к среднерыночной стоимости товара.
Учитывая, что в соответствии с законопроектом компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляется Президентом Российской Федерации и компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью осуществляется Правительством Российской Федерации, в области борьбы с оборотом отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации, будут определять соответственно Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, финансовые последствия для федерального бюджета могут быть оценены при наделении соответствующими функциями указанных федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований законодательства Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.