Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
(Четвертого созыва)
от 12 сентября 2007 г. N 109, п. 2.2
"По проекту федерального закона N 455354-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации" - внесен Правительством Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 455354-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием проекта федерального закона N 455348-4 "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации". Так, законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", признается утратившей силу статья 12 Федерального закона от 8 января 1998 года N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации", определяющая участие иностранного капитала в авиационной организации.
Вместе с тем, по законопроекту имеются следующие замечания и предложения.
1. Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" в части наделения органов федеральной службы безопасности правом проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях установления факта наличия у иностранного инвестора контроля над коммерческой организацией, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации, а также в целях установления факта наличия между иностранными лицами и/или контролируемыми ими лицами соглашения и/или иного согласования действий, направленных на установление такого контроля.
При этом законопроектом устанавливается, что материалы, полученные в результате проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться в качестве доказательств по судебным искам, предусмотренным статьей 8 законопроекта "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации".
Указанной статьей предусмотрены судебные иски о лишении иностранного инвестора права голоса на общем собрании акционеров. Такие иски рассматриваются в рамках гражданского судопроизводства. Вместе с тем, согласно статье 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в гражданском судопроизводстве указанным федеральным законом не предусмотрено.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает необходимым внести изменения в статью 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
2. Законопроектом также предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в части урегулирования ситуации, когда общее количество акций, в отношении которых поданы заявления об их продаже, превышает количество акций, которые вправе приобрести лицо, направившее предложение в соответствии с требованиями законопроекта "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации".
Также следует отметить, что статьей 8 законопроекта "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации" предусматривается такая санкция в отношении иностранных инвесторов, приобретших контроль над коммерческими организациями, имеющими стратегическое значение, как лишение в судебном порядке права голоса на общем собрании акционеров. В настоящее время Федеральным законом "Об акционерных обществах" такой меры не предусмотрено. Однако законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации" внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" не предусмотрено.
3. Законопроектом вносятся изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части наделения должностных лиц органа, уполномоченного на реализацию функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают судьи.
Статьей 19.6 КоАП РФ предусмотрено такое правонарушение, как непринятие по постановлению (представлению) органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Административная ответственность за нарушение правил приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества установлена статьей 15.28 КоАП РФ. Дела о таких административных правонарушениях рассматривает федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.
Таким образом, получается ситуация, что привлекать иностранных инвесторов к административной ответственности в случае приобретения акций с нарушением порядка, установленного законопроектом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации", будет федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков. В случае же непринятия по постановлению (представлению) данного органа мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, протокол о таком административном правонарушении вправе составлять должностные лица органа, уполномоченного на реализацию функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, и направлять указанный протокол в суд.
Указанная схема представляется слишком сложной и нецелесообразной, тем более, что непонятно, о каких мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в данном случае может идти речь, учитывая, что сделки, совершенные с нарушением норм законопроекта "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации", являются ничтожными.
Учитывая вышеизложенное, Комитет отмечает необходимость доработки законопроекта в части внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и полагает целесообразным рассмотреть вопрос о наделении федерального органа, уполномоченного на реализацию функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.28 КоАП РФ.
Вместе с тем, в целом законопроект направлен на предотвращение коллизий норм законодательства Российской Федерации, которые могут возникнуть в связи с принятиям проекта федерального закона N 455348-4 "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям поддерживает проект федерального закона N 455354-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении при условии доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.