Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 сентября 2007 г. N вн. 2.2-1/3481
"По проекту федерального закона N 455354-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
По проекту названного федерального закона имеются следующие замечания.
1. В части первой статьи 8.1, которой предлагается дополнить закон об оперативно-розыскной деятельности, правом проводить оперативно-розыскные мероприятия наделяются органы федеральной службы безопасности.
Между тем, статья 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" установила, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям органов федеральной службы безопасности, а не всему органу в целом. Подобное разночтение следует устранить в ходе дальнейшей работы над законопроектом.
2. Обращает на себя внимание разнобой в терминологии между статьей 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и частью второй статьи 8.1, которой проект предлагает дополнить этот закон.
В частности, статья 11 закона об оперативно-розыскной деятельности говорит об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности, тогда как проект для регулирования однотипной правовой ситуации предлагает в другой (8.1) статье этого же закона ввести термин "материалы, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий".
Одновременно статья 11 закона об оперативно-розыскной деятельности устанавливает, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Проект, хотя и применительно к гражданскому (арбитражному) судопроизводству, предлагает более прямолинейную, на наш взгляд, формулировку, согласно которой материалы, полученные в результате .... оперативно-розыскных мероприятий, могут использоваться в качестве доказательств по определенной категории судебных исков.
Представляется, что в ходе дальнейшей работы над проектом предлагаемую редакцию части второй статьи 8.1 закона об оперативно-розыскной деятельности следует максимально приблизить к терминологии и формулировкам частей первой, второй и третьей статьи 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
3. В статьях 1 и 4 проекта необходимо уточнить условное наименование федеральных органов исполнительной власти и согласовать их с проектом N 455348-4 "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации" (далее - базовый проект), который внесен и будет рассматриваться одновременно с настоящим проектом.
Так, в названии предлагаемой новой статьи 8.1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон) указаны "федеральные органы безопасности", а в содержании - органы федеральной службы безопасности (статья 1 проекта). В то же время в аналогичном случае в пункте 4 статьи 7 базового проекта упоминается именно федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Полагаем, что в этих случаях в обоих проектах целесообразно указывать федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Кроме того, в наименовании новой проектной статьи 8.1 вышеуказанного Федерального закона речь идет, в том числе, и о контроле "федеральных органов безопасности" за порядком осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации. Однако ни в содержании этой статьи, ни в базовом проекте в аналогичном случае (см., например, пункт 4 статьи 7) именно такой вид контроля не упоминается.
4. Нуждается в уточнении условное наименование органа, указанного в статье 4 проекта, вносящей изменения в часть 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Так, в предлагаемом новом пункте 87 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ указан "орган, уполномоченный на реализацию функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" без определения его уровня (регионального или федерального). Одновременно в базовом проекте такой орган обозначается иначе - "федеральный орган исполнительный власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 5 базового проекта).
Полагаем, что условное наименование одного и того же органа в обоих проектах должно быть идентичным. При определении условных наименований федеральных органов исполнительной власти следует исходить из основных полномочий, закрепленных за этими органами в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также из законодательной практики их изложения.
Вместе с тем, полагаем, что используемое в обоих проектах условное наименование одного и того же "уполномоченного органа" представляется неточным и в силу того, что вид и сфера деятельности, в нем указанные, не в полной мере соответствуют положениям базового проекта, не закрепляющим соответствующей функции контроля непосредственно за этим органом в числе его полномочий (статьи 5 - 7 базового проекта).
5. В согласовании между собой нуждаются и некоторые другие положения представленного законопроекта, предусматривающие внесение изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" (статья 1 проекта), и положения проекта федерального закона N 455348-4 "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации". Так, в статье 1 проекта к контролирующим лицам наряду с иностранным инвестором отнесены группа лиц, в которую входит иностранный инвестор, и несколько иностранных инвесторов, действующих на основании соглашения между собой или согласованно. Между тем, проект федерального закона N 455348-4 относит к контролирующим лицам иностранного инвестора и группу лиц (см., например, статью 2, пункт 4 статьи 7 проекта).
Проект вызывает также ряд замечаний юридико-технического характера.
1. Поскольку в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, которая носит самостоятельный характер, наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта. Учитывая изложенное, наименование законопроекта оформить следующим образом:
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации"
2. Абзац первый статьи 1 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 33, ст. 3349; 1999, N 2, ст. 233; 2000, N 1, ст. 8; 2001, N 13, ст. 1140; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2005, N 49, ст. 5128; 2007, N 31, ст. 4008, 4011) дополнить статьей 8.1 следующего содержания:
3. Абзац первый статьи 2 законопроекта оформить следующим образом:
Абзац второй пункта 5 статьи 84.3 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 2006, N 2, ст. 172; 2007, N 31, ст. 4016) изложить в следующей редакции:
4. В абзаце первом статьи 3 законопроекта слово "абзацем" заменить словами "частью четвертой".
Обращаем внимание, что законопроектом N 213410-4, принятом в первом чтении, предлагается статью 24 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" изложить в новой редакции.
5. Абзац первый статьи 4 законопроекта оформить следующим образом:
Часть 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации ... (далее по тексту) ... N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279, 5298; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007) дополнить пунктом 87 следующего содержания:
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.