г. Пермь |
|
07 июня 2012 г. |
Дело N А60-53853/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от заявителя Муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго" (ОГРН 1026601367066, ИНН 6668016401) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области (ОГРН 1046601240773, ИНН 6623000850) - Валиев В.В., удостоверение УР N 691540, доверенность от 19.12.2011;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2012 года
по делу N А60-53853/2011,
принятое судьей Ивановой С.О.,
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Тагилэнерго"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
о признании незаконным решения N 10634 от 09.12.2011,
установил:
МУП "Тагилэнерго" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области N 10634 от 09.12.2011 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств в размере 86 898 879,06 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. Указывает, что оспариваемое решение Инспекции принято с нарушением положений Закона о банкротстве и процедуры бесспорного взыскания налога, предусмотренной ст. 46 НК РФ.
Налогоплательщик, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в заседание суда не направил, что в порядке ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Представитель налогового органа возразил против позиции Общества по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, в соответствии с которым оспариваемое решение суда является законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 01.02.2008 должник МУП "Тагилэнерго" признан несостоятельным (банкротом) с открытием процедуры конкурсного производства.
Определениями Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2010 и 12.04.2011 по делу N А60-18513/2006-С11, признано обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов МУП "Тагилэнерго" в качестве требования удовлетворяемого за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника, требование налогового органа по взысканию задолженности по налогам и сборам, возникшей в период процедуры конкурсного производства.
В судебном заседании 19.04.2011 стороны заключили мировое соглашение, производство по делу о банкротстве МУП "Тагилэнерго" было прекращено.
После утверждения судом мирового соглашения (в которое сумма спорных налогов не вошла) Инспекция в адрес предприятия выставила требование от 26.05.2011 N 23624 об уплате задолженности по налогам, сборам на общую сумму 105 252 735,66 руб. в срок до 16.06.2011.
Задолженность в сумме 18 353 856,60 руб. уплачена Обществом в добровольном порядке.
Считая требование в части суммы 86 898 879,06 руб. незаконным, налогоплательщик оспорил его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.09.2011 по делу N А60-19745/2011, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного суда от 30.11.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Поскольку в срок, установленный в требовании, задолженность заявителем не уплачена, налоговым органом 09.12.2011 принято решение N 10634 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Считая указанное решение незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал соблюдение налоговым органом процедуры бесспорного взыскания недоимки.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы Общества, арбитражный апелляционный суд установил, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Пунктами 1 и 2 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Кроме того, ст. 46 НК РФ определены правила принудительного взыскания налоговым органом задолженности во внесудебном порядке, одним из существенных условий которых является ограничение срока (60 дней), в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств.
Из материалов дела следует, что включенные в требование N 23624 от 26.05.2011 суммы недоимки по налогам, сформировались за налоговые периоды 3-4 кварталов 2008 года, 2009 год, 2010 год, январь 2011 года на основании соответствующих налоговых деклараций, поданных налогоплательщиком.
На основании ст. 69 НК РФ в соответствии с установленными сроками налогоплательщику были выставлены требования, в том числе от 25.04.2008, 27.10.2008, 26.11.2008, 26.12.2008, 28.09.2009, 25.02.2010, 10.03.2010, указанные обстоятельства подтверждаются требованиями кредитора по делу N А60-18513/06.
Банкротство налогоплательщика осуществлялось в соответствии с требованиями ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действовавшей до принятия ФЗ РФ от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (п. 4 ст. 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Закона о банкротстве при заключении мирового соглашения в ходе конкурсного производства мировое соглашение распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что спорная задолженность согласно статье 5 Закона о банкротстве является текущей задолженностью, порядок погашения которой установлен в пункте 4 статьи 142 Закона о банкротстве - за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
По смыслу положений пункта 13 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" включение в реестр требований уполномоченного органа, возникших после открытия конкурсного производства, в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди, обусловлено необходимостью учета подобного рода обязательств в целях соблюдения должником порядка погашения последним задолженности.
При этом мировое соглашение может быть утверждено судом и в случае, если у должника осталась непогашенная перед кредиторами задолженность по текущим платежам, если условиями мирового соглашения не будут нарушены права и законные интересы указанных лиц (пункт 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 97 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах о несостоятельности (банкротстве)").
Согласно разъяснениям, данным в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", мировое соглашение, заключенное по правилам Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не включены в реестр, а также кредиторы по текущим платежам и не денежным обязательствам вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу без учета условий мирового соглашения в общем порядке.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеназванных норм права, можно сделать вывод о том, что непогашение текущих платежей не является препятствием для заключения мирового соглашения и прекращения производства по делу о банкротстве, поскольку кредитор может обратиться с такими требованиями в общем порядке.
Из материалов дела следует, что сумма долга 86 898 879,06 руб. в мировом соглашении не учтена, соответственно, она может быть взыскана в общем порядке.
Ссылка заявителя на п. 4 ст. 142 и ч. 4 ст. 154 Закона о несостоятельности (банкротстве), как на основания, исключающие возможность взыскания Инспекцией сумм налогов, не вошедших в мировое соглашение, апелляционным судом не принимается, поскольку очередность, установленная указанными нормами права, установлена для погашения долгов в деле о банкротстве, тогда как после прекращения дела о банкротстве, данные нормы применению не подлежат. Иное толкование приведет к невозможности взыскания текущих платежей по налогам, в связи с пропуском сроков принудительного взыскания, недоимка по которым установлена налоговым органом в ходе камеральных проверок и подтверждена судом в деле о банкротстве.
Между тем, предельный срок принудительного взыскания налога представляет собой совокупность сроков, установленных статьями 46, 48,70 НК РФ на направление требования не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, на исполнение требования в добровольном порядке, на бесспорное взыскание путем направления в банк инкассового поручения и на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки (пункты 6, 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2008 N 13746/07 и от 17.03.2009 N 15592/08).
При этом, в соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Материалами дела подтверждается, что мировое соглашение в рамках дела о банкротстве заключено 19.04.2011; соответствующий судебный акт вступил в законную силу 19.05.2011, следовательно, с данного момента подлежит исчислению 60-невный срок принятия решения налоговым органом о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика, на основании ранее выставленных требований, поскольку устранены юридические препятствия для осуществления процедуры принудительного взыскания.
Таким образом, предельный срок принятия оспариваемого решения - 19.07.2011.
Фактически решение Инспекцией принято 09.12.2011 года, то есть за пределами указанного срока, соответственно, в силу требований ст. 46 НК РФ считается недействительным и исполнению не подлежит.
Ссылка налогового органа на наличие у него юридических препятствий для бесспорного взыскания задолженности, а именно, рассмотрение спора о правомерности выставленного требования о взыскании недоимки и принятие судом обеспечительных мер в рамках указанного дела, является несостоятельной, так как обеспечительные меры приняты арбитражным судом на основании определения от 01.08.2011, тогда как предельный срок на принятие решения о взыскании недоимки за счет денежных средств в порядке ст. 46 НК РФ истек 19.07.2011, то есть до возникновения указанного спора.
При этом, факт выставления требования от 26.05.2011 N 23624 не может быть принят во внимание для исчисления предельных сроков принятия решения о взыскании налога за счет денежных средств.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам (п. 8 ст. 69 Кодекса).
Порядок направления требования об уплате налога установлен ст. 70 Кодекса. Как следует из названной статьи, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Правила, установленные указанной статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пени и штрафа (п. 3 ст. 70 Кодекса).
Учитывая, что в результате уменьшения размера обязанность плательщика по уплате налога не изменилась, требование от 26.05.2011 не является уточненным в смысле, придаваемом этому понятию ст. 71 Кодекса
Таким образом, требование от 26.05.2011 N 23624 об уплате задолженности по налогам, сборам на общую сумму 105 252 735,66 руб. в срок до 16.06.2011. является повторным.
Указанное обстоятельство не оспорено налоговым органом, а также представителем налогового органа в ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции.
Как установлено судами в рамках дела N А60-19745/2011, данное требование носит информационный характер и вынесено для извещения налогоплательщика о наличии текущей задолженности, возникшей в период конкурсного производства и не вошедшей в сумму, подлежащую уплате по мировому соглашению.
Поскольку Кодекс не предоставляет налоговому органу право направлять налогоплательщику повторное требование об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выставление повторного требования фактически направлено на искусственное продление срока давности взыскания, что является недопустимым нарушением законодательства о налогах и сборах, а также нарушает права налогоплательщика; фактическое непринятие налоговым органом дальнейших мер принудительного взыскания сумм, указанных в требовании, не влечет возможность повторного включения данных сумм в требование и их взыскание.
В рассматриваемом случае исчисление срока для принятия решения о взыскании налогов за счет денежных средств плательщика необходимо осуществлять с момента исчисления срока на добровольное исполнение обязанности, указанного в соответствующих требованиях, с учетом наличия юридических препятствий, устраненных 19.05.2011 г..
Вышеперечисленные обстоятельства судом первой инстанции не учтены при принятии оспариваемого решения, в связи с чем, судом нарушены нормы материального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, на основании положений ст.ст. 198, 201 АПК РФ оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию недействительным.
На основании изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене.
В соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ судебные расходы в виде государственной пошлины относятся на налоговый орган.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 марта 2012 года по делу N А60-53853/2011 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области от 09.12.2011 N 10634 как несоответствующее положениям НК РФ и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и интересов налогоплательщика.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области в пользу МУП "Тагилэнерго" судебные расходы в виде госпошлины в сумме 3 000 (Три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53853/2011
Истец: МУП "Тагилэнерго"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N16 по Свердловской области