г. Тула |
|
14 июня 2012 г. |
Дело N А68-56/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Дорошковой А.Г., Полынкиной Н.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.04.2012 по делу N А68-56/2012 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тулахлебпродукт" (300041, г. Тула, ул. Ленина, д.15, ОГРН 1027100740732) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (300041, г. Тула, ул. Сойфера, д. 16, ОГРН 1097154014154), третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (109012, г. Москва, Никольский пер., д. 9), о признании незаконным бездействия по непринятию решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 20702 га, кадастровый номер 71:30:02 05 01:0019, обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка.
В заседании приняли участие представители:
от ОАО "Тулахлебопродукт" - Крупий В.М. (доверенность от 10.01.2012 N 82/1-10);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области - не явились, извещены надлежаще;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - не явились, извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, Двадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Тулахлебопродукт" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением (с учетом уточнений) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - территориальное управление, ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении земельного участка площадью 20702 кв.м, кадастровый номер 71:30:020501:0019, обязании принять решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка в собственность.
Решением суда первой инстанции от 11 апреля 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы территориальное управление ссылается на то, что оно может совершать действия по распоряжению земельными участками только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом. На принятие самостоятельного решения о приватизации либо об отказе в приватизации земельного участка территориальное управление не уполномочено. Заявитель в жалобе указывает на то, что с его стороны не было допущено бездействия, поскольку им были осуществлены действия по направлению заявления ОАО "Тулахлебопродукт" на рассмотрение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Ответчик также считает, что суд неправомерно возложил на него обязанность предоставить в собственность общества спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, на основании постановления главы администрации города Тулы N 426 от 30.05.1994 ОАО "Тулахлебопродукт" был представлен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 20702 кв. м для эксплуатации территории, фактически занимаемой складами. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Тулы обществу выдан акт N 235/К от 20.07.1994 на право бессрочного (постоянного) пользования землей. Кадастровый учет земельного участка общей площадью 20702 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации комплекса нежилых зданий складского и производственного назначения, местоположение: г. Тула, Привокзальный район, Лихвинка, Ханинский проезд, 14, был осуществлен 28.09.2011, участку присвоен кадастровый номер 71:30:020501:19.
Общество 11.10.2011 обратилось в территориальное управление с заявлением о приватизации вышеназванного земельного участка. Территориальное управление 14 октября 2011 года представленные обществом документы направило на рассмотрение в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, рассмотрев обращение ОАО "Тулахлебопродукт", поручило ТУ Росимущества Тульской области осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:0019 на земельные участки под объектами недвижимого имущества заявителя и земельный участок, свободный от объектов недвижимого имущества.
Поскольку решения по заявлению о предоставлении ОАО "Тулахлебопродукт" земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:0019 принято не было, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению и необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу о том, что Общество как собственник объектов недвижимости, находящихся на земельном участке площадью 20702 кв.м, местоположение: г. Тула, Привокзальный район, Лихвинка, Ханинский проезд, 14, с кадастровым номером 71:30:020501:0019 выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов (доказательств обратного Управлением Росимущества не представлено), а Управление в нарушение требований статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и прав и законных интересов заявителя не приняло решение о предоставлении Обществу земельного участка.
Учитывая, что бездействие Управления Росимущества признано незаконным, принимая во внимание, что доказательств о наличии препятствий для предоставления в собственность земельного участка Управлением Росимущества не представлено (в том числе связанных с его размером), суд первой инстанции правомерно обязал Управление принять решение о приватизации земельного участка и направить открытому акционерному обществу "Тулахлебопродукт" договор купли-продажи земельного участка площадью 20 702 кв. м, кадастровый номер 71:30:020501:0019, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Лихвинка, Ханинский проезд, 14.
В апелляционной жалобе Управление Росимущества указывает, что оно вправе осуществлять распоряжение земельными участками только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ссылаясь при этом при этом на подпункт "ж" пункта 4.8 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374. Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Подпункт "ж" пункта 4.8 Типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом не может ограничивать и исключать необходимость применения пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Предусмотренная ведомственными актами процедура предоставления земельного участка в собственность не может продлевать установленный пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок для принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду и не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на получение в собственность земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что бездействия со стороны Управления Росимущества допущено не было, так как заинтересованным лицом были осуществлены действия по направлению заявления ОАО "Тулахлебопродукт" на рассмотрение в Росимущество, не принимается судом апелляционной инстанции.
При предоставлении земельных участков в собственность Территориальное управление должно руководствоваться, помимо ведомственных актов, нормами Земельного кодекса Российской Федерации, в частности пунктом 6 статьи 36 о сроке принятия решения о предоставлении земельного участка.
Следовательно, при поступлении заявления о предоставлении земельного участка Управление Росимущества, независимо от процедуры его предоставления, должно предпринять все необходимые меры для соблюдения положения пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 11 апреля 2012 года по делу N А68-56/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-56/2012
Истец: ОАО "Тулахлебпродукт"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области
Третье лицо: Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом