город Воронеж |
|
05 июня 2012 г. |
Дело N А64-12166/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июня 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тамбовском районе Тамбовской области на решение арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012 по делу N А64-12166/2011 (судья Белоусов И.И.), принятое по заявлению Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тамбовском районе Тамбовской области к главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Ива" Ивлеву Владимиру Витальевичу (ОГРН 1036841117345) о взыскании обязательных платежей и санкций,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представители не явились, извещен надлежащим образом,
от органа пенсионного фонда: представители не явились, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тамбовском районе Тамбовской области (далее - орган Пенсионного фонда, фонд, управление) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства "Ива" Ивлеву Владимиру Витальевичу (далее - глава КФХ "Ива" Ивлев В.В.) о взыскании 1 039,20 руб. финансовых санкций на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012 в удовлетворении требования орган Пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций отказано.
Фонд, не согласившись с состоявшимся судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012.
В обоснование апелляционной жалобы орган Пенсионного фонда указывает, что независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов после 01.01.2010 в порядке, определенном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" для индивидуальных предпринимателей, в связи с чем он в силу указаний пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ обязан в срок до 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в орган Пенсионного фонда по месту учета сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Поскольку глава КФХ "Ива" Ивлев В.В., являющийся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страхователем в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ и Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ, не представил в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, фонд полагает, что он обоснованно привлек указанное лицо к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а вывод суда об отсутствии у фонда оснований для привлечения главы КФХ "Ива" Ивлева В.В. к ответственности считает не соответствующим перечисленным положениям законодательства.
Представители органа Пенсионного фонда и главы КФХ "Ива" Ивлева В.В., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Ивлев Владимир Витальевич является главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Ива", сведения о котором как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 14.01.2003.
В результате проведенной управлением Пенсионного фонда проверки своевременности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, было установлено, что Ивлев В.В. как глава крестьянского (фермерского) хозяйства в нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не представил в установленный срок индивидуальные сведения персонифицированного учета за 2010 год, о чем 26.04.2011 был составлен акт N 757/757.
По результатам рассмотрения акта начальником управления 03.06.2011 принято решение N 744/744 о привлечении главы КФХ "Ива" Ивлева В.В. к ответственности за нарушение пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 1 039,20 руб.
Требованием N 458/458 от 11.07.2011 управление предложило главе КФХ "Ива" Ивлеву В.В. в добровольном порядке уплатить сумму финансовых санкций в срок до 28.07.2011.
Поскольку добровольно сумма финансовых санкций в срок, установленный в требовании, уплачена не была, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании санкций с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ива" Ивлева В.В.
Суд первой инстанции, установив, что управлением неосновательно осуществляется учет в системе обязательного пенсионного страхования Ивлева В.В. как главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ива", имеющего правовой статус предпринимателя, в то время как в действительности крестьянское (фермерское) хозяйство "Ива" имеет статус юридического лица, отказал в удовлетворении требования органа Пенсионного фонда о взыскании штрафа в сумме 1 039,20 руб.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующего с декабря 1994 года, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", действовавшим до июня 2003 года, предусматривалась возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.
В этой связи пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" было предусмотрено, что крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2010. Федеральным законом от 30.10.2009 N 239-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" срок для перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств продлен до 01.01.2013.
Таким образом, действующее законодательство не исключает возможности существования крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного до введения в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве юридического лица.
Поскольку в Едином государственном реестре юридических лиц, выписка из которого от 23.09.2009 N 78 представлена в материалы дела, указано, что сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве "Ива" внесены в реестр как о ранее созданном юридическом лице, вывод суда области о том, что хозяйство имеет статус юридического лица, соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Вместе с тем, применительно к рассматривавшемуся судом спору о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета данный вывод не имеет правового значения в силу следующего.
Статьей 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование признаются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) самостоятельно обеспечивающие себя работой индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
При этом на основании статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ к индивидуальным предпринимателям для целей указанного Закона относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства (фиксированный платеж).
В абзаце 5 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) указано, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ, признаются застрахованными лицами как физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
При этом из содержания положений статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что граждане, в том числе индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к категории "страхователи" в соответствии с названным Федеральным законом только в том случае, если они осуществляют прием на работу по трудовому договору, а также заключают договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Из приведенных нормативных положений следует, что главы крестьянских (фермерских) хозяйств, приравненные в целях обязательного социального страхования к индивидуальным предпринимателям независимо от того, в какой форме до вступления в действие Гражданского кодекса Российской Федерации было создано и зарегистрировано возглавляемое ими крестьянское (фермерское) хозяйство, в том случае, если они не осуществляют прием на работу граждан по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характер и не производят соответствующих выплат, на которые подлежат начислению страховые взносы на обязательное социальное страхование, не относятся к страхователям в смысле, придаваемом данному понятию Законом N 27-ФЗ, а признаются застрахованными лицами как физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2012) была предусмотрена обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, по представлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные данной нормой сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В абзаце 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность, применяемая к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2012, в Федеральный закон N 27-ФЗ внесены изменения, в частности, пункты 5 и 6 статьи 11 данного Закона, предусматривающие обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисленные в данных нормах сведения (документы), утратили силу.
Таким образом, обязанность по представлению физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, сведений индивидуального учета, устранена с 01.01.2012.
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Принимая во внимание, что устранение ответственности имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена, суд апелляционной инстанции полагает, что после 31.12.2011 решение о привлечении к ответственности за непредставление в Пенсионный фонд указанными лицами, к которым, в том числе, относятся и главы крестьянских (фермерских) хозяйств в том случае, если они не являются лицами, производящими выплаты физическим лицам, сведений (документов) персонифицированного учета за предыдущие годы не может быть вынесено, а взыскание ранее наложенных штрафов не может быть произведено.
Из материалов рассматриваемого дела не усматривается, что глава КФХ "Ива" Ивлев В.В. осуществлял прием на работу граждан по трудовым или гражданско-правовым договорам и производил им выплаты, на которые подлежали начислению страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в том числе, в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Размер финансовых санкций за непредставление сведений персонифицированного учета исчислен фондом исходя из суммы фиксированного платежа, подлежащего уплате лицами, не производящими выплат физическим лицам, за 2010 год.
С учетом изложенного, исходя из того, что на момент рассмотрения арбитражным судом Тамбовской области дела о взыскании с главы КФХ "Ива" Ивлева В.В. финансовых санкций за неисполнение физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, обязанности по представлению сведений персонифицированного учета, данная обязанность была устранена в связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания с главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ива" Ивлева В.В. финансовых санкций, наложенных до внесения этих изменений.
Так как арбитражным судом Тамбовской области в удовлетворении требования органа Пенсионного фонда о взыскании с главы КФХ "Ива" Ивлева В.В. 1 039,20 руб. финансовых санкций было полностью отказано, то оснований для отмены этого решение у суда апелляционной инстанции не имеется независимо от оснований, по которым произведен отказ во взыскании.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом изменившегося правового регулирования обязанностей лиц, не производящих выплаты физическим лицам, по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не могут являться основанием для отмены верного по существу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, решение арбитражного суда Тамбовской области отмене не подлежит.
Исходя из результата рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого государственные органы и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Тамбовской области от 21.03.2012 по делу N А64-12166/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тамбовском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий два месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-12166/2011
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Тамбовском районе Тамбовской области, ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Ива" Ивлев Владимир Витальевич, Глава кретьянского (фермерского) хозяйства "Ива" Ивлев Владимир Витальевич, Глава КФХ "Ива" Ивлев В. В.
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелялционный суд