Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 июня 2007 г. N вн.2.2-1/2685
по проекту федерального закона N 322152-4 "О государственном кадастре недвижимости",
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев по поручению комитета проект федерального закона N 322152-4 "О государственном кадастре недвижимости", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
Законопроектом предполагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями регулировать некоторые отношения иначе, нежели они урегулированы настоящим федеральным законом (часть 2 статьи 3, часть 5 статьи 4, часть 3 статьи 15, часть 3 статьи 44 проекта) Кроме того, согласно статьи 43 проекта (часть 2) Правительству Российской Федерации предоставляется право устанавливать порядок применения настоящего федерального закона. Указанные положения проекта не согласуются с требованием принятия Правительством Российской Федерации актов во исполнение федеральных законов. В проекте следует оговорить конкретные вопросы, которые должно урегулировать Правительство Российской Федерации.
В проекте используется понятие "исходный объект недвижимости", которое из-за крайней неопределенности осложняет понимание проектируемых норм, в которых оно используется.
В статье 20 (часть 2) проекта содержится внутреннее противоречие с положениями статьи 22 (часть 1, пункт 6) проекта, поскольку в первом случае с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обращаться любые лица, а во втором таким правом наделены правообладатели объектов недвижимости, обязанные представить копии документов, устанавливающих или удостоверяющих их права на объекты недвижимости. Статья 21 (часть 1) проекта допускает возможность подачи такого заявления представителям правообладателя.
Статья 22 проекта, регламентирующая вопрос о составе необходимых для кадастрового учета документов, нуждается в согласовании с законодательством о нотариате, поскольку не все перечисленные в части 2 данной статьи копии документов могут быть засвидетельствованы нотариусом (например, копии документов, подтверждающие разрешение земельного спора).
В части 7 (пункт 5) статьи 29 проекта ссылка на часть 4 статьи 30 ошибочна. Речь, видимо, идет о части 6 статьи 30.
Статья 36 проекта предусматривает, что отношения между заказчиком и кадастровым инженером строятся исключительно на основе договора подряда. Полагаем, что в данном случае было бы необоснованным исключить возможность заключения сторонами договора возмездного оказания услуг.
В статьях 37 (пункт 1) и 38 (часть 1) проекта содержится внутреннее противоречие, поскольку в первом случае межевой план служит основанием для постановки на учет земельного участка в органе кадастрового учета, а во втором случае в межевом плане воспроизводятся сведения, уже содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, что свидетельствует о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В статье 39 проекта (часть 9, пункт 3) следует уточнить, имеет ли земельный участок адрес (при отсутствии возведенного на нем дома).
В статье 41 проекта в части 8 речь может идти о копии декларации, поскольку ее подлинный экземпляр направляется правообладателем в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 30.06.06 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".
В части 7 статьи 45 проекта содержится внутреннее противоречие, поскольку, с одной стороны, говорится об отсутствии сведений и документов в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, а с другой, о проведении кадастрового учета на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет такого объекта, в частности, органами (организациями) по государственному техническому учету и технической инвентаризации, которые такими сведениями не располагают. В части 8 данной статьи проекта также содержится внутреннее противоречие, поскольку орган кадастрового учета выдает уведомление заявителю об отсутствии сведений о запрашиваемом объекте недвижимости в случае, если эти сведения не перенесены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, то есть возможно из-за несвоевременных действия сотрудников указанного органа. Отказ в выдаче запрашиваемых сведений в таком случае возможен лишь при отсутствии в органе государственного кадастра соответствующих сведений ( часть 9 статьи 14 проекта). В части 9 статьи 45 проекта вызывает сомнение необходимость выдачи сведений о ранее учтенных объектах недвижимости любому лицу. Кроме того, не решен вопрос о получении указанных сведений, если технический учет или инвентаризации в отношении испрашиваемого объекта недвижимости не проводились.
Замечания лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
По тексту имеются следующие замечания юридико-технического характера.
В части 1 статьи 15 слова "единого государственного реестра"следует заменить словами "Единого государственного реестра".
По тексту законопроекта следует определиться с использованием понятий "закон", "законодательство", "законодательство Российской Федерации", "федеральный закон", "федеральное законодательство", "законодательство Российской Федерации", "акт", "правовой акт", "нормативный правовой акт".
Ссылка на Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" первый раз встречается в части 1 статьи 45. В связи с тем, что в данной части дать сокращенное наименование этого Федерального закона не удается, следует в части 4 снять слова "(далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")", в частях 6 и 8 статьи 45, в части 6 статьи 47 необходимо указать регистрационный номер и дату указанного Федерального закона.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение федеральных законов. Поэтому недопустимо говорить о том, что "порядок применения настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации" или о том, что "действие настоящего Федерального закона в переходный период не распространяется на если иное не установлено Правительством Российской Федерации" (часть 2 статьи 43). Аналогичные некорректные конструкции применены в части 2 статьи 3, части 5 статьи 4, части 3 статьи 15, частях 2 и 3 статьи 44, части 7 статьи 47 законопроекта.
В части 8 статьи 47 законопроекта говорится о сроке применения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Если речь идет не о законодательных актах, то определять время их действия и порядок применения - недопустимо.
Вместо переходного периода необходимо сделать еще одно изъятие в статье о вступлении в силу настоящего Федерального закона, где указать конкретные структурные единицы, которые должны будут вступить в силу с 1 января 2010 года. Кроме того, следует прописать, что до дня вступления в силу указанных структурных единиц настоящего Федерального закона соответствующие вопросы регулируются Правительством Российской Федерации и скорректировать содержание соответствующих статей законопроекта.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.