Заключение
Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Четвертого созыва
на проект федерального закона N 409214-4 "О внесении изменений в статьи 19.5 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (о наделении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью игорных заведений по организации и проведению азартных игр), внесенный Воронежской областной Думой.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Законопроект направлен на установление административной ответственности должностных лиц и юридических лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения должностного лица органа исполнительной власти или органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), уполномоченных в области регулирования деятельности по организации и проведению азартных тр.
Для реализации этих положений законопроектом предусмотрено дополнить статью 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)" частью 7, предусматривающей указанную административную ответственность.
Полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 7 статьи 19.5 Кодекса, законопроектом наделяются судьи арбитражных судов.
По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит субъектам Российской Федерации в полном объеме реализовать исполнение решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2007 года, о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе, в отношении отдельных видов игорных заведений) или об установлении ограничений этой деятельности на территории субъектов Российской Федерации (за исключением игорных зон).
Прежде всего, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в том числе законами субъектов Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса административная ответственность устанавливается за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных заколами субъектов Российской Федерации, устанавливается самими субъектами Российской Федерации.
Также необходимо отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных требований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства установлена в части 1 статьи 19.5 Кодекса.
При этом необходимо иметь в виду, что орган, осуществляющий государственный надзор (контроль), также является органом исполнительной власти.
Кроме того, в санкции законопроекта предусмотрена конфискация игрового оборудования либо специального оборудования букмекерских контор и тотализаторов, применяемая к должностным лицам. В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса под должностным лицом (в Кодексе) понимаются собственно должностные лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Однако, в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организатором азартной игры является только юридическое лицо. Таким образом, к должностным лицам конфискация применяться не может, поскольку они не являются собственниками орудий совершения или предметов административного правонарушения.
С учетом изложенного, законопроект рекомендуются Комитетом к отклонению.
Утверждено на заседании Комитета 3 октября 2007 года.
Председатель |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.