Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 22 мая 2007 г. N вн. 2.2-1/2045
по проекту федерального закона N 409214-4 "О внесении изменений в статьи 19.5 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (о наделении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью игорных заведений по организации и проведению азартных игр) (внесенному Воронежской областной Думой)
(I чтение)
По проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 19.5 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" сообщаем следующее.
1. В диспозиции новой части 7 статьи 19.5 Кодекса (пункт 1 проекта) предусматривается административная ответственность за неисполнение в установленный срок законного предписания, решения должностного лица органа исполнительной власти или органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), уполномоченных в области регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр. Предлагаемый перечень органов нуждается в пояснении, поскольку орган, осуществляющий государственный надзор (контроль) также является органом исполнительной власти.
В пояснительной записке к проекту указано, что принятие проекта позволит субъектам Российской Федерации в полном объеме реализовать исполнение своих решений.
Исходя из этого пояснения можно предположить, что в число органов, указанных в диспозиции, входят соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Определенными правами органы субъектов Российской Федерации в данной сфере обладают, поскольку согласно статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе, законами субъектов Российской Федерации
Однако, при этом не учитывается, что согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса в самом Кодексе устанавливается административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. За нарушение норм и правил, установленных законами субъектов Российской Федерации, административная ответственность устанавливается самими субъектами Российской Федерации. Они же определяют органы и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Таким образом, включение в Кодекс состава правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушение законного предписания, решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выданного в соответствии с правилами, установленными законом субъекта Российской Федерации, нет оснований.
2. В санкции новой части 7 предусмотрена возможность применения конфискации к должностным лицам, под которыми в Кодексе понимаются собственно должностные лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (см. примечание к статье 2.4 Кодекса). Согласно пункту 5 статьи 4 указанного выше Федерального закона организатором азартной игры является только юридическое лицо. В таком случае ответственность за правонарушение, предусмотренное в части 7, будут нести только собственно должностные лица, к которым конфискация не применяется, поскольку они не являются собственниками орудий совершения или предметов административного правонарушения.
Также с учетом того, что в санкции предусматриваются такие наказания, как штраф и альтернативная конфискация, дела о данных правонарушениях могут рассматривать как только судьи (часть 1 статьи 23.1 Кодекса), так и судьи в части конфискации (часть 2 статьи 23.1) и органы, осуществляющие государственный надзор (контроль) в указанной сфере, в части штрафов, в связи с чем в проекте следует уточнить, в чью компетенцию будет входить рассмотрение дел о данных правонарушениях.
Кроме того, следует дополнительно обсудить возможность рассмотрения данных дел арбитражными судьями с учетом их компетенции (глава 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи со сказанным следует отметить, что содержание проекта нуждается в уточнении.
3. В санкции новой части 7 предусматриваются размеры административных штрафов, выраженные в минимальном размере оплаты труда. Следует иметь в виду, что Государственной Думой 27 апреля 2007 года во втором чтении принят проект федерального закона N 346554-4, предусматривающий изменение способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административные правонарушения.
Заместитель |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.