г. Челябинск |
|
09 июня 2012 г. |
Дело N А76-23545/2011 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Уйского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.02.2012 по делу N А76-23545 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Соболевская Т.М. (доверенность от 24.01.2012 N 33);
администрации муниципального образования "Кидышевское сельское поселение" Михайлов С.Н. - (Глава администрации муниципального образования "Кидышевское сельское поселение" на основании решения N 24 от 05.03.2012).
Администрация Уйского муниципального района Челябинской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решения от N 111-07/10 от 05.04.2011 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания, выданного на основании данного решения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены индивидуальный предприниматель Литвинов Владимир Иванович (далее - ИП Литвинов В.И.), общество с ограниченной ответственностью "Авангард-Агро" (далее - ООО "Авангард-Агро") и администрация Муниципального образования "Кидышевское сельское поселение" (далее - администрация МО "Кидышеское сельское поселение").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.02.2012 (резолютивная часть решения объявлена 22.02.2012) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с таким решением, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает на то, что право распоряжения земельными участками принадлежит Уйскому муниципальному району. Полагает несостоятельной ссылку суда первой инстанции на решение Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-25245/2008, так как в судебном акте судебной коллегии по гражданским делам Челябинской областного суда разъяснено, что указанным решением арбитражного суда признана лишь необоснованность требований ООО "Авангард-Агро" о регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимости, но вопрос о судьбе имущества не разрешен и право пользования ООО "Авангард-Агро" имуществом не прекращалось. Указывает на то, что имущество ООО "Авангард-Агро" получило по акту приема-передачи на основании договора купли-продажи, и это имущество используется указанным обществом в хозяйственных целях. Полагает постановку имущества администрацией МО "Кидашевское сельское поселение" на учет как бесхозного, незаконна, так как Росреестр не извещался о наличии лиц, которые приобрели данное имущество. Считает, что, приобретя имущество ООО "Авангард-Агро" пробрело право на земельные участки, расположенные под данным недвижимым имуществом, поскольку отсутствуют доказательства прекращения арендных отношений бывшего собственника имущества.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Представитель администрации МО "Кидышеское сельское поселение" в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание их представители не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции без участия не явившихся представителей заявителя и третьих лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поступившего в антимонопольный орган обращения ИП Литвинова В.И. о допущенном администрацией нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в вынесении Постановлений о предоставлении земельных участков под объектами, имеющими статус бесхозяйных, в аренду ООО "Авангард-Агро" сроком на 49 лет, Управлением возбуждено дело N 49-07/10 по признакам нарушения администрацией части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
В ходе рассмотрения антимонопольного дела, Комиссией УФАС установлено, что 26.05.2010 Администрацией Уйского муниципального района в газете "Колос" (N 38) опубликовано информационное сообщение о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: 1) примерно в 700 м по направлению юго-западнее с. Кидыш, площадью 116699,86 кв.м.; 2) примерно в 200 м северо-западнее с. Кидыш, площадью 882, 45 кв.м.; 3) примерно в 800 м северо-западнее с. Кидыш, площадью 12479,11 кв.м.: 4) примерно в 200 м северо-западнее с. Кидыш, площадью 11069, 43 кв.м.; 5) примерно 1000 метров севернее п. Бирюковский, Уйского района, площадью 52042,76 кв.м.; 6) ул. Ленина, 7/2, с. Кидыш, Уйского района, площадью 1469,16 кв.м.; 7) северо-восточное окраины с. Кидыш, Уйского района, площадью 42796,59 кв.м.; 8) ул. Советская, 13, п. Бирюковский, Уйского района, площадью 399,28 кв.м.; 9) примерно 600 м севернее п. Бирюковский. Уйского района, площадью 17546, 75 кв.м.; 10) ул. Советская, 35, д. Гусары, Уйского района, площадью 175, 89 кв.м.: 11) примерно 100 м западнее д. Гусары. Уйского района, площадью 19369.08 кв.м.; 12) ул. Ленина, 40, с. Кидыш, Уйского района, площадью 576,10 кв.м.; 13) ул. Ленина, 7/1, с. Кидыш. Уйского района, площадью 1079, 87 кв.м.: 14) примерно 600 м севернее п. Бирюковский, Уйского района, площадью 2219,53 кв.м.; 15) 400 м западнее д. Гусары, Уйского района, площадью 2410,85 кв.м.; 16) 800 м юго-восточнее д. Гусары, Уйского района, площадью 28068,65 кв.м.; 17) примерно 250 м западнее с. Кидыш, Уйского района, площадью 52840 кв.м.Сведения о наличии на указанных земельных участках объектов недвижимости в информационном сообщении указаны не были.
28.05.2010 ООО "Авангард-Агро" обратилось к Главе Уйского муниципального района с заявлением о предоставлении указанных земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу, а именно: животноводческая ферма-свинарник, расположенный северо-восточнее окраины с. Кидыш; гаражи, расположенные 200 м севернее с. Кидыш; - животноводческий комплекс, расположенный в 1000 м севернее п. Бирюковский: столовая, расположенная по адресу с. Кидыш, ул. Ленина 7/2; - административное здание, расположенное по адресу п. Бирюковский, ул. Советская, 13; зерноток, расположенный в 600 м севернее п. Бирюковский; административное здание (контора), расположенные по адресу д. Гусары, ул. Советская, 35; 7 зерноток, расположенный в 100 м западнее д. Гусары; - административное здание (контора отделения), расположенное по адресу с. Кидыш. ул. Ленина, 40; административное здание, расположенное по адресу с. Кидыш, ул. Ленина 7/1; заправка (АЗС), расположенная в 600 м севернее п. Бирюковский; - заправка (АЗС), расположенная 400 м западнее д. Гусары; животноводческие помещения, расположенные в 800 м Юго-Восточнее д. Гусары; АЗС, расположенная 800 м Северо-Западнее с. Кидыш; мастерские (МТМ), расположенные 200 м Северо-Западнее с. Кидыш; животноводческий комплекс, расположенный в 700 м Юго-Западнее с. Кидыш; зерноток, расположенный в 250 м западнее с. Кидыш.
09.06.2010 к Главе Уйского муниципального района обратились Межвинов В.И., Мурадымов Р.Р., Литвинов В.И., Леонтьев С.Н. и Миронов И.Ф. с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресам: 200м северо-западнее с. Кидыш, Уйского района, площадью 11069,43 кв.м., кадастровый номер 74:22:54010010:081 (заявления Межвинова В.И. и Мурадымова P.P.); 700 метров юго-западнее села Кидыш. Уйского района, площадью 116699,86 кв.м., кадастровый номер 74:22:5401002:0004 (заявления Межвинова В.И., Мурадымова P.P. и Литвинова В.И.); с. Кидыш, Уйского района, ул. Ленина, 7/2, площадью 1469,16 кв.м., с кадастровым номером 742254010010080 (заявление Леонтьева С.Н.); п.Бирюковский, Уйского района, под зданиями животноводческого комплекса, кадастровый номер 74:22:5201001:0017 (заявление Миронова И.Ф.); с. Кидыш. Уйского района, ул. Ленина, 40, площадью 576. 1 кв.м., кадастровый номер 74:22:5401003:0009 (заявление Межвинова В.И.).
Как установлено комиссией УФАС по Челябинской области, ранее (01.01.2010) Муниципальным образованием "Кидышевское сельское поселение" с Мироновым, Литвиновым и Мурадымовым заключены договоры хранения недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемых ими земельных участках, сроком действия один год.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 697 от 30.08.2010 предоставлен в аренду ООО "Авангард-Агро" земельный участок, расположенный по адресу: с. Кидыш, Уйского района, под зданиями животноводческого комплекса, площадью 1079,87 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 698 от 30.08.2010 предоставлен в аренду ООО "Авангард-Агро" земельный участок, расположенный примерно в 208м на северо-восток от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область. Уйский район, с. Кидыш, ул. Ленина, 7, площадью 42795,79 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 699 от 30.08.2010 передан в аренду ООО "Авангард-Агро" земельный участок, расположенный по адресу: с. Кидыш, Уйского района, ул. Ленина, 40, площадью 576,10 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 700 oт 30.08.2010 передан в аренду ООО "Авангард-Агро" земельный участок, расположенный примерно в 417м по направлению на северо-восток от ориентира магазин, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Уйский район, п. Бирюковский, ул. Труда, 16, площадью 17546,74 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 701 от 30.08.2010 передан в аренду ООО "Авангард-Агро" земельный участок, 8 расположенный примерно в 550м по направлению на север от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Уйский район, п. Бирюковский, ул. Советская, 13, площадью 2219.64 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 702 от 30.08.2010 предоставлен в аренду ООО "Авангард-Агро" земельный участок. расположенный примерно в 654м по направлению на северо-запад от ориентира магазин, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область. Уйский район, п. Бирюковский, площадью 52043, 36 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 703 от 30.08.2010 предоставлен в аренду ООО "Аваыгард-Агро" земельный участок. расположенный по адресу: Челябинская область, Уйский район, п. Бирюковский, ул. Советская, 13, площадью 399,28 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 704 от 30.08.2010 предоставлен в аренду ООО "Авангард-Агро" земельный участок, расположенный примерно в 607м по направлению на юго-восток от ориентира административное здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Уйский район, д. Гусары, ул. Советская, 35, площадью 28068,50 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 705 от 30.08.2010 предоставлен в аренду ООО "Авангард-Агро" земельный участок, расположенный примерно в 618м по направлению на северо-запад от ориентира административное здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область. Уйский район, д. Гусары, ул. Советская, 35, площадью 2410,94 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 706 от 30.08.2010 предоставлен в аренду ООО "Авангард-Агро" земельный участок, расположенный примерно в 112,7м по направлению на северо-запад от ориентира административное здание, расположенное за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область. Уйский район, д. Гусары, ул. Советская, 35, площадью 19367,92 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 707 от 30.08.2010 предоставлен в аренду ООО "Авангард-Агро" земельный участок расположенный по адресу: Челябинская область, Уйский район, д. Гусары, ул. Советская, 35, площадью 175,89 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 708 от 30.08.2010 утверждена схема земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО "Авангард-Агро", расположенного примерно 200м по направлению на северо-запад от ориентира село, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Уйский район, с. Кидыш, площадью 882,45 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 709 от 30.08.2010 утверждена схема земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО "Авангард-Агро", расположенного примерно 250м по направлению па запад от ориентира село, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Уйский район, с. Кидыш, площадью 52840 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 710 от 30.08.2010 утверждена схема земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО "Авангард-Агро", расположенного примерно 700м по направлению на юго-запад от ориентира село, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область. Уйский район, с. Кидыш, площадью 116699,86 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 711 от 30.08.2010 утверждена схема земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО "Авангард-Агро", расположенного примерно 800м по направлению на северо-запад от ориентира село, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область. Уйский район, с. Кидыш, площадью 12479,11 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 712 от 30.08.2010 утверждена схема земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО "Авангард-Агро", расположенного по адресу: Челябинская область, Уйский район, с. Кидыш, ул. Ленина, 7/1, площадью 1079,87 кв.м.
Постановлением Администрации Уйского муниципального района N 713 от 30.08.2010 утверждена схема земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО "Авангард-Агро", расположенного примерно 200м по направлению на север от ориентира село, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Челябинская область, Уйский район, с. Кидыш, площадью 11069,43 кв.м.
По результатам анализа указанных обстоятельств антимонопольным органом вынесено решение N 111-07/10 от 05.04.2011, которым действия Администрации Уйского муниципального района, выразившиеся в принятии Постановлений "О предоставлении в аренду ООО "Авангард-Агро" земельных участков" N N 697-708 от 30.08.2010, действия Администрации Уйского муниципального района, выразившиеся в принятии Постановлений "Об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО "Авангард-Агро"" N N 708-713 от 30.08.2010 и бездействие Администрации Уйского муниципального района, выразившееся в ненаправлении ответов на обращения Межвинова В.И., Мурадымова P.P., Леонтьева С.Н., Литвинова В.И. и Миронова И.Ф. признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
На основании указанного решения УФАС по Челябинской области 05.04.2011 заявителю выдано предписание, которым предписано: 1. не позднее 15 календарных дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в принятии Постановлений N N 697-707 от 30.08.2010 о предоставлении в аренду ООО "Авангард-Агро" земельных участков и Постановлений N N 708-713 от 30.08.2010 об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого ООО "Авангард-Агро", путем их отмены; 2. направить в УФАС по Челябинской области в срок до 10.06.2011 доказательства исполнения настоящего предписания, а именно - копию муниципального акта органа местного самоуправления об отмене Постановлений N N 697-707 от 30.08.2010 о предоставлении в аренду ООО "Авангард-Агро" земельных участков, и копию муниципального акта органа местного самоуправления об отмене Постановлений N N 708-713 от 30.08.2010 об утверждении схемы расположения земельных участков, испрашиваемых ООО "Авангард-Агро", а также копию публикации в печатном СМИ муниципального акта органа местного самоуправления об отмене Постановлений N N 697-707 от 30.08.2010 о предоставлении в аренду ООО "Авангард-Агро" земельных участков и муниципального акта органа местного самоуправления об отмене Постановлений N N 708-713 от 30.08.2010 об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого ООО "Авангард-Агро".
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, администрация оспорила их в судебном порядке.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции обоснованно отказал в их удовлетворении, указав на недоказанность предусмотренной законом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о недействительности оспоренных ненормативных актов.
Вывод суда первой инстанции следует признать обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Из оспариваемого решения антимонопольного органа следует, что администрации вменяется в вину нарушение ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в принятии постановлений "О предоставлении в аренду ООО "Авангард-Агро" земельных участков" N N 697-708 от 30.08.2010, постановлений "Об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого в аренду ООО "Авангард-Агро" N N 708-713 от 30.08.2010, а также в бездействии, выразившемся в ненаправлении ответов на обращения Межвинова В.И., Мурадымова P.P., Леонтьева С.Н., Литвинова В.И., Миронова И.Ф.
В соответствии с ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона N 164-ФЗ), федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: 1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров; 2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; 3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; 4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; 5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; 6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке; 7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п.8 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел, связанных с нарушением ч.1 ст.15 Федерального закона N 135-ФЗ, антимонопольный орган должен доказать, что оспариваемые акты органов власти, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие).
Исходя из ст.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
На основании ч.1 ст.264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с ч.4 ст.2 ЗК РФ на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в соответствии со ст.11 ЗК РФ, относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п.1). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2).
Из постановлений о предоставлении земельных участков N N 697-708 от 30.08.2010 следует, что земельные участки были предоставлены ООО "Авангард-Агро" в порядке ст.ст.34, 36 ЗК РФ.
Статья 34 ЗК РФ предусматривает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В связи с тем, что действующим законодательством не определен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, положения ст.34 ЗК РФ по аналогии закона распространяются и на юридических лиц.
В силу п.1 ст.34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Из материалов дела следует, что 03.07.2006 СПК "Южный Урал" в лице конкурсного управляющего и ООО "Авангард-Агро" подписали договор купли-продажи имущества. На основании этого договора, в соответствии с актом приема-передачи имущества от 08.07.2006, ООО "Авангард-Агро" предоставлено во владение, в том числе, следующее имущество: столовая, расположенная по адресу: с. Кидыш, ул. Ленина; административное здание (контора), расположенное по адресу: с. Кидыш. ул. Ленина, 40; административное здание (контора), расположенное по адресу: с. Кидыш, ул. Ленина, 7/2; машинный двор, расположенный в с. Кидыш; животноводческий комплекс, расположенный по адресу: Уйский район. 700 м юго-западнее с Кидыш; здание МТМ, расположенное 200 м западнее с. Кидыш; комплекс по разведению свиней, расположенный в с. Кидыш; сеносклад, площадью 1020 кв.м., расположенный в с. Кидыш; сеносклад, площадью 754 кв.м.. расположенный в с. Кидыш; материальный склад, расположенный в с. Кидыш; административное здание (здание конторы), расположенное п. Бирюковский, ул. Советская, 13; животноводческий комплекс, расположенный в п. Бирюковский; пункт приема, переработки и хранения зерна (здание зернотока), расположенный при въезде в п. Бирюковский; животноводческая ферма, расположенная в юго-восточной стороне д. Гусары; пункт приема, переработки и хранения зерна (здание зернотока), расположенный при въезде в д. Гусары; административное здание (здание конторы), расположенное д. Гусары, ул. Советская, 35; сеносклад, расположенный в д. Гусары.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.03.2009 по делу N А76-25245/2008-17 ООО "Авангард-Агро" отказано в удовлетворении исковых требований о регистрации перехода права собственности на названные объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках. Указанное решение вступило в законную силу и является обязательным в силу ч.1 ст.16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении требований суд со ссылкой на положения ст.ст.209, 218, 223, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.6, 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пришел к выводу о том, что истцом (ООО "Авангард-Агро") не представлены доказательства того, что на момент заключения договора купли-продажи от 03.07.2006 спорные объекты недвижимости принадлежали продавцу - СПК "Южный Урал" на праве собственности, то есть не доказано наличие у СПК "Южный Урал" правомочия распоряжаться спорным недвижимым имуществом.
Поскольку в материалы настоящего дела не представлено иных доказательств принадлежности ему расположенных на рассматриваемых участках объектов недвижимости помимо доказательств, получивших судебную оценку в рамках дела N А76-25245/2008, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности принадлежности ООО "Авангард-Агро" недвижимого имущества, расположенного на предоставленных ему земельных участках, а следовательно - о недоказанности наличия у этого лица преимущественного права на заключение договоров аренды в отношении этих участков.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в октябре-ноябре 2010 года объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, на основании обращения Администрации Кидышевского сельского поселения внесены Управлением Росреестра по Челябинской области в реестр бесхозяйных объектов недвижимого имущества в порядке п.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, что подтверждается соответствующими выписками, представленными в материалы дела.
С учетом изложенного, антимонопольным органом правомерно сделан вывод о том, что действия Администрации Уйского муниципального района, выразившиеся в издании Постановлений N N 697-707 от 30.08.2010 о предоставлении в аренду ООО "Авангард-Агро" земельных участков, а также в издании Постановлений N N 708-713 от 30.08.2010 об утверждении схемы расположения земельного участка, испрашиваемого ООО "Авангард-Агро" при отсутствии у него права собственности на объекты недвижимости, расположенные на этих земельных участках, привели к созданию необоснованных преимуществ указанному обществу при осуществлении им хозяйственной деятельности, что противоречит требованиям части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Оспаривая решение антимонопольного органа в полном объеме, администрация ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не привела каких-либо доводов в обоснование требования о признании незаконным решения в части установления нарушения ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ в бездействии администрации, выразившемся в ненаправлении ответов на обращения Межвинова В.И., Мурадымова P.P., Леонтьева С.Н., Литвинова В.И., Миронова И.Ф.
Согласно п.2.2 раздела 2 Положения о комиссии по координации и регулированию земельных отношений на территории Уйского муниципального района Челябинской области, утвержденного Постановлением Главы Уйского муниципального района N 641 от 27.12.2006, в полномочия данной комиссии входит рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц по вопросу предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и других земель в аренду.
Антимонопольным органом правомерно сделан вывод о том, что заявления Межвинова В.И., Мурадымова P.P., Леонтьева С.Н., Литвинова В.И. и Миронова И.Ф. о предоставлении им в аренду земельных участков, с кадастровыми номерами 74:22:5401001:0081, 74:22:5401002:0004, 74:22:5201001:0017, 74:22:5401003:0009 рассмотрены не были (доказательства такого рассмотрения в материалы дела не представлены), что при условии предоставления этих земельных участков третьему лицу, противоречит части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Адресованное Главе Кидышевского сельского поселения письмо от 23.06.2010 N 543/1 об уведомлении указанных граждан о необходимости предоставления документов о правах собственности или аренды объектов недвижимости, правомерно не принято судом первой инстанции в качестве доказательства рассмотрения заявления указанных физических лиц о предоставлении земельных участков, поскольку это письмо не адресовано названным лицам, и доказательства его направления (получения) Администрацией Кидышевского сельского поселения в материалах дела отсутствуют.
С учетом фактических обстоятельств дела, антимонопольный орган пришел к правильному выводу о нарушении администрацией требований ч.1 ст.15 Закона N 135-ФЗ. У суда первой инстанции отсутствовали основания для переоценки содержащейся в оспоренном решении антимонопольного органа квалификации действий заявителя.
Законность и обоснованность решения антимонопольного органа свидетельствует о законности вынесенного на основании такого решения предписания.
Принимая во внимание, что вынесение оспоренных решения и предписания произведено УФАС по Челябинской области в пределах предоставленной этому органу компетенции, оснований для признания их не соответствующими закону не имелось.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии совокупности условий, свидетельствующих о недействительности оспоренного решения антимонопольного органа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене решения судом, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалованного судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.02.2012 по делу N А76-23545/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Уйского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23545/2011
Истец: Администрация Уйского муниципального района
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (УФАС)
Третье лицо: Администрация МО "Кидышевское сельское поселение" Уйского района, Литвинов В Р, ООО "Авангард-Агро"
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4879/12
25.04.2012 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4142/12
02.04.2012 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3370/12
29.02.2012 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-23545/11