Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года"
11 декабря 2000 г. в г. Страсбурге от имени Российской Федерации подписана Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 г.
Конвенция входит в число разработанных в рамках Совета Европы международно-правовых документов, регулирующих сотрудничество государств в сфере организации судопроизводства по уголовным делам на международном уровне.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" данная Конвенция подлежит ратификации.
Целесообразность ратификации данного международного договора обусловлена потребностью в налаживании более тесного взаимодействия компетентных органов России и европейских государств в условиях интернационализации преступности.
Вступление Конвенции в силу в отношении Российской Федерации позволит создать прочную договорно-правовую основу сотрудничества с европейскими странами по вопросам передачи уголовных дел для осуществления судопроизводства в отношении лиц, находящихся на территории другого государства, станет важным шагом на пути дальнейшей интеграции России в европейские правовые структуры, будет способствовать реализации принципа неотвратимости наказания, а также совершенствованию российского уголовно-процессуального законодательства.
В Конвенции детально регламентирован порядок направления и исполнения запросов об осуществлении судопроизводства, предусмотрены основания отказа в их исполнении.
При ратификации Конвенции предлагается сделать оговорки, предусмотренные пунктами "g" и "h" Приложения I к Конвенции.
Так, включение в законопроект о ратификации оговорки о неприменении статей 30 и 31 Конвенции в отношении деяния, санкция за которое в соответствии с законодательством другого Договаривающегося Государства может быть наложена только административным органом, продиктовано тем, что назначение уголовного наказания в Российской Федерации возможно лишь по приговору суда, вынесенному в порядке уголовного судопроизводства (статья 8 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Оговорка относительно применения части V Конвенции в той мере, в которой это не будет противоречить принципу недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление, обусловлена необходимостью соблюдения Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 50) и Уголовного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 6).
Кроме того, представляется целесообразным сделать ряд принципиально важных заявлений.
Первое. Положения статьи 8 Конвенции будут применяться с учетом употребляемой в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации терминологии в отношении подозреваемого и обвиняемого лиц.
Такой подход продиктован отсутствием в тексте Конвенции определения понятия "подозреваемое лицо", под которое по смыслу Конвенции в соответствии с российским законодательством подпадают не только подозреваемые, но и обвиняемые.
Второе. По вопросам передачи судопроизводства по уголовным делам с назначенными органами Договаривающихся Государств сносится Генеральная прокуратура Российской Федерации.
В соответствии со статьями 458 и 459 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации Генеральная прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями на решение вопросов о направлении материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела в компетентные органы иностранных государств и на рассмотрение запросов компетентных органов иностранных государств об осуществлении уголовного преследования.
Третье. Направляемые в Российскую Федерацию запросы о передаче судопроизводства по уголовным делам и прилагаемые к ним материалы должны сопровождаться переводом на русский язык.
Это обусловлено тем, что в случае направления в Российскую Федерацию документов на официальных языках Совета Европы потребуется осуществление их перевода на русский язык, что приведет к увеличению сроков исполнения запросов и дополнительным финансовым затратам.
Четвертое. Положения статьи 11 Конвенции и пункта "а" Приложения I к Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение правонарушений, подпадающих под действие Конвенции.
Данное заявление направлено на соблюдение одного из основных принципов уголовного судопроизводства, предусматривающего назначение виновным справедливого наказания (статья 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), а также на демонстрацию готовности России к наиболее полному обеспечению на взаимной основе интересов запрашивающих Договаривающихся Государств.
Кроме того, с учетом отсутствия в понятийном аппарате Конвенции понятия "правонарушение политического характера" и во избежание в связи с этим возможных коллизий в ходе ее реализации представляется весьма важным сделать заявление о том, что законодательство Российской Федерации не содержит применяемого в пункте "d" статьи 11 и в пункте 1 статьи 30 Конвенции названного понятия, указав при этом перечень деяний, которые Россия не будет на основе взаимности с запрашивающим Договаривающимся Государством рассматривать в качестве таковых (аналогичные заявления содержатся в федеральных законах о ратификации Европейской конвенции о выдаче 1957 года и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года).
С учетом предлагаемых в проекте федерального закона о ратификации оговорок и заявлений Конвенция не будет устанавливать иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Участие России в Конвенции дополнительных расходов из федерального бюджета не повлечет.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года"
Реализация федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года"
Принятие федерального закона "О ратификации Европейской конвенции о передаче судопроизводства по уголовным делам от 15 мая 1972 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.