Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к приказу ГТК РФ
от 25 июня 1993 г. N 264
Положение
об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях государственного таможенного комитета Российской Федерации
14 апреля 1999 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет условия и порядок производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях Государственного таможенного комитета Российской Федерации в соответствии с требованиями таможенного, административного, уголовно-процессуального, гражданскопроцессуального и арбитражно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Приказом ГТК РФ от 14 апреля 1999 г. N 240 в пункт 1.2 настоящего приложения внесены изменения
1.2. В процессе производства таможенных экспертиз разрешаются вопросы по установлению:
страны происхождения товаров;
таможенной стоимости товаров;
идентификации товаров, в том числе сырья после проведения операций по его переработке;
физической и химической структуры и состава товаров;
марки, сорта, вида и качества товаров;
технологии производства товаров;
источников сырья для производства товаров;
норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров;
принадлежности товара к наркотическим средствам, сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам;
эксплуатационной и экологической безопасности товаров;
принадлежности товара к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также другие вопросы, которые требуют специальных познаний.
В связи с этим таможенными лабораториями проводятся следующие виды таможенных экспертиз, перечень которых не является исчерпывающим:
материаловедческие;
идентификационные;
химические;
сортификационные;
технологические;
товароведческие;
экологические;
искусствоведческие и другие.
1.3. Таможенные экспертизы в таможенных лабораториях ГТК России производятся по решениям таможенных или других правоохранительных органов Российской Федерации по уголовным и гражданским делам, при разрешении споров в арбитражных судах, по делам о нарушении таможенных правил, а также при проведении таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля и таможенного оформления.
В таможенных лабораториях ГТК Российской Федерации могут также проводиться исследования (экспертизы) в связи с обращениями других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан, если они не связаны с производством по уголовным и гражданским делам, разрешением споров в арбитражных судах и по делам о нарушении таможенных правил, а также с проведением таможенными органами России таможенного контроля и таможенного оформления.
1.4. Производство таможенных экспертиз по заданиям таможенных органов Российской Федерации проводится таможенными лабораториями ГТК России бесплатно за счет средств, выделяемых таможенным лабораториям Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Производство экспертиз по решениям других правоохранительных органов, а также в связи с обращениями иных государственных органов или предприятий, организаций, предпринимателей и граждан оплачивается вышеуказанными органами, организациями, предприятиями, предпринимателями и гражданами согласно заключенным с ними таможенными лабораториями договорами о производстве экспертиз.
1.5. Таможенные экспертизы производятся сотрудниками (экспертами) таможенных лабораторий, имеющими высшее или среднее специальное образование, получившими подготовку в соответствующей области таможенной экспертизы и допущенными к проведению таможенных экспертиз по результатам аттестации.
Порядок аттестации и дисциплинарной ответственности определяется Положением об аттестации сотрудников таможенных лабораторий.
Подбор специалистов, утверждение их состава и порядок деятельности осуществляются начальником таможенной лаборатории.
Начальник таможенной лаборатории может выступать в качестве эксперта в соответствии со своей квалификацией.
Таможенные экспертизы в таможенных лабораториях ГТК России могут производить также специалисты, не являющиеся штатными сотрудниками таможенных лабораторий.
Подбор таких специалистов, утверждение их состава и порядок их деятельности осуществляются руководителем таможенной лаборатории. На экспертную деятельность внештатных сотрудников полностью распространяется настоящее Положение.
Такие специалисты имеют право на вознаграждение за выполнение ими обязанностей эксперта и на возмещение расходов по явке в правоохранительные органы в связи с производством экспертизы в том же порядке и в таких же размерах, как и штатные работники таможенной лаборатории, производящие аналогичные экспертизы.
1.6. Таможенные экспертизы, как правило, производятся в помещениях таможенных лабораторий ГТК России. В случаях, вызываемых необходимостью, по разрешению руководства таможенной лаборатории (структурного подразделения) и органа, назначившего экспертизу, таможенные экспертизы могут проводиться в помещении такого органа или в других местах. Отдельные исследования товаров, необходимые для дачи заключения, могут с разрешения руководства таможенной лаборатории (структурного подразделения) проводиться экспертами таможенной лаборатории в других экспертных и научных учреждениях.
1.7. За нарушение порядка производства экспертиз и недобросовестное отношение к обязанностям эксперта, не влекущими уголовной ответственности, штатный сотрудник таможенной лаборатории может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
1.8. Объектами таможенных экспертиз являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а также сведения о таких товарах, содержащиеся в таможенных и иных документах.
В процессе экспертных исследований могут также использоваться сведения о товарах, содержащиеся в актах документальных ревизий, заключениях экспертов других специальностей, объяснениях и показаниях свидетелей, лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, подозреваемых и обвиняемых, подсудимых по уголовным делам, и в других материалах дела, если эти сведения представляются в качестве исходных.
1.9. Центральная таможенная лаборатория проводит, как правило, наиболее сложные таможенные экспертизы, а также повторные таможенные экспертизы, если у должностных лиц таможенных и других правоохранительных органов Российской Федерации возникли сомнения в правильности и обоснованности заключений экспертов региональных таможенных лабораторий.
1.10. Таможенные лаборатории ведут учет произведенных ими экспертиз, сообщая о них в своих ежемесячных и годовых отчетах в Центральную таможенную лабораторию ГТК России.
II. Обязанности и права эксперта
2.1. Процессуальные права, обязанности и ответственность экспертов при производстве таможенных экспертиз, а также порядок предупреждения эксперта об уголовной ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения определяются законодательством Российской Федерации.
2.2. Эксперт обязан:
исходя из требований таможенного, административного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства Российской Федерации давать обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями. Он несет личную ответственность за данное им заключение;
производить исследование представленных на экспертизу товаров, проб, образцов и других материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя бы часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах, сделавших невозможным решение других вопросов;
по вызову лица, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, или лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда (судьи) являться на опрос или допрос для разъяснения или дополнения данного им заключения;
заявлять самоотвод при наличии оснований, указанных в законодательстве;
не разглашать данных дела о нарушении таможенных правил или предварительного расследования без разрешения органа, назначившего экспертизу;
обеспечить сохранность полученных для исследования материалов;
устанавливать как по заданию органа, назначившего экспертизу, так и по собственной инициативе обстоятельства, способствующие совершению и сокрытию таможенных правонарушений, если для этого имеются необходимые данные, позволяющие использовать специальные познания эксперта;
при проведении исследований соблюдать правила техники безопасности.
2.3. Эксперт имеет право:
знакомиться с материалами, относящимися к предмету таможенной экспертизы, и запрашивать в других подразделениях ГТК России необходимую для производства экспертизы нормативную документацию;
заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, проб и образцов товаров, необходимых для дачи заключения у органа или лица, назначившего экспертизу;
присутствовать с разрешения лица, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, или лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (судьи) при производстве опросов или допросов и других процессуальных действий, задавать опрашиваемому или допрашиваемому вопросы, относящиеся к предмету таможенной экспертизы;
указывать в заключении на установленные в ходе экспертного исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы;
заявлять ходатайства суду об ограничении срока его участия в судебном заседании временем, необходимым для исследования обстоятельств, имеющих отношение к предмету таможенной экспертизы;
обжаловать в установленном законом порядке действия или решения лица, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, или лица, производящего расследование по уголовному делу, прокурора, суда (судьи), если они нарушают права или законные интересы эксперта.
Эксперт имеет также право на вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме тех, которые выполняются им в порядке служебного задания, и на возмещение расходов по явке в правоохранительный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4. Эксперт не вправе:
принимать к производству экспертизы без письменного указания руководства таможенной лаборатории (структурного подразделения);
исследовать товары, пробы и образцы, материалы дела, не указанные в поручении (постановлении, определении) о назначении экспертизы и не являющиеся объектами исследования;
самостоятельно собирать и использовать данные, не представленные ему в установленном законом порядке;
решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компетенции;
участвовать в деле в качестве специалиста, проводить ревизию, участвовать во взятии проб и образцов товаров или в инвентаризации, производить экспертизу, связанную с исследованием документов учреждений, предприятий, организаций, в которых он состоял (состоит) на службе. (Участие сотрудника таможенной лаборатории в качестве специалиста в производстве процессуальных действий по уголовному делу или по делу о нарушении таможенных правил, а также участие его во взятии проб и образцов товаров исключает привлечение такого лица в качестве эксперта);
привлекать других лиц к участию в производстве порученной ему экспертизы;
хранить товары, пробы, образцы, документы и другие материалы, по которым производится экспертиза вне служебного помещения, за исключением случаев, указанных в п. 1.6 настоящего Положения.
III. Порядок производства таможенных экспертиз
3.1. Таможенная экспертиза может производиться только по представлению органом, ее назначившим, необходимых материалов, оформленных в соответствии с законом, настоящим Положением и другими указаниями ГТК России.
3.2. На экспертизу должны быть представлены:
постановление (поручение, определение) о назначении экспертизы. По многообъектным и многоэпизодным делам экспертизы могут назначаться отдельно по эпизодам, по группам товаров, по лицам и т.п.;
товары, пробы, образцы и документы (объекты экспертизы).
В необходимых случаях направляются также иные материалы дела: акты документальных ревизий; неофициальная документация, приобщенная к делу в качестве доказательства; заключения экспертов; протоколы опросов и допросов и другие материалы, содержащие сведения, относящиеся к предмету таможенной экспертизы.
В постановлении (поручении, определении) о назначении экспертизы указываются:
а) дата и место составления постановления (поручения, определения), наименование органа, назначившего экспертизу, должность и фамилия лица, вынесшего или составившего постановление (поручение, определение); номер дела о нарушении таможенных правил или номер уголовного или гражданского дела, по которому назначена экспертиза;
б) основания для назначения экспертизы, т. е. факты, обстоятельства, обусловившие необходимость таможенной экспертизы;
в) наименование таможенной лаборатории, которой поручено производство экспертизы. При назначении для производства экспертизы двух или более экспертов, состоящих в штате различных таможенных лабораторий, экспертных или иных учреждений, в постановлении (поручении, определении) должно быть указано на какое экспертное учреждение возлагается организация деятельности комиссии экспертов и в какое учреждение направлены объекты экспертного исследования и иные материалы дела. В указанном случае постановление (поручение, определение) о назначении экспертизы направляется в каждое из этих учреждений;
г) объекты экспертного исследования и иные материалы, которые должны представляться в упакованном, опечатанном, подшитом и пронумерованном виде.
В случае назначения дополнительной или повторной экспертизы, помимо указанных выше материалов в таможенную лабораторию представляются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения о невозможности дачи заключения) со всеми приложениями, а также дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы, поступившие в распоряжение органа, назначившего ее, после дачи первичного заключения (сообщения о невозможности дачи заключения).
3.3. При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований процессуального законодательства и настоящего Положения, начальник таможенной лаборатории (ее структурного подразделения) в течение суток сообщает об этом таможенному или другому правоохранительному органу, ее назначившему. Если орган, назначивший экспертизу, не принимает необходимых мер для устранения недостатков, руководитель учреждения вправе по истечении одного месяца возвратить материалы без исполнения вместе с сообщением эксперта о невозможности дачи заключения. Материалы могут быть возвращены одновременно с направлением сообщения в форме служебного письма о неправильности их оформления, если устранение отмеченных недостатков невозможно без получения дополнительных материалов.
3.4. На начальника таможенной лаборатории возлагается ответственность за обеспечение высокого качества научно-технического уровня экспертиз и своевременного их производства на основе точного соблюдения требований законодательства, положений и инструкций, регулирующих экспертную деятельность.
Полномочия начальника таможенной лаборатории как руководителя экспертного учреждения определяются таможенным, административным, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством, настоящим Положением и указаниями ГТК России.
Начальник таможенной лаборатории или его заместитель:
а) получает адресованные таможенной лаборатории материалы для производства экспертизы, проверяет их соответствие требованиям закона и настоящего Положения и письменно поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам, разъясняет им права и обязанности эксперта, предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения, если экспертиза назначена по уголовному и гражданскому делу, и об административной ответственности, если экспертиза назначена при разрешении спора в арбитражном суде (ст. 46, 47, 48, 49, 52 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации);
б) устанавливает сроки производства экспертиз;
в) знакомится с ходом и результатами исследований, проводимых экспертами, оказывая им необходимую помощь научного и методического характера, осуществляет контроль за качеством и сроками экспертиз;
г) по завершении производства экспертизы проверяет полноту проведенного исследования и обоснованность выводов эксперта, соблюдение экспертом методических рекомендаций, качество оформления заключения;
д) направляет вместе с заключением эксперта (экспертов) все материалы органу, назначившему экспертизу.
3.5. В случае ошибочного обозначения должностным лицом таможенного органа, следователем (судом) назначенной им экспертизы (первичной, дополнительной или повторной) начальник таможенной лаборатории по согласованию с органом, назначившим экспертизу, вправе именовать экспертизу в соответствии с законом.
Если экспертиза назначена по вопросам, решение которых в данной таможенной лаборатории невозможно, либо лаборатория не располагает соответствующими специалистами, руководитель таможенной лаборатории немедленно уведомляет об этом должностное лицо таможенного органа, назначившего экспертизу, следователя (суд), а товары, образцы, пробы, другие объекты исследования и другие материалы либо возвращает, либо направляет согласно письменному указанию последних в другую таможенную лабораторию для производства экспертизы.
3.6. Эксперт приступает к производству экспертизы по получении письменного указания начальника таможенной лаборатории (структурного подразделения) вместе с постановлением (поручением, определением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.
Если материалы, представленные на экспертизу, оформлены с нарушением установленного порядка, эксперт уведомляет руководителя таможенной лаборатории (структурного подразделения), который действует в соответствии с настоящим Положением.
В случае неполноты материалов эксперт в письменном виде заявляет ходатайство органу, назначившему экспертизу, не позднее пяти суток после поступления материалов в таможенную лабораторию.
3.7. Сроки производства экспертиз, назначенных таможенными органами России, устанавливаются руководителем таможенной лаборатории (структурного подразделения) в пределах 20 дней. Срок производства экспертизы устанавливается после предварительного ознакомления эксперта с материалами дела. Предварительное ознакомление должно продолжаться не более пяти дней. Когда экспертиза не может быть выполнена в 20-дневный срок, руководитель экспертного учреждения таможенной лаборатории ставит об этом в известность должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок.
При направлении таможенному органу, назначившему экспертизу, ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, без которых невозможно производство экспертизы, течение срока приостанавливается со дня направления ходатайства по день получения материалов или сообщения об отказе в удовлетворении ходатайства.
Экспертизы, назначенные другими правоохранительными органами, выполняются в порядке очередности их поступления в таможенную лабораторию и не в ущерб срокам проведения экспертиз, назначенных таможенными органами, кроме случаев, не терпящих отлагательств.
Сроки производства экспертиз и сроки предварительного ознакомления с материалами, представленными на экспертизу другими правоохранительными органами, устанавливаются, как правило, в тех же пределах и в том же порядке, что и для экспертиз, назначенных таможенными органами, если иное не оговорено в договорах о производстве экспертиз, заключенных таможенными лабораториями с этими правоохранительными органами.
Производство исследований (экспертиз) в таможенных лабораториях с связи с обращениями других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан проводится не в ущерб производству экспертиз по заданиям таможенных и других правоохранительных органов в сроки, которые устанавливаются договорами о производстве таких исследований (экспертиз).
3.8. Эксперт сообщает органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения по поставленному вопросу, если:
предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения и устранение этого препятствия оказалось невозможным;
поставленный вопрос выходит за пределы его специальных познаний.
3.9. В случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта таможенным органом России (должностным лицом) следователем (судом) может быть назначена дополнительная экспертиза для уточнения процесса исследования и содержания выводов, а также для более полной аргументации данного заключения. При этом перед экспертом могут быть поставлены новые вопросы либо вопросы, предложенные ранее, но не решенные экспертом в полном объеме, которые нельзя разрешить путем допроса эксперта.
Повторная экспертиза может быть назначена как в случае сомнений в правильности заключения, так и в случае его необоснованности.
Экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, например, вновь взятых проб и образцов, назначается по общим правилам как новая экспертиза и не является ни дополнительной, ни повторной.
3.10. При проведении экспертизы несколькими экспертами они до дачи заключения совещаются между собой. Если эксперты придут к общему заключению, последнее подписывается всеми экспертами. В случае разногласия каждый эксперт дает свое заключение отдельно.
Если в целях всестороннего исследования обстоятельств дела требуется привлечение экспертов, специализирующихся в разных областях знаний, для формулирования общего вывода (выводов) на основе совместного обобщения и оценки результатов проведенных ими исследований организуется производство комплексной экспертизы. (Порядок проведения комплексных экспертиз регулируется межведомственной Инструкцией об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР, утвержденной 22.07.86 г. N К-8-512.)
3.11. При производстве в таможенной лаборатории комиссионной или комплексной экспертизы руководитель лаборатории (структурного подразделения) назначает ведущего эксперта, который обеспечивает организацию и координацию деятельности комиссии экспертов.
3.12. Ведущий эксперт (руководитель комиссии (группы) экспертов) обладает теми же процессуальными правами и обязанностями, что и любой эксперт в деле о нарушении таможенных правил, в уголовном и гражданском судопроизводстве, и не пользуется никакими преимуществами при разрешении вопросов по существу.
Задачей ведущего эксперта является организация наиболее эффективного использования опыта и знаний коллектива экспертов в целях научно обоснованного и полного решения поставленных перед комиссионной или комплексной экспертизой вопросов. (Функции ведущего эксперта определены п. 7 Инструкции об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР.)
IV. Заключение эксперта (акт экспертизы)
4.1. Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.
Во вводной части заключения указываются: наименование экспертизы, ее номер, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной; наименование органа, назначившего экспертизу; сведения об эксперте (экспертах): должность, фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень; дата поступления материалов на экспертизу в таможенную лабораторию и дата подписания заключения, основание для производства экспертизы (поручение, постановление или определение, когда и кем оно составлено или вынесено); наименование поступивших на экспертизу материалов и других объектов исследования, способ их доставки в таможенную лабораторию и вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты; обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения; ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, заявленные экспертом, результаты их рассмотрения; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение); место производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.
Вопросы экспертом приводятся в той формулировке, в какой они даны в поручении, постановлении (определении) о назначении экспертизы; изменение формулировок не допускается. При необходимости уточнить их эксперт должен изложить вопрос должностного лица таможенного органа, следователя (суда), а затем указать, как он понимает задание в соответствии со своей компетенцией. Если эксперт считает некоторые из вопросов выходящими (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении. Эксперт вправе также сгруппировать вопросы, изложить их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок исследования. Если вопрос ставится по инициативе эксперта, он излагается также во вводной части.
При производстве повторной или дополнительной экспертизы во вводной части излагаются также сведения о первичных (предшествующих) экспертизах: кем и где они проведены; номер и дата заключения; выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертизы, указанные в постановлении (определении) о ее назначении.
При производстве комплексной и комиссионной экспертиз во вводной части заключения указывается фамилия ведущего эксперта и отражается подготовительный этап экспертизы. Если производство экспертизы осуществляется несколькими таможенными лабораториями (экспертными учреждениями), во вводной части заключения указываются эти таможенные лаборатории (учреждения).
Если комплексной экспертизе предшествовало производство отдельных экспертиз, результаты которых имеют значение для решения общего вопроса, во вводной части заключения проводятся данные об этих экспертизах.
4.2. В исследовательской части заключения описывается процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам.
Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух и более вопросов, тесно связанных между собой, результаты излагаются в одном разделе.
В исследовательской части излагаются:
состояние объектов экспертного исследования;
методы и приемы исследований, которые описываются доступно для понимания лицами, не имеющими специальных познаний, подробно, чтобы при необходимости можно было проверить правильность выводов эксперта, повторив исследование;
справочно-нормативные материалы (инструкции, постановления, приказы), которыми эксперт руководствовался при решении поставленных вопросов, с указанием даты и места их издания;
результаты процессуальных действий (опросов, допросов, обследования, осмотров, экспериментов и др.), принятые в качестве исходных данных, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов, со ссылкой на листы дела;
ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним;
экспертная оценка результатов исследования с развернутой мотивировкой суждения, обосновывающего вывод по решаемому вопросу.
Специальные термины должны разъясняться. Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможности дать ответ в исследовательской части, эксперт (эксперты) указывает причины этого.
При производстве дополнительной экспертизы в исследовательской части заключения может быть сделана ссылка на материалы основной экспертизы, если экспертом использованы результаты проведенных ранее исследований.
В исследовательской части заключения повторной экспертизы указываются причины расхождений выводов с результатами предшествующих экспертиз, если таковые имели место (отступление от методики исследования, принятие иных количественных и стоимостных величин, ошибки в расчетах и т.п.).
В исследовательской части заключения комплексной экспертизы исследования, проводимые экспертами различных специальностей, могут излагаться в форме отдельных разделов с указанием фамилий экспертов. По результатам исследований могут быть сформулированы промежуточные выводы, которые подписываются экспертами (экспертом), проводившими данную часть исследования. Обобщение и совместная оценка результатов, сделанная на итоговом совещании комиссии экспертов, отражаются в синтезирующем разделе исследовательской части. Здесь указывается обоснование общего вывода (выводов).
4.3. Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы изложены во вводной части заключения.
На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения по тем или иным причинам.
Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые были установлены им (ими) в процессе исследования, излагаются в конце заключения.
Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В исключительных случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.
4.4. При производстве комплексной экспертизы общий вывод (выводы) подписывается экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедшими к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. Каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими членами комиссии, указав на это в обосновании своих выводов.
4.5. Установленные экспертом обстоятельства профилактического характера отражаются в исследовательской части заключения, а предложения по предупреждению таможенных правонарушений - в его заключительной части.
Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу, что удостоверяется печатью таможенной лаборатории, и направляется органу или лицу, назначившему экспертизу, руководителем таможенной лаборатории (структурного подразделения).
При производстве комиссионной экспертизы заключение подписывается с учетом требований, содержащихся в п. 3.12 настоящего Положения, а при производстве комплексной экспертизы - с учетом требований п. 15 Инструкции об организации производства комплексных экспертиз в судебноэкспертных учреждениях СССР.
4.6. При использовании экспертом (экспертами) методик, связанных с частичной автоматизацией исследования, в том числе с применением ЭВМ, заключение составляется и подписывается также по правилам, изложенным выше, и эксперт (эксперты) несет личную ответственность. В исследовательской части заключения в этих случаях указывается, при каких именно исследованиях использована ЭВМ, по каким именно программам, кем они разработаны и утверждены, какие результаты получены.
4.7. Если к заключению дается приложение в виде таблиц, графиков и т.п., они также подписываются экспертом (экспертами) и заверяются печатью таможенной лаборатории. На них проставляются номер и дата заключения, к которому они составлены.
4.8. Заключение и приложение к нему составляются в двух экземплярах, первый из которых направляется органу, назначившему экспертизу, а второй остается в таможенной лаборатории.
При производстве комиссионных или комплексных экспертиз заключение изготавливается в количестве экземпляров, достаточном для направления органу, назначившему экспертизу, и каждой таможенной лаборатории (экспертному учреждению или структурному подразделению), принимавшему участие в производстве экспертизы.
4.9. При производстве экспертизы в суде при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе составляется заключение по правилам, изложенным в настоящем разделе, и после оглашения передается суду или должностному лицу, рассматривающему дело о нарушении таможенных правил.
Если экспертиза проводится в суде или при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе по тем же вопросам и тем же экспертом, что и в стадии производства по делу о нарушении таможенных правил, дознания или предварительного следствия, и если выводы остаются прежними, эксперт вправе обосновать их результатами ранее проведенных исследований, оформив это самостоятельным заключением.
Копия заключения, данного в суде или при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе, вместе с копией определения или постановления о назначении экспертизы представляются в таможенную лабораторию.
4.10. Сообщение (акт) о невозможности дачи заключения состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.
В вводной части излагаются сведения, указанные в п. 4.1 настоящего Положения.
В мотивировочной части подробно излагаются причины невозможности дачи заключения.
В заключительной части указывается на невозможность дать ответ по каждому вопросу, поставленному перед экспертом.
Сообщение о невозможности дачи заключения подписывается экспертом (экспертами), подпись удостоверяется печатью таможенной лаборатории, после чего один экземпляр руководитель таможенной лаборатории (структурного подразделения) направляет органу, назначившему экспертизу, а другой оставляет в таможенной лаборатории.
Если такое сообщение дается в стадии рассмотрения дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, один из которых представляется суду, а другой руководителю таможенной лаборатории.
4.11. Предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования (включая пробы и образцы), с соответствующими пометками эксперта в упакованном и опечатанном виде подлежат возвращению органу, назначившему экспертизу, вместе с заключением (актом) или сообщением о невозможности дачи заключения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.