Для использования в работе направляю Общее положение о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами таможенного органа, откорректированное в соответствии с приказом ГТК России от 7 мая 1997 года N 242.
Приложение: Общее положение о службе ТКДРМ таможенного органа на 6 листах, в адрес.
Начальник Управления |
А.Н. Чупланов |
Общее положение
о службе таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ) таможенного органа*
(в редакции приказа ГТК РФ от 7 мая 1997 г. N 242)
1. Общие положения
1.1. Назначение.
Служба ТКДРМ предназначена для пресечения незаконных перемещений через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов.
1.2. Настоящее Положение устанавливает общие принципы организации и определяет основные задачи, права, обязанности, ответственность, а также другие вопросы деятельности службы ТКДРМ таможенного органа Российской Федерации.
1.3. На основании данного Положения действуют службы ТКДРМ таможенных органов Российской Федерации, положения о которых согласовываются с местными органами Госсанэпиднадзора России и утверждаются начальниками таможенных органов Российской Федерации.
Положения о службе ТКДРМ региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, согласовываются со Службой ТКДРМ ГТК России, а таможен - с региональными таможенными управлениями.
1.4. Служба ТКДРМ отвечает за:
- организацию таможенного оформления и контроль за делящимися и радиоактивными материалами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации;
- контроль и координацию действий всех подразделений таможенных органов и таможенных лабораторий по организации контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов;
- оснащенность таможенных органов и таможенных лабораторий техническими средствами радиационного контроля (РК) и безопасности в целях пресечения незаконных перемещений через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов;
- техническую эксплуатацию и поддержание в исправном состоянии систем и средств ТКДРМ;
- разработку и контроль выполнения требований нормативно-технической документации по вопросам ТКДРМ;
- совершенствование технических средств и методов РК;
- обеспечение радиационной безопасности персонала и населения при ТКДРМ и использование других источников ионизирующего излучения при таможенном контроле;
- организацию и осуществление ведомственного контроля за обеспечением радиационной безопасности персонала и населения при осуществлении ТКДРМ, использованием других источников ионизирующего излучения при таможенном контроле, и информирование руководства ГТК России о результатах такого контроля.
1.5. Служба ТКДРМ в таможенном органе и таможенных лабораториях организовывается в виде отдела, группы в зависимости от задач и объема работ таможенного органа. Численность службы устанавливается с учетом обеспечения эффективного радиационного контроля в каждой дежурной смене таможенного органа.
1.6. Служба ТКДРМ является структурным подразделением таможенного органа и подчиняется непосредственно начальнику таможенного органа или его заместителю.
1.7. Служба ТКДРМ укомплектовывается лицами, не имеющими медицинских противопоказаний для работы в условиях воздействия ионизирующих излучений и прошедших специальную подготовку.
1.8. На должность руководителя службы ТКДРМ таможенного органа назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы на инженерно-технических должностях в области радиационного контроля не менее пяти лет.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителей служб ТКДРМ региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, согласовывается со Службой ТКДРМ ГТК России, а руководителей служб ТКДРМ таможен - со службой ТКДРМ регионального таможенного управления.
1.9. При таможенном контроле за перемещением через таможенную границу Российской Федерации радиоактивных и делящихся материалов должен осуществляться индивидуальный дозиметрический контроль персонала и контроль за состоянием радиационной обстановки на территории таможенного органа.
Служба ТКДРМ таможенного органа обязана регулярно информировать сотрудников таможенного органа об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о значении полученных ими индивидуальных доз облучения.
1.10. По возможным последствиям, обнаружение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов, рассматривается как радиационная авария.
Действия сотрудников таможенного органа должны регламентироваться в этом случае единым нормативным документом, согласованным с органами Госатомнадзора России, Госсанэпиднадзора России, МЧС России, МВД России и утвержденным начальником таможенного органа.
1.11. В своей работе служба ТКДРМ руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Нормами радиационной безопасности НРБ-96, Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений ОСП-72/87, Временным разрешением Госатомнадзора России, выданного ГТК России на обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами при проведении ТКДРМ.
1.12. Сотрудники службы ТКДРМ согласно НРБ-96 относятся к категории А-персонал, и на них не распространяются льготы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.13. Оперативно-техническое руководство и контроль за деятельностью служб ТКДРМ таможенных органов осуществляет Служба ТКДРМ ГТК России.
1.14. Государственный надзор за обеспечением радиационной безопасности и контроль за соблюдением условий действия Временного разрешения Госатомнадзора России осуществляют Управление Центрального округа Госатомнадзора России совместно со Службой ТКДРМ ГТК России.
2. Основные задачи и функции
Основными задачами и функциями службы ТКДРМ являются:
2.1. Проведение досмотра с помощью специальной аппаратуры при таможенном оформлении радиоактивных и делящихся материалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, на пограничных и внутренних таможнях, осуществляющих производство таможенного оформления этих материалов.
2.2. Осуществление постоянного радиационного контроля с помощью стационарной дистанционной автоматизированной аппаратуры всех транспортных средств, товаров и пассажиров (багажа) при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации с регистрацией превышения естественного гамма-нейтронного фона.
Проведение анализа и обобщение результатов радиационного контроля.
2.3. Локализация источника ионизирующего излучения с помощью переносных приборов (при обнаружении превышения естественного фона) до уровня транспортного средства (его отсека), упаковки (места) багажа, товара.
Определение степени опасности обнаруженного источника ионизирующего излучения (радиоактивного загрязнения).
2.4. Обеспечение временного хранения задержанных радиоактивных объектов в заранее подготовленных для этого местах (хранилищах, площадках) транспортной организации или других организаций региона, оборудованных в соответствии с требованиями радиационной безопасности.
2.5. Идентификация источника ионизирующего излучения путем замера его спектральных характеристик.
2.6. Передача задержанных делящихся и радиоактивных материалов в установленном порядке компетентным органам.
2.7. Организация контроля за выполнением нормативных и иных правовых актов ГТК России по вопросам ТКДРМ, а также выполнением норм и правил радиационной безопасности, контроля индивидуальных доз внешнего облучения сотрудников таможенного органа.
2.8. Ведение производства по делам о нарушении таможенных правил по выявленным фактам незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов, участие в проведении процессуальных действий по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела и оказание помощи при проведении дознания.
2.9. Регистрация результатов радиационного контроля в рабочих журналах, протоколах и иных формах учетной документации, разработанных с учетом специфики таможенного органа.
Организация учета и контроля перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов.
2.10. Организация и проведение экспертиз по спорным вопросам обнаружения и идентификации радиоактивных материалов и предметов.
2.11. Планирование оснащения таможенного органа техническими средствами ТКДРМ и необходимыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
2.12. Организация обеспечения правильной технической эксплуатации средств ТКДРМ, источников ионизирующего излучения, имеющихся в таможенных органах, и обучения сотрудников таможенного органа работе со средствами ТКДРМ и по вопросам радиационной безопасности (РБ). Контроль за соблюдением правил эксплуатации средств ТКДРМ и правил РБ в таможенном органе Российской Федерации.
2.13. Организация и проведение технического обслуживания технических средств ТКДРМ, за исключением радиоизотопных приборов, работы с которыми выполняются только организациями-разработчиками (изготовителями) или другими специализированными организациями.
2.14. Участие в рассмотрении проектных материалов на вновь создаваемые и реконструируемые объекты таможенной инфраструктуры по вопросам оснащения их средствами ТКДРМ.
2.15. Участие в разработке нормативно-технических документов по ТКДРМ и организация обеспечения ими таможенных органов Российской Федерации.
2.16. В случае возникновения радиационной аварии в месте расположения таможенного органа - участие совместно с представителями транспортной организации, МЧС России, Госсанэпиднадзора России, Госатомнадзора России, МВД России в контроле за радиационной обстановкой на месте аварии, определении индивидуальных доз облучения персонала, расследовании радиационной аварии и ликвидации ее последствий.
2.17. Организация совершенствования средств ТКДРМ. Разработка и выдача технических заданий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Контроль за этапами исследований и разработок, организация проведения испытаний и внедрение разработанных средств ТКДРМ.
2.18. Разработка предложений по совершенствованию оснащения таможенных органов средствами ТКДРМ на основе изучения технологий таможенного контроля, оперативной обстановки и прогнозов ее изменения, существующих и перспективных средств ТКДРМ.
2.19. Участие совместно с другими правоохранительными органами в международном сотрудничестве по пресечению незаконного перемещения радиоактивных и делящихся материалов через границы.
2.20. Участие совместно со структурными подразделениями МИД России и Госатомнадзора России в реализации мер по обеспечению выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия и других межгосударственных соглашений в этой области.
2.21. Обеспечение физической защиты находящихся на объектах таможенной инфраструктуры делящихся и радиоактивных материалов, радиоизотопных приборов, принятие надлежащих мер в целях предотвращения их хищения, повреждения, а также несанкционированного доступа к ним.
2.22. Контроль за получением, учетом, правильным использованием радиоизотопных приборов и СИЗ.
3. Права службы ТКДРМ
Сотрудники службы ТКДРМ имеют право:
3.1. Контролировать состояние ТКДРМ во всех подразделениях таможенных органов, знакомиться с необходимой проектной, конструкторской, технологической и другой документацией, требовать и получать объяснения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по вопросам ТКДРМ.
3.2. Давать руководству таможенного органа предложения об отстранения от работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения лиц, виновных в нарушении требований радиационной безопасности, и наложении взысканий на них, а также о поощрении должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, обеспечивающих своевременное выполнение мероприятий ТКДРМ.
3.3. При возникновении ситуаций, представляющих опасность для жизни и здоровья работающих или опасность радиоактивного заражения окружающей среды, приостанавливать таможенный контроль за радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения с сообщением об этом руководству таможенного органа.
Сообщать в соответствии с порядком, определенным Руководством по ТКДРМ, представителям Госатомнадзора России о создающих угрозу радиационной безопасности нарушениях установленных правил ведения радиационно опасных работ.
3.4. Принимать участие в расследовании радиационных аварий, связанных с загрязнением помещений, рабочих мест и переоблучением сотрудников таможенных органов.
3.5. Принимать участие в работе конференций, совещаний, семинаров, симпозиумов по вопросам ТКДРМ и радиационной безопасности.
3.6. Готовить и представлять предложения по совершенствованию ТКДРМ, а также своей деятельности.
4. Ответственность
4.1. Руководитель службы ТКДРМ таможенного органа несет ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на него настоящим Положением, правильность и полноту использования представленных прав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.2. Ответственность остальных сотрудников службы ТКДРМ таможенного органа Российской Федерации определяется соответствующими должностными инструкциями.
--------------------------------------------
* Утверждено приказом ГТК России от 5 мая 1995 г. N 303, изменения внесены в соответствии с приказом ГТК России от 7 мая 1997 г. N 242.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 26 мая 1997 г. N 01-12/242 "Общее положение о службе ТКДРМ таможенного органа"
Текст письма официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ГТК РФ от 19 мая 1998 г. N 333 (в редакции приказа ГТК РФ от 5 июля 2000 г. N 573)
Изменения вступают в силу с 1 июля 2000 г.
Приказ ГТК РФ от 19 мая 1998 г. N 333