г. Самара |
|
09 июня 2012 г. |
Дело N А65-17545/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 июня 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании до перерыва:
представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Щербакова И.А. (доверенность от 30.12.2011 N АГ-02/17444) и Муратовой К.И. (доверенность от 30.12.2011 N АГ-02/17435),
представителей муниципального унитарного предприятия "Водоканал" Кирсановой Е.Л. (доверенность от 19.01.2012 N 34-0/252) и Ибрагимовой А.А. (доверенность от 10.01.2012 N 34-0/1),
представитель товарищества собственников жилья "Урицкий" не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.06.2012 - 08.06.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.02.2012 по делу N А65-17545/2011 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ИНН 1653006666, ОГРН 1021602830370), г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников жилья "Урицкий" (ИНН 1658040981, ОГРН 1021603270292), г.Казань, об оспаривании решения, предписания, постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 16.06.2011 по делу N 05-467/2010 о нарушении антимонопольного законодательства, предписания Татарстанского УФАС России от 17.06.2011 по указанному делу, а также о признании незаконным постановления Татарстанского УФАС России от 24.08.2011 о наложении административного штрафа по делу N А05-821/2010.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле было привлечено товарищество собственников жилья "Урицкий" (далее - ТСЖ "Урицкий").
Решением от 20.02.2012 по делу N А65-17545/2011 Арбитражный суд Республики Татарстан, частично удовлетворив заявленные требования, признал незаконным и отменил постановление Татарстанского УФАС России от 24.08.2011 по делу N А05-821/2010 в части назначения предприятию штрафа в размере, превышающем 300000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано. По мнению Татарстанского УФАС России, в обжалуемой части решение суда первой инстанции не основано на законе.
В апелляционной жалобе Татарстанское УФАС России просило отменить указанное судебное решение в части изменения размера административного штрафа.
МУП "Водоканал" в отзыве просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда первой инстанции в части размера назначенного административного наказания - без изменения.
Рассмотрение дела было отложено с 16.05.2012 на 06.06.2012.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей ТСЖ "Урицкий", которое надлежащим образом извещалось о времени и месте проведения судебных заседаний.
В судебном заседании 06.06.2012 был объявлен перерыв до 08.06.2012; после перерыва судебное заседание было продолжено.
В судебных заседаниях представители Татарстанского УФАС России поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям, а также по основаниям, приведенным в письменных пояснениях.
Представители предприятия апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзыве.
Проверив решение суда первой инстанции в обжалуемой части в соответствии с правилами, предусмотренными частью 5 статьи 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Решением от 16.06.2011 по делу N 05-467/2010 Татарстанское УФАС России установило, что МУП "Водоканал" совершило нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г.. N 135-Фз "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), которое выразилось в направлении в адрес исполнителей коммунальных услуг, конечными потребителями по договору с которыми являются граждане, необоснованных угроз прекращения предоставления услуг водоснабжения (поставки воды) и водоотведения (приема сточных вод), что привело либо могло привести к ущемлению интересов других лиц (граждан).
17.06.2011 Татарстанское УФАС России выдало предприятию предписание по указанному делу о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно: не допускать ограничения и (или) прекращения предоставления услуг водоснабжения (поставки воды) и водоотведения (приема сточных вод), а также не допускать совершения действий в виде направления в адрес собственников помещений многоквартирных домов (управляющих организаций, товариществ собственников жилья и др.) необоснованных угроз о прекращении предоставления услуг водоснабжения (поставки воды) и водоотведения (приема сточных вод).
Решение суда первой инстанции в части отказа предприятию в удовлетворении заявления об оспаривании указанных решения и предписания в порядке апелляционного производства не оспаривается.
В соответствии со статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в редакции Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Постановлением от 24.08.2011 по делу об административном правонарушении N А05-821/2010, вынесенным на основании указанных решения и предписания, Татарстанское УФАС России назначило предприятию наказание, предусмотренное статьей 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 09.04.2007 N 45-ФЗ, в виде административного штрафа в размере 11851590 руб.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ предусмотрено, что совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что услуги водоснабжения и водоотведения являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
На основании данной нормы суд апелляционной инстанции повторно рассматривает вопрос о законности оспариваемого постановления Татарстанского УФАС России, в том числе в части назначения предприятию административного штрафа.
В силу статьи 14.31 КоАП размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, злоупотребившее доминирующим положением на товарном рынке, определяется исходя из суммы его выручки от реализации соответствующего товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.
При этом расчет штрафа производится от выручки правонарушителя за период, установленный пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ: за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
В рассматриваемом случае Татарстанское УФАС России по результатам проверки фактов, изложенных в жалобе ТСЖ "Урицкий" на действия МУП "Водоканал", выразившиеся в угрозе прекращения подачи воды и приемки сточных вод в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении этого товарищества, издало приказ от 17.11.2010 N 01/571-к о возбуждении дела N 05-467/2010 о нарушении антимонопольного законодательства. 01.12.2010 Татарстанское УФАС вынесло определение о назначении указанного дела к рассмотрению.
Следовательно, правонарушение выявлено Татарстанским УФАС России в 2010 году.
Поэтому Татарстанское УФАС России, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, должно был определить размер штрафа, исходя из выручки предприятия за 2009 год, то есть за год, предшествовавший 2010 году.
Между тем, как видно из оспариваемого постановления, Татарстанское УФАС России назначило предприятию наказание в виде административного штрафа в размере 11851590 руб., исходя из его выручки за 2010 год.
Таким образом, оспариваемое постановление Татарстанского УФАС России в части назначения предприятию наказания в виде названной суммы штрафа является незаконным.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.12.2011 N 11132/11 по делу N А26-9462/2010.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции в обжалуемой части изменяет решение суда первой инстанции в связи неправильным применением норм материального права и несоответствием содержащихся в этом решении выводов обстоятельствам дела (пункты 3 и 4 части 1, часть 2 статьи 270 АПК РФ) и, руководствуясь пунктом 2 статьи 269 АПК РФ, принимает новый судебный акт о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Татарстанского УФАС России в части назначения предприятию наказания в виде административного штрафа в размере 11851590 руб.
В части описания события административного правонарушения и вины предприятия в его совершении оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2012 года по делу N А65-17545/2011 в обжалуемой части изменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24 августа 2011 по делу об административном правонарушении N А05-821/2010 в части назначения муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" наказания в виде административного штрафа в размере 11851590 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17545/2011
Истец: МУП "Водоканал", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ТСЖ "Урицкий"
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-188/13
23.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13885/12
03.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6861/12
09.06.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4256/12
04.05.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4254/12
21.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-17545/11