г. Москва |
|
13 июня 2012 г. |
Дело N А41-42637/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Сергеевой Т.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Глухов Е.А., доверенность от 01.11.2011 N 82,
от заинтересованного лица: Черненко А.М., доверенность от 11.04.2012 N 120-Д,
от третьего лица: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ недвижимости "Лэнд Девелопмент" (ИНН: 5015008403, ОГРН: 1105003003742) на решение Арбитражного суда Московской области от 11.03.2012 по делу N А41-42637/11, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ недвижимости "Лэнд Девелопмент" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, при участии в качестве третьего лица федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, об оспаривании действий и обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. ЗПИФ недвижимости "Лэнд Девелопмент" (далее - общество, заявитель, ООО "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление, регистрирующий орган), в котором просит:
- признать незаконными действия управления, выраженные в письменном ответе от 22.09.2011 исх. N РС-2/01-01-2310/11, по предоставлению для целей налогообложения не соответствующих действующему законодательству Российской Федерации сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:070106:371, 50:21:070106:372, 50:21:070106:370, 50:21:070106:373, 50:21:070106:374, 50:21:070106:378, 50:26:180609:19, 50:26:180609:17, 50:26:180609:24, 50:26:180609:25, 50:26:180609:26, 50:26:180609:27, 50:26:180609:28, 50:26:180609:29, 50:26:180609:0016, 50:26:18 06 09:0014, 50:26:18 0609:0015;
- обязать управление предоставить обществу для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2011 год по состоянию на 01.01.2011 сведения о нормативной цене земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:070106:371, 50:21:070106:372, 50:21:070106:370, 50:21:070106:373, 50:21:070106:374, 50:21:070106:378, 50:26:180609:19, 50:26:180609:17, 50:26:180609:24, 50:26:180609:25, 50:26:180609:26, 50:26:180609:27, 50:26:180609:28, 50:26:180609:29, 50:26:180609:0016, 50:26:180609:0014.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (правопреемник федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами: 50:21:070106:371, 50:21:070106:372, 50:21:070106:370, 50:21:070106:373, 50:21:070106:374, 50:21:070106:378, 50:26:180609:19, 50:26:180609:17, 50:26:180609:24, 50:26:180609:25, 50:26:180609:26, 50:26:180609:27, 50:26:180609:28, 50:26:180609:29, 50:26:180609:0016, 50:26:180609:0014, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 18-34).
10 марта 2011 года заявитель обратился в управление с заявлением N 67 о предоставлении сведений о кадастровой стоимости названных земельных участков, действующей для целей налогообложения по состоянию на 01.01.2011 (л.д. 11-15).
Рассмотрев заявление общества, управление письмом от 22.09.2011 N РС-2/01-01-2310/11 направило в адрес заявителя сведения, предоставленные федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Московской области, о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 в форме таблицы (л.д. 16-17).
Посчитав, что действия управления по предоставлению для целей налогообложения сведений о кадастровой стоимости, несоответствующей земельному законодательству Российской Федерации, являются незаконными и приводят к нарушению прав заявителя как налогоплательщика земельного налога, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что пересчет кадастровой стоимости при каждой выдаче информации действующим законодательством не предусмотрен. Требований о признании незаконными действий управления по определению размера кадастровой стоимости и обязании управления внести в ГКН стоимость в другом размере заявитель не выдвигает. Кроме того, заявитель не привел конкретную нормативную стоимость земельных участков, в связи с чем не ясно уменьшилась или увеличилась налоговая база.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что представленные обществу сведения не могут применяться для целей налогообложения, поскольку основаны на кадастровой оценке, произведенной в соответствии с распоряжением Минэкологии Московской области от 30.11.2005 N 208-РМ (далее - Распоряжение от 30.11.2005 N 208-РМ) и от 29.11.2005 N 178-РМ (далее - Распоряжение от 29.11.2005 N 178-РМ), которые утратили силу на момент обращения общества с заявлением в управление. Кроме того, удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные названными распоряжениями, не применимы к тем видам разрешенного использования, которые присвоены спорным земельным участкам. Обществом отмечено, что на момент принятия оспариваемого судебного акта действовало распоряжение Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ (далее - Распоряжение от 25.11.2011 N 236-РМ), которым утверждены результаты новой кадастровой оценки земель населенных пунктов. Судом также не учтено, что, использование кадастровой стоимости, определенной на основании оценки с истекшим сроком действия (5 лет) является неправомерным. Обществом отмечено, что суд допустил к участию в заседании неуполномоченного представителя несуществующего юридического лица - федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области, которое уже было реорганизовано в федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционным судом установлено, что в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционный суд произвел замену в порядке процессуального правопреемства федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области его правопреемником - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в судебное заседание апелляционного суда не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционных жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В пункте 11 Правил разъяснено, что для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из изложенных выше норм следует, что органом, уполномоченным в области проведения государственной кадастровой оценки земель, в момент обращения общества с заявлением в управление являлось федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области (далее - ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области) и ее территориальные органы.
Из материалов дела усматривается, что 10.03.2011 заявитель обратился в управление с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, действующей для целей налогообложения по состоянию на 01.01.2011 (л.д. 11-15).
Рассмотрев заявление общества, управление письмом от 22.09.2011 N РС-2/01-01-2310/11 направило в адрес заявителя сведения, предоставленные федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Московской области, о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2011 в форме таблицы (л.д. 16-17).
В соответствии с пунктами 7.1.11., 7.1.12., 7.1.13., 7.1.22 Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, утвержденного приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/179 (далее - Положение) управление обладает полномочиями по: 1) ведению государственного кадастра недвижимости, 2) ведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, 3) предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости только в случае, если правом осуществления данного полномочия не наделено государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 утвержден план-график наделения федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости с 15.09.2010 переданы ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области.
В соответствии с пунктом 7.1.22 Положения в случае, если полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, предоставлению сведений из него, по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества переданы кадастровой палате, Управление Росреестра по Московской области осуществляет за ней контроль.
Следовательно, на момент обращения общества с заявлением в управление органом кадастрового учета являлось ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области и ее территориальные органы, а не управление.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.
Исходя из пункта 2 статьи 14 названного Федерального закона (в редакции, действующей на момент обращения общества с заявлением в управление) сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Действия по выдачи информации заключаются в предоставлении внесенных в ГКН сведений. При этом поскольку управление органом кадастрового учета не является, данное лицо не уполномочено и не обязано пересчитывать кадастровую стоимость земельных участков при выдаче сведений из ГКН.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления ООО "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" регистрирующий орган в соответствии с требованиями действующего законодательства предоставил заявителю актуальные сведения, имеющиеся на тот момент в ГКН, что соответствует положениям Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и не нарушает прав и законных интересов общества.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционным судом установлено, что фактически требования заявителя сводятся к изменению имеющейся кадастровой стоимости спорных земельных участков, установлению нормативной стоимости посредством обжалования ответа управления на обращение заявителя.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Требований о признании незаконными действий уполномоченного органа по определению размера кадастровой стоимости и обязании внести в ГКН стоимость в другом размере обществом не заявлялось.
С заявлением о перерасчете кадастровой стоимости спорных земельных участков ООО "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" в орган кадастрового учета не обращалось.
Рассмотреть требование заявителя об изменении имеющейся в ГКН кадастровой стоимости спорных земельных участков в рамках настоящего спора об оспаривании действия управления, выраженного в письменном ответе от 22.09.2011 исх. N РС-2/01-01-2310/11 не представляется возможным.
ООО "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" не лишено права обратиться в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением или в суд с самостоятельным требованием, избрав надлежащий способ защиты своего права.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о том, что суд первой инстанции допустил к участию в заседании представителя ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, которое уже было реорганизовано в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", не является безусловным основанием для отмены правильного судебного акта. Тот факт, что суд первой инстанции не произвел замену в порядке процессуального правопреемства ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области его правопреемником - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области не нарушает прав и законных интересов участвующих в деле лиц.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.03.2012 по делу N А41-42637/11 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42637/2011
Истец: ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" - Д. У. ЗПИФ недвижимости "Лэнд Двелепмент", ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" Д. У. ЗПИФ недвижимости "Новый Земельный"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, ФГУ Земельная кадастровая палата по МО ФА кадастра объектов недвиж. г. Одинцово, УФС гос регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-114/13
15.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-114/13
24.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10518/12
24.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10518/12
13.06.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3843/12
12.03.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-42637/11