г. Санкт-Петербург |
|
07 июня 2012 г. |
Дело N А42-8110/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Медведевой И.Г.
судей Копыловой Л.С., Тойвонена И.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шатуновой Н.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представителя Радочкиной О.В. по доверенности N 14-27/03941 от 02.02.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6206/2012) ИФНС по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.02.2012 по делу N А42-8110/2011 (судья Алексина Н.Ю.), принятое
по иску Гаражно-строительного кооператива "Автогородок N 70"
к ИФНС по городу Мурманску
о признании незаконными действий
установил:
Гаражно-строительный кооператив "Автогородок N 70" (183038, г.Мурманск, ул.Планерная, ОГРН 1025100859299, далее - ГСК "Автогородок N70", заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (183038, г.Мурманск, ул. Комсомольская, д.4; далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений об исключении Кооператива как фактически прекратившего свою деятельность (запись N 2115190085085 от 20.05.2011) (с учетом уточнений от 25.01.2012). В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Инспекцию восстановить в ЕГРЮЛ запись о Кооперативе как о действующем юридическом лице за основным регистрационном номером 10251008509299.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.02.2012 признаны незаконными как несоответствующие Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" действия Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску по внесению сведений об исключении гаражно-строительного кооператива "Автогородок N 70" из Единого государственного реестра юридических лиц (запись N 2115190085085 от 20.05.2011).
Этим же решением суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Мурманску восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о гаражно-строительном кооперативе "Автогородок N 70" как о действующем юридическом лице за основным государственным регистрационным номером 10251008509299, взыскал с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску в пользу гаражно-строительного кооператива "Автогородок N 70" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
ИФНС по городу Мурманску обратилась с апелляционной жалобой на решение суда. В апелляционной жалобе инспекция просит данный судебный акт отменить, приняв новый, которым в удовлетворении заявления отказать. Податель жалобы считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, суд не в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, а также неправильно применил нормы материального права, а именно неверно истолковал закон, подлежащий применению - пункт 1 статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В обоснование своих доводов ссылается на положения ФЗ N 129, а также на статьи 27, 29, 33 АПК РФ, указывая, в том числе, на неподведомственность данного спора арбитражному суду.
Заявитель в отзыве просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, выражая свое несогласие с доводами инспекции, заявляет ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель инспекции поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, что в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, гаражно-строительный кооператив "Автогородок N 70" был зарегистрирован в качестве юридического лица при создании 30.03.1988, в ЕГРЮЛ - 25.11.2002 (ОГРН 1025100859299). Адресом места нахождения Кооператива является г. Мурманск, ул. Планерная.
18.01.2011 сотрудниками налогового органа была составлена справка N 149-0 о непредставлении Кооперативом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В графе справки "последняя дата представления документов отчетности" сотрудником налогового органа проставлено "не представлялась". Также 18.01.2011 Инспекцией составлена справка N 149-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
Данные документы послужили основанием для принятия налоговым органом решения N 149 от 21.01.2011 о предстоящем исключении Кооператива из ЕГРЮЛ, которое было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 3 (310) часть 2 от 26.01.2011.
20.05.2011 по решению регистрирующего органа Кооператив был снят с учета в налоговом органе как недействующее юридическое лицо, в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении данного юридического лица как фактически прекратившего свою деятельность на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Из полученного письма Инспекции от 10.03.2011 N 90-24/27580 Огаркову Н.Е., являющемуся председателем Кооператива, стало известно, что Кооператив 20.05.2011 исключен из ЕГРЮЛ как фактически прекративший свою деятельность.
Заявитель, полагая, что Кооператив незаконно исключен из ЕГРЮЛ, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, посчитал заявленное требование подлежащим удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения и прекращения производства по делу, исходя из следующего.
Пунктом 9 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, приведенную норму права необходимо применять во взаимосвязи с положениями арбитражного процессуального законодательства.
На основании части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании действий таких органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из пункта 4 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) арбитражные суды рассматривают дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров. Указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (часть 2 статьи 33 Кодекса).
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений. Участниками спорных правоотношений могут быть юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий государственных органов, если полагают, что оспариваемое действие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из совокупности приведенных норм процессуального права, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании действий государственных органов, совершенных в отношении организаций и граждан в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N891-О-О указано, что в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" во взаимосвязи с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение споров, возникающих в связи с исключением из реестра недействующего юридического лица, деятельность которого связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 года N11 и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 года N4523/05, дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации некоммерческих организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ГСК "Автогородок N 70" является некоммерческой организацией собственников гаражей в границах единого комплекса, учрежденное гражданами на добровольных началах с целью удовлетворения членов кооператива гаражами для транспортных средств, путем строительства гаражей на целевые денежные средства, внесенные членами кооператива, а также членские взносы, периодически вносимые членами кооператива, для последующей эксплуатации и управления этими гаражами.
На статус заявителя, как некоммерческой организации, не созданной для извлечения прибыли, ссылался и сам заявитель как при подаче заявления в арбитражный суд, так и в отзыве на апелляционную жалобу.
Таким образом, с учетом вышеизложенных норм права и установления фактических обстоятельств, следует признать, что производство по данному спору подлежит прекращению, ввиду не подведомственности его арбитражному суду.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2010 года N 1-П, данное конституционное право - право на законный суд - является необходимой составляющей закрепленного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту и одновременно - гарантией независимости и беспристрастности суда. Этим конституционным предписаниям корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, прежде всего Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, обязывающие государства обеспечивать каждому защиту его прав путем справедливого разбирательства дела независимым, беспристрастным и созданным на основании закона компетентным, то есть обладающим соответствующими полномочиями по рассмотрению конкретного дела в силу установленных законом правил подведомственности и подсудности, судом.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N262-О также разъяснено, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
Следовательно, несоблюдение правил подведомственности означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 года N 3342/10 указано, что арбитражные суды не вправе вмешиваться в деятельность судов общей юрисдикции и нарушать правила подведомственности.
Таким образом, как полагает апелляционный суд, арбитражный суд первой инстанции был не вправе рассматривать заявление кооператива по существу, а производство по делу надлежало прекратить, в силу неподведомственности данного спора арбитражному суду.
Учитывая изложенное, апелляционный суд полагает, что обжалуемое судебное решение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Апелляционный суд отмечает, что заявитель и иные заинтересованные лица не лишены права на подачу соответствующего заявления в суд общей юрисдикции в порядке, установленном действующим законодательством.
Расходы по оплате госпошлины по заявлению на основании статьи 110 АПК РФ подлежат возврату из федерального бюджета.
Податель апелляционной жалобы в силу закона освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.02.2012 отменить. Производство по делу прекратить. Возвратить Гаражно-строительному кооперативу "Автогородок N 70" (183038, г.Мурманск, ул.Планерная, ОГРН 1025100859299) из Федерального бюджета 4000 руб. госпошлины по иску.
Председательствующий |
И.Г. Медведева |
Судьи |
Л.С. Копылова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8110/2011
Истец: Гаражно-строительный кооператив "Автогородок N 70", ГСК "Автогородок N 70"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску