г. Самара |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А65-1786/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июня 2012 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском регионе и г. Нижнекамске Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2012 года по делу N А65-1786/2012 (судья Нафиев И.Ф.),
принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском регионе и г. Нижнекамске Республики Татарстан (ОГРН 1021602498763, ИНН 1651028696), г. Нижнекамск,
к открытому акционерному обществу "Химстрой" (конкурсный управляющий Закиров Ильгизар Искандарович) (ОГРН 1021602498180, ИНН 1651000370), г. Нижнекамск, о взыскании 146 574,80 рублей штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан (далее - заявитель, Управление Пенсионного фонда, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к открытому акционерному обществу "Химстрой" (далее - общество, ответчик, ОАО "Химстрой") о взыскании 146574,80 руб. штрафных санкций за несвоевременное представление индивидуальных сведений за 1 полугодие 2010 года (л.д.3-5).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.04.2012 года по делу N А65-1786/2012 заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ОАО "Химстрой" в доход Пенсионного фонда Российской Федерации 60000 (шестьдесят тысяч) рублей штрафа, а также государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2209 (две тысячи двести девять) руб. 35 коп (л.д.30-32).
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить решение суда первой инстанции в части снижения размера взыскиваемой суммы штрафа и принять по делу новый судебный акт (л.д.39-41).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2011 года по делу N А65-851/2009 открытое акционерное общество "Химстрой" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Химстрой" в нарушение статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), несвоевременно (25.05.2011 года) представлены в электронной форме индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице за 1 полугодие 2010 года, что подтверждается распиской в приеме документов с ЭЦП от 25.05.2011 года.
По данному факту Пенсионным фондом составлен акт от 25.05.2011 года N 4, возражения на акт проверки общество не представило.
На основании вышеназванного акта Пенсионным фондом принято решение от 17.06.2011 года N 4 о привлечении общества к ответственности за нарушение срока представления индивидуальных сведений, установленных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 146574,80 руб., что составляет 10% причитающихся к уплате страховых взносов в ПФ РФ за отчетный период.
На уплату штрафа обществу направлено требование от 07.07.2011 года N 1.
Поскольку общество указанное требование добровольно не исполнил, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан за принудительным взысканием штрафа.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив частично заявленные требования, правильно применил нормы материального права в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно части 1 и 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в орган Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В целях реализации Федерального закона N 27-ФЗ в учете в системе обязательного пенсионного страхования (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователь за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, до 01.08.2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 15.02.2011 года.
Судом первой инстанции установлено, что общество, являющийся страхователем, сведения за 1 полугодие 2010 года, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по перечню, предусмотренному пунктом 2 статьи 11 Закона N 127-ФЗ, в орган Пенсионного фонда Российской Федерации представил несвоевременно - 25.05.2011.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим законом, и обязано осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела видно, что сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, несвоевременно представлены обществом, штраф на основании статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ наложен на общество правомерно.
В соответствии со статьей Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ) Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Этот Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2010) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено этим Федеральным законом.
Поэтому при привлечении страхователей к ответственности на основании этих законов применяется процедура привлечения к ответственности, установленная Законом N 212-ФЗ.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
В силу статьи 44 Закона N 212-ФЗ, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера ответственности за совершение конкретного правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен пунктом 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ.
Ввиду того, что перечень смягчающих обстоятельств, предусмотренный пунктом 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ, не является исчерпывающим, суд первой инстанции, основываясь на принципах независимости, законности и равенства всех перед законом и судом, правомерно определил в качестве смягчающих обстоятельств иные обстоятельства.
Суд первой инстанции, рассматривая дело, обоснованно руководствовался требованиями справедливости, конституционными принципами соразмерности наказания совершенному правонарушению, правомерно признал нахождение общества в стадии банкротства смягчающим ответственность обстоятельством, в порядке статьи 44 Закона N 212-ФЗ и снизил размер взыскиваемого штрафа до 60000 руб.
Финансовая санкция, предусмотренная пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, представляет собой меру ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Названной нормой закреплен судебный порядок взыскания суммы штрафа, что означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения правонарушения, вины страхователя, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности.
Согласно разъяснениям, изложенных в пунктах 30, 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" в силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые (административные) правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
При применении данной нормы судам необходимо исходить из того, что Закон о банкротстве не содержит положений, устанавливающих деление указанных требований на текущие требования и требованиям, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Соответственно, такие требования, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной пунктом 3 статьи 137 Закона.
Требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 НК РФ), включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 АПК РФ.
Таким образом, требования Пенсионного фонда о взыскании штрафа подлежат рассмотрению в судебном порядке.
Данный подход соответствует судебно-арбитражной практике, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.05.2011 по делу N Ф04-1763/2011.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил частично заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 НК РФ относятся на Управление пенсионного фонда, но не взыскиваются, в связи с освобождением государственных органов от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2012 года по делу N А65-1786/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском регионе и г. Нижнекамске Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1786/2012
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан
Ответчик: Закиров Ильгизар Искандарович, ОАО "Химстрой", г. Нижнекамск