г. Пермь |
|
19 июня 2012 г. |
Дело N А50-14333/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Осиповой С. П., Риб Л. Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от истца Индивидуального предпринимателя Жужгова Игоря Юрьевича (ОГРНИП 304590427400189, ИНН 590300404252): не явились;
от ответчика Муниципального образования "город Пермь" в лице Департамента финансов администрации г. Перми (ОГРН 1025900523406, ИНН 5902290610): не явились;
от третьего лица Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Муниципального образования "город Пермь" в лице Департамента финансов администрации г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 марта 2012 года
по делу N А50-14333/2011,
принятое судьей Мартемьяновым В. И.,
по иску Индивидуального предпринимателя Жужгова Игоря Юрьевича
к муниципальному образованию "город Пермь" в лице Департамента финансов администрации г. Перми
третье лицо: Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми,
о взыскании 4 646 402 руб.,
установил:
Индивидуальный предприниматель Жужгов Игорь Юрьевич (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному образованию город Пермь в лице Департамента финансов администрации города Перми (далее - ответчик) о взыскании убытков в сумме 4 646 402 руб., возникших в результате перечисления платы за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми на основании ст.ст. 12, 13, 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.03.2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обжалует его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как принятое по неполно выясненным обстоятельствам, с нарушением требований законодательства, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что истец добровольно в силу п. 2 ст. 1, ст. 421 ГК РФ принял на себя обязательство по ежемесячному перечислению в бюджет г. Перми платы за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми, в связи с чем, на основании ст. 310 ГК РФ не вправе отказываться от его исполнения. Поскольку договор N 63-2009 от 18.09.2009 заключен не по конкурсу в противоречие пункту 4.1 Решения Пермской городской Думы от 29.06.2006 N 138 "Об утверждении положения об организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок города Перми", оснований считать, что договор заключен в рамках Решения N 138 не имеется. Департамент финансов администрации г. Перми не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу ст.ст. 125, 1071 ГК РФ, ст. 6, ч. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в суде по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями органов местного самоуправления, от имени муниципального образования выступает главный распорядитель бюджетных средств, которым является Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми.
Предприниматель против доводов жалобы возражает по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Решение суда считает законным и основанным, не подлежащим отмене.
Третье лицо - Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми отзыв на жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч.ч. 3, 5 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствии. Кроме того, до начала рассмотрения настоящего дела истцом и ответчиком заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии их представителей, принятые судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между Департаментом дорог и транспорта администрации г. Перми (Организатор пассажирских перевозок) и истцом (Перевозчик) заключен договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми N 63-2009 от 18.09.2009 (л.д. 10-14), по условиям которого в целях удовлетворения потребностей населения города в пассажирских перевозках Организатор пассажирских перевозок поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом на маршруте регулярных перевозок города Перми N 16 "Микрорайон Юбилейный - Микрорайон Запруд" по тарифам, утвержденным решением Пермской городской Думы.
В соответствии с пунктами 4.3, 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.06.2006 N 138, за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми в бюджет города Перми взимается плата.
Согласно пункту 3.2.22 договора N 63-2009 от 18.09.2009 Перевозчик обязан ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, перечислять в бюджет города Перми 1/60 размера платы за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на маршруте, что составляет 855 166 руб.
В соответствии с указанными условиями истец перечислил в бюджет города Перми за 2009 год денежные средства в размере 4 646 402 руб., что ответчиком не опровергнуто.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2010 по делу N А50-22144/2010 пункты 4.3, 4.4 Положения признаны недействующими, как не соответствующие Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Полагая, что предпринимателю были причинены убытки в результате принятия органом местного самоуправления незаконного нормативного акта в сумме перечисленных в бюджет города Перми денежных средств, которые подлежат компенсации за счет казны муниципального образования, истец обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для перечисления предпринимателем в бюджет города Перми 4 646 402 руб. ввиду признания решением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2010 по делу N А50-22144/2010 пунктов 4.3, 4.4 Положения об организации пассажирских перевозок города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.06.2006 N138 недействующими; наличия на стороне истца убытков в указанном размере.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, решением Пермской городской Думы от 29.06.2006 N 138 утверждено Положение, которое регулирует отношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования и устанавливает основные принципы организации пассажирских перевозок на маршрутах регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории г. Перми.
Согласно разделу 4 Положения допуск перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок на городских маршрутах регулярных перевозок осуществляется на основе торгов на право заключения соответствующего договора. При этом названный раздел в соответствии с п. 2 решения Пермской городской Думы введен в действие с момента утверждения администрацией города положения, устанавливающего порядок проведения торгов.
Соответствующий Порядок утвержден Постановлением администрации г. Перми от 15.07.2009 N 442 "Об утверждении Порядка и состава комиссии по проведению конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми, типовой формы договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми".
В силу п.п. 4.3, 4.4 Положения за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми в бюджет г. Перми взимается плата, размер которой определяется по результатам проведения торгов, начальный размер платы в бюджет г. Перми за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми определяется порядком проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2010 по делу N А50-22144/2010 пункты 4.3, 4.4 Положения признаны недействующими, как не соответствующие Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5 ст. 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Согласно абзацу второму ст. 13 ГК РФ в случае признания судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Кодекса.
Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 29.09.2010 N 6171/10, следует, что признание нормативного акта недействующим с момента вступления в силу решения суда не должно препятствовать лицу, которое по незаконному нормативному акту было обязано осуществлять платежи, полностью восстановить нарушенное этим актом субъективное право, а также не должно предоставлять возможность лицу, являющемуся получателем платежей на основании данного нормативного акта, получать их за период до момента вступления в силу решения арбитражного суда о признании нормативного акта недействующим.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является возмещение убытков.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - универсальный способ защиты гражданских прав. Он применяется как в случае нарушения прав в обязательственных отношениях, так и иных гражданских прав.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Факт принятия Пермской городской Думой пунктов 4.3, 4.4 решения N 138, не соответствующих закону, установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2010 по делу N А50-22144/2010.
Факт внесения предпринимателем в бюджет г. Перми 4 646 402 руб. в качестве платы за право заключение договора на осуществление пассажирских перевозок подтвержден имеющимися в материалах дела платежными поручениями, ответчиком не оспорен.
Доводы жалобы о том, что условие пункта 3.2.22 включено в договор N 63-2009 от 18.09.2009 в силу ст. 421 ГК РФ на основе свободного волеизъявления сторон, а не в силу пунктов 4.3, 4.4 Решения Пермской городской Думы от 29.06.2006 N138 и типовой формы договора, утвержденной постановлением администрации г. Перми от 15.07.2009 N442 (то есть отсутствие причинно-следственной связи между изданием акта органа местного самоуправления и возникшими убытками), подлежат отклонению.
В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Согласно буквальному содержанию пункта 3.2.22 плата определена именно за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок на маршруте, что соответствует квалификации платежа, предусмотренного недействующими на настоящий момент пунктами 4.3, 4.4 решения Пермской городской Думы от 29.06.2006 N 138.
Таким образом, на момент заключения договора условие пункта 3.2.22 договора было определено в соответствии с действовавшей на тот период нормой права.
Как верно отмечено судом первой инстанции, включение в договор N 63-2009 обязанности по внесению платы за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок явилось следствием установления данных платежей решением N 138. То обстоятельство что рассматриваемый договор заключен не по результатам торгов, и в данном договоре нет конкретных ссылок на решение N 138 и Постановление N 442, само по себе не свидетельствует о том, что установленная договором обязанность по внесению платы за право заключения договора есть результат свободного волеизъявления сторон.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Устава города Перми, подп. 7 ч. 1 ст. 16, п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 5, п. 4 ст. 6 Закона "О безопасности дорожного движения", ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 3 ст. 41, ст. 42, 46, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации допуск перевозчиков к осуществлению регулярных пассажирских перевозок на основании конкурса является способом упорядочения транспортного обслуживания населения города в целях обеспечения регулярности и безопасности пассажирских перевозок в пределах муниципального образования путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования наиболее квалифицированных перевозчиков и доступ к участию в конкурсе должен быть открыт неограниченному кругу лиц, имеющим лицензии на право осуществления пассажирских перевозок.
В мотивировочной части указанного судебного акта отражено, что, исходя из смысла законодательства, соответствующие местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников, соответственно органы местного самоуправления несут бюджетные расходы в интересах перевозчиков.
Таким образом, установление платы за право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок города Перми по своей сути возлагает на юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам, обязанность финансирования мероприятий, связанных с содержанием объектов транспортной инфраструктуры, относящейся к вопросам местного значения, противоречит требованиям Закона об общих принципах организации местного самоуправления и Закона о безопасности дорожного движения.
Кроме того, установив, что Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми является функциональным органом администрации г. Перми, осуществляющим, в том числе полномочия по заключению от имени муниципального образования с перевозчиками всех форм собственности договоров на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок г. Перми, действующим на основании Положения от 24.06.2008 N 201, которым ему не предоставлены полномочия на введение каких-либо платежей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Департамент дорог и транспорта мог заключить договор на организацию пассажирских перевозок только в рамках существующего Решения N 138 и по форме, предусмотренной Постановлением N 442.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию убытки в сумме 4 646 402 руб.
Ссылка апеллятора на то, что надлежащим ответчиком по делу является главный распорядитель средств бюджета города Перми - Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, а не Департамент финансов администрации города Перми, не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда имущественный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием органов местного самоуправления от имени муниципального образования выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В то же время главный распорядитель бюджетных средств в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность в пределах средств, выделенных из бюджета, поэтому убытки подлежат возмещению за счет казны муниципального образования город Пермь в лице Департамента финансов администрации города Перми.
В абз. 2 п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Следовательно, при удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа. При этом недопустимо ограничение источников взыскания путем указания на взыскание только за счет средств бюджета, поскольку такое ограничение противоречит статьям 126, 214, 215 ГК РФ. В данном случае действует общее правило об ответственности публично-правового образования всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим казну.
В связи с изложенным, сумма убытков правомерно взыскана судом с ответчика по настоящему делу за счет казны муниципального образования.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 марта 2012 года по делу N А50-14333/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального образования "город Пермь" в лице Департамента финансов администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14333/2011
Истец: ИП Жужгов Игорь Юрьевич
Ответчик: МО "Город Пермь" в лице Департамента финансов Администрации г. Перми, Муниципальное образование "город Пермь" в лице Департамента финансов администрации города Перми
Третье лицо: Департамент дорог и транспорта администрации г. Перми, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5251/12