г. Челябинск |
|
29 июня 2012 г. |
Дело N А76-905/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2012 г..
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вечкановой В.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.04.2012 по делу N А76-905/2012 (судья Наконечная О.Г.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Главного управления лесами Челябинской области - Голубков О.В. (доверенность от 10.12.2010 N 6738);
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Челябинской области - Плюта Ю.В. (удостоверение от 06.06.2011 N 041137).
Главное управление лесами Челябинской области (далее - Главное управление лесами, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) с заявлением о:
- признании незаконными действий Управления Росреестра, выразившихся в отказах от 14.11.2011 N 32/030/2011-478, N 32/030/2011-479, N 32/030/2011-481, N 32/030/2011-480 в проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные (земельные) участки, а так же в отказе N 32/030/2011-477 в проведении государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на лесной (земельный) участок;
- возложении на Управление Росреестра обязанности провести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на вновь образуемые лесные участки с кадастровыми номерами 74:32:0000000:203, 74:32:0000000:209, а так же на лесные участки с номерами учетной записи в государственном лесном реестре 171-2010-08 и 172-2010-08;
- возложении на Управление Росреестра обязанности провести государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 303 826 260 кв.м. с условным номером 74-74-32/002/2010-425, расположенный по адресу: Челябинская область, г.Кыштым, ГУ "Кыштымское лесничество", Кыштымское участковое лесничество, квартала с 1-161 в связи с его преобразованием.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЧОБУ "Кыштымское лесничество", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества) (л.д. 1-2 т.1).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 23.04.2012 (резолютивная часть объявлена 16.04.2012) требования Главного управления лесами удовлетворены (л.д.153-158 т.1).
В апелляционной жалобе Управление Росреестра (далее также - податель жалобы), ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального и материального права, просит указанный судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать (т. 2, л.д. 3-5).
Как указывает апеллянт, в нарушение требований ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивировочная часть судебного акта не содержит указаний на то, по каким основаниям суд пришел к выводу о наличии у Главного управления лесами Челябинской области полномочий на принятие решений о прекращении права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Ссылаясь на положения ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Управление Росреестра указывает, что действующее законодательство предполагает передачу ряда полномочий в области лесных отношений от Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ, в том числе на предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, а так же заключение договоров купли-продажи лесных насаждений. Вместе с тем полномочия субъекта РФ принимать решения по образованию земельных участков из состава земель лесного фонда данной нормой не предусмотрены, в силу чего, по мнению апеллянта, Управление лесами Челябинской области не вправе определять юридическую судьбу земельного участков, находящихся в федеральной собственности путем подачи заявления о прекращении права федеральной собственности.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы жалобы поддержал. Представитель заявителя возражал против указанных доводов, полагая решение суда законным и обоснованным.
Третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.03.2010 произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 303826260 кв.м. с условным номером 74-74-32/002/2010-425, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Кыштым, ОГУ "Кыштымское лесничество", Кыштымское участковое лесничество, квартала с 1-161( л.д.24-25 т.1).
18.07.2011 Главным управлением лесами Челябинской области принято распоряжение N 352-р "О формировании земельных участков ОГУ "Кыштымское лесничество" которым предписано сформировать из вышеуказанного лесного участка четыре лесных участка, в том числе кадастровыми номерами 74:32:0000000:203, 74:32:0000000:209, а так же участки площадью 5000 кв.м. с номером учетной записи 171-2010-08 для рекреационной деятельности и площадью 300143538 кв.м. с номером учетной записи 172-2010-08 для заготовки древесины (л.д.21-23 т.1).
Пунктом 2 названного распоряжения руководителю ОГУ "Кыштымское лесничество" Батину А.Н. предписано обеспечить регистрацию права собственности Российской Федерации на вновь сформированные лесные участки.
26.11.2011 на государственный кадастровый учет поставлены два земельных участка земель лесного фонда - с кадастровым номером 74:32:0000000:203, площадью 2265026 кв.м., разрешенным использованием для заготовки древесины, по адресу: Челябинская обл., г. Кыштым, ОГУ "Кыштымское лесничество", Кыштымское участковое лесничество, квартал 46, и участок с кадастровым номером 74:32:0000000:209 площадью 1308462 кв.м., разрешенным использованием для заготовки древесины, расположенный по тому же адресу квартал 68 (л.д.53-54; 63-64 т.1).
16.09.2011 представитель ГУ лесами Челябинской области Батин А.Н., действующий на основании доверенности N 1976 от 12.04.2011, выданной ГУ лесами Челябинской области (л.д. 87) обратился в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вновь образуемые лесные участки с кадастровым номером 74:32:0000000:203, 74:32:0000000:209, а так же участки с номером учетной записи 171-2010-08 площадью 5000 кв.м. и номером учетной записи 172-2010-08, площадью 300143538 кв.м. Так же были сданы документы на государственную регистрацию прекращения права собственности Российской Федерации в связи с преобразованием лесного участка площадью 303 826 260 кв. м с условным номером 74-74-32/002/2010-425.
27.09.2011 Управление Росреестра сообщило о приостановлении государственной регистрации прав на вышеуказанные объекты недвижимого имущества на срок до 27.10.2011 по причине сомнения регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации.
14.11.2011 Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации прав на вновь образуемые земельные участки, а также в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации в связи с преобразованием лесного участка с условным номером 74-74-32/002/2010-425 по причине непредставления доверенности от уполномоченного органа на регистрацию права собственности Российской Федерации, прекращения права собственности Российской Федерации на лесные участки (л.д. 58, 68, 82, 83, 92, 118, 119).
Полагая, что действия Управления Росреестра, выразившиеся в отказе в проведении государственной регистрации незаконными, Управление лесами обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на наличие у Главного управления лесами Челябинской области полномочий по управлению и распоряжению земельными участками в составе земель лесного фонда, в том числе, на принятие решений об образовании земельных участков из состава земель лесного фонда, в силу чего пришел к выводу о наличии у него полномочий на государственную регистрацию прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении таких земельных участков.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) осуществляет Российская Федерация.
Согласно п. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (п. 3 ст. 11 Конституции Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Федеральными законами устанавливаются случаи передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так в соответствии частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ субъектам Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра; осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного надзора; организации использования лесов и их охраны; разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В том числе, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ субъектам РФ переданы полномочия по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что перечень передаваемых субъектам Российской Федерации полномочий устанавливается федеральными законами и расширительному толкованию не подлежит.
Указанное свидетельствует о том, что субъектам Российской Федерации переданы лишь те полномочия по управлению и распоряжению земельными участками из состава земель лесного фонда, которые прямо поименованы в норме ст. 83 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ).
Лесным законодательством не установлено случаев, при которых принятие решений об образовании земельных участков, предусмотренных пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ, не требуется.
Согласно пункту 1 статьи 22.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) решение об образовании земельных участков является основанием осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки.
В силу ч. 2 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, образование земельных участков путем раздела, объединения, перераспределения, предполагающее необходимость государственной регистрации прав на них, вносит изменения в правовой режим преобразуемого имущества и, соответственно, непосредственно затрагивает права собственника данного имущества.
Из материалов дела следует, что реализуя свои полномочия, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, Главное управление лесами Челябинской области сформировало и поставило на государственный кадастровый учет вновь образованные земельные участки из состава земель лесного фонда.
Вместе с тем, процесс образования земельных участков предполагает совершение действий по государственной регистрации прав на указанные участки (ч.2 ст. 11.2 ЗК РФ, п. 1 статьи 22.2 Закона о государственной регистрации прав).
Согласно статье 17 Закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в частности, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В рассматриваемой ситуации таким документом является распоряжение от 18.07.2011 N 352-р "О формировании земельных участков ОГУ "Кыштымское лесничество", принятое Главным управлением лесами в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией согласно ст. 83 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения (часть 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации прав).
Согласно ч. 2 ст. 22.2 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что полномочия на обращение с заявлением о государственной регистрации прав (их возникновение, прекращение) принадлежат правообладателю имущества, которым в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда в соответствии с ч. 1 ст.8 Лесного кодекса РФ является Российская Федерация.
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации.
Функцию управления федеральным имуществом от имени его собственника согласно Постановлению Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 выполняет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с п. 13 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав, ограничений (обременений) прав на лесные участки и сделок с ними, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 19 ноября 2007 г. N 255 (далее - Рекомендации) на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на лесной участок из земель лесного фонда предоставляются:
заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок, содержащее указание на часть 1 статьи 8 Лесного кодекса, являющуюся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
Согласно п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель уполномоченного органа - документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени уполномоченного органа, или нотариально удостоверенную копию этого документа.
Из материалов дела следует, что к заявлению о регистрации права Российской Федерации на земельные участки доверенность органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации приложена не была.
В силу отсутствия у Главного управления лесами Челябинской области полномочий по управлению федеральной собственностью от имени её собственника, представленная в регистрирующий орган доверенность от 12.04.2011 N 1976 выданная на имя Батина А.Н. обоснованно расценена государственным регистратором как не подтверждающая полномочия обратившегося с заявлением лица на осуществление соответствующего юридически значимого действия.
Сообщением от 27.09.2011 регистрирующий орган уведомил заявителя о необходимости представления в срок до 27.10.2007 доверенности от лица, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации при регистрации права собственности - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской области.
В указанный срок названная доверенность заявителем представлена не была.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При названных обстоятельствах решение регистрирующего органа об отказе в совершении регистрационных действий соответствуют требованиям частей 1, 2 ст. 16, части 2 ст. 22.2, абзацу 10 пункта 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации прав и не нарушают права заявителя.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба Управления Росреестра по Челябинской области - удовлетворению.
Безусловных оснований для отмены судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ) апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.04.2012 по делу N А76-905/2012 отменить.
Отказать в удовлетворении требований Главного управления лесами Челябинской области о признании незаконными действий Управления Росреестра по Челябинской области, выразившихся в отказах от 14.11.2011 N 32/030/2011-478, N 32/030/2011-479, N 32/030/2011-481, N 32/030/2011-480 в проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные (земельные) участки, а так же в отказе N 32/030/2011-477 в проведении государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на лесной (земельный) участок.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
Л.В.Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-905/2012
Истец: Главное управление лесами Челябинской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области, ЧОБУ "Кыштымское лесничество"