г. Саратов |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А12-5260/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимаева Ф.И.
судей Волковой Т.В., Клочковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сабировой Г.У.,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области - Низаев Н.М. по доверенности от 08.09.2011;
от общества с ограниченной ответственностью "Силуэт" - директор Слободских В.Н., протокол собрания учредителей ООО "Силуэт" от 25.12.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского поселения г. Ленинск,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 апреля 2012 года по делу N А12-5260/2012 (судья В.В. Беляева)
по иску заместителя прокурора Волгоградской области
к администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области (ИНН 3415012633, ОГРН 1053478414758, Волгоградская область, г. Ленинск), обществу с ограниченной ответственностью "Силуэт" (ИНН 3415001134, ОГРН 1023405172900, Волгоградская область)
о признании сделки недействительной
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области (далее - администрация) и обществу с ограниченной ответственной "Силуэт" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) муниципального контракта от 24.08.2009 N 92 на осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения г.Ленинск, заключенного между администрацией и обществом.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 апреля 2012 года по делу N А12-5260/2012 исковые требования удовлетворены.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать.
Администрация считает обжалуемое решение незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
24.08.2009 между администрацией (заказчик) и обществом (исполнитель) был заключен муниципальный контракт N 92 на осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения г. Ленинск.
В соответствии с п.п. 1.1, 2.1.2 контракта исполнитель принял на себя функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения г.Ленинск и обязался в полном объеме предоставлять ритуальные услуги в соответствии с гарантированным перечнем.
На основании п.4.1 контракта срок полномочий специализированной службы по вопросам похоронного дела: три года с момента заключения договор
Считая, что спорный договор в нарушение ФЗ N 8-ФЗ от 12.01.1996 "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) заключен с обществом, а не со специализированной службой по вопросам похоронного дела, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям, так как ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе). Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными в силу следующего.
На основании ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Из содержания ч. 1 ст. 17 ФЗ N 131-ФЗ следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу ч. 4 ст. 51 названного закона органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Частью 2 ст. 25 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Статьями 6, 9, 10, 12 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере. Специализированные же службы создаются органами местного самоуправления с целью реализации предусмотренных ст. 9 указанного закона гарантий, которые заключаются в возможности бесплатного получения лицом, взявшим на себя обязанности по погребению, определенного указанной статьей перечня услуг, с последующим возмещением специализированной службе их стоимости в порядке, предусмотренном в п. 3 данной статьи.
При этом следует иметь в виду положения ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей право коммерческих организаций, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Системный анализ норм Закона N 8-ФЗ свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
По смыслу Закона N 8-ФЗ ритуальные услуги, перечисленные в ч. 3 ст. 12 данного закона, как и ритуальные услуги, оказываемые в отношении иных категорий умерших лиц, осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела в случае, когда отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по оказанию таких услуг.
Из материалов дела следует, что лицом, взявшим на себя обязанность по оказанию спорных ритуальных услуг, является общество.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что из условий контракта и технического задания к нему не следует, что общество было наделено функциями выделения земельных участков под захоронение, контроля за соблюдением порядка захоронений.
Таким образом, общество, не обладающее статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, вправе оказывать услуги по погребению умерших лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 12 Закона N 8-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Правильность выводов суда апелляционной инстанции подтверждена судебной практикой (постановления ФАС Уральского округа от 02.08.2011 по делу N А60-38394/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2011 по делу N А03-10476/2010).
Следовательно, решение суда первой инстанции следует отменить, в иске - отказать, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 апреля 2012 года по делу N А12-5260/2012 отменить.
В иске отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Ф.И. Тимаев |
Судьи |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5260/2012
Истец: Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: Администрация городского поселения г. Ленинск Волгоградской области, ООО "Силуэт"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16422/12
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16422/12
28.06.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4927/12
17.04.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-5260/12