город Ростов-на-Дону |
|
27 июня 2012 г. |
дело N А32-43372/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.
судей Величко М.Г., Ванина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саркисяном Д.С.
при участии:
от истца: представитель Сергиенко С.В., паспорт, доверенность от 01.01.2012 г. N 13-КР
от ответчика: представитель Прозорова И.П., паспорт, доверенность от 15.03.2012 г. N 7
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная строительная коммуникационная компания"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2012 по делу N А32-43372/2011
по иску общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Южная строительная коммуникационная компания" г. Краснодар
о взыскании суммы задолженности в размере 12 501 218 руб. 00 коп. по договору о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения N 398-П-08 от 14 ноября 2008 года
принятое в составе судьи Миргородской О.П.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Южная строительная коммуникационная компания" (далее - ответчик) о взыскании суммы задолженности в размере 12 501 218 руб. 00 коп. по договору о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения N 398-П-08 от 14 ноября 2008 г.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14 марта 2012 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Южная строительная коммуникационная компания" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что оснований для взыскания спорной суммы задолженности не имелось в силу ничтожности заключенного договора. В соответствии с подпунктом 3 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. N 360, если для подключения объекта капитального строительства к инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то плата за подключение не взимается. Спорный договор, заключенный на основании постановления главы муниципального образования г. Краснодар от 28.12.2006 г. N 861 "О порядке осуществления администрацией муниципального образования г. Краснодар полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса", которое впоследствии было отменено как незаконное, является ничтожным.
В судебном заседании представитель ответчика доложил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы - удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требовании апелляционной жалобы - отказать.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14 ноября 2008 года между ООО "Краснодар Водоканал" и ООО "Южная строительная коммуникационная компания" был заключен договор N 398-П-08 о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения объекта капитального строительства.
В соответствии с заключенным договором, истец принимает на себя обязательства по подключению строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Селезнева, 88/1, многоэтажный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями на 1061 квартир, а ответчик обязуется оплатить услуги по подключению объекта путем внесения платы за подключение в размере 15 001 600 руб. 00 коп, согласно порядка выполнения расчетов за предоставление возможности осуществления подключения к сетям водоснабжения и водоотведения (приложение N 2 к Договору) до 31 марта 2009 года.
ООО "Южная строительная коммуникационная компания" частично выполнило свои обязательства, оплатив по договору N 398-П-08 от 14 ноября 2008 года 2 500 462 руб. 00 коп.
По мнению истца, размер неоплаченной суммы по договору составляет 12 501 218 руб. 00 коп. Ответчик, своими письмами от 09/02/2009 г.. N 141, 24/09/2009 г. N 1081, 28/07/20110 г. N 775 сумму задолженности подтверждает и гарантирует ее оплату. Однако до настоящего времени данная задолженность не погашена.
Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик указывал, что на момент рассмотрения спора действуют требования ФЗ от 30.12.2004 г.. N 210-ФЗ " Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", а также постановление главы муниципального образования город Краснодар от 28.12.2006 г. N 861 "О положении и порядке осуществления администрацией муниципального образования город Краснодар полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса" и решение городской Думы Краснодара от 21.09.2006 г. N 14 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007-2011 г.".
Ответчик отмечает, что основанием для взыскания задолженности с ООО "ЮСКК" явился договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 14.11.2008 г.. Сумма договора была рассчитана исходя из тарифа на подключение, установленного Постановлением Главы МО город Краснодар от 26.03.2007 г.. N 243.
Однако, как полагает ответчик, по данному договору оплата не может быть произведена, т.к. постановление главы МО город Краснодар от 26.03.2007 г.. N 243 впоследствии было признано незаконным.
Изучив представленные сторонами дела доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что условия договора о платности подключения к сетям водоснабжения и водоотведения указанного жилого дома соответствуют положениям статей 422, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 11 статьи 2, статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ), пунктов 5, 12, 14 Правил N 306, Постановлению Главы МО город Краснодар от 26.03.2007 г.. N 243 и Инвестиционной программе.
Приведенные ответчиком доводы правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из норм Гражданского кодекса РФ; Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Постановления Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 "Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры", договор о подключении является публичным договором, заключается в простой письменной форме.
По договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (Исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (Заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
Размер платы за подключение объекта капитального строительства определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение.
Как следует из положений Федерального закона N 210-ФЗ от 30 декабря 2004 года,
- тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) - ценовая ставка, формирующая плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения указанных объектов недвижимости (далее -тариф на подключение к системе коммунальной инфраструктуры);
- тариф организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса (далее также - тариф организации коммунального комплекса на подключение);
- плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта (далее также - плата за подключение);
Решением городской Думы Краснодара от 21.09.2006 N 14 п.4 была утверждена инвестиционная программа ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2013 годы, согласно которой ООО "Краснодар Водоканал" осуществляет работы по увеличению мощности и (или) пропускной способности водопроводно-канализационных сетей находящихся в эксплуатации ООО "Краснодар Водоканал", создание новых объектов, а так же проводит другие мероприятия, связанные с реконструкцией, развитием и модернизацией водопроводно-канализационных сетей.
В соответствие с нормами действующего законодательства Постановление главы МО город Краснодар от 26.03.2007 N 243 ООО "Краснодар Водоканал" был установлен тариф на подключение к системам водоснабжения и водоотведения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов), который в настоящее время действует в редакции Постановления администрации МО город Краснодар от 23.12.2010 N 10515.
Согласно указанному документу, на основании статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", решения городской Думы Краснодара от 21.09.2006 N 14 п.4 "Об утверждении инвестиционной программы ООО "Краснодар Водоканал" по реконструкции, развитию и модернизации системы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Краснодар на 2007 - 2011 годы", в целях развития систем коммунальной инфраструктуры обществу с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" тарифы на подключение к системам водоснабжения и водоотведения для вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов) на период на 2007 - 2013 годы установлены в размере:
- к сетям водоснабжения - в размере 19100 руб. за 1 куб. м в сутки (с учетом НДС);
- к сетям водоотведения - в размере 39500 руб. за 1 куб. м в сутки (с учетом НДС).
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что из представленных в материалы дела документов следует, что доводы ответчика, что Постановление Главы МО город Краснодар от 26.03.2007 г. N 243 в последствии было признано незаконным, не соответствуют действительности.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что требование истца о взыскании с ООО "Южная строительная коммуникационная компания", г. Краснодар суммы задолженности в размере 12 501 218 руб. 00 коп по договору о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения N 398-П-08 от 14 ноября 2008 года подлежит удовлетворению.
Доводы ответчика, что Постановление Главы МО город Краснодар от 26.03.2007 г. N 243 в последствии было признано незаконным, не соответствуют действительности и во внимание судом не могут быть приняты. В соответствие с нормами действующего законодательства Постановлением главы МО город Краснодар от 26.03.2007 N 243 ООО "Краснодар Водоканал" был установлен тариф на подключение к системам водоснабжения и водоотведения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и иных объектов), который в настоящее время действует в редакции Постановления администрации МО город Краснодар от 23.12.2010 N 10515.
Доводы ответчика, что постановление Главы МО город Краснодар от 28.12.2006 г. N 861 в последствии было признано незаконным, не соответствуют действительности и во внимание судом не могут быть приняты, поскольку постановление Главы МО город Краснодар от 28.12.2006 г. N 861 в настоящее время действует в редакции постановления администрации МО город Краснодар от 28.10.2011 N 8131.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 г. N 360, если для подключения объекта капитального строительства к инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, то плата за подключение не взимается, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон. Кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Пунктом 5 Правил N 306 предусмотрено, что договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определённых настоящими Правилами. Система коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 2 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения -это плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечёт за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Как установлено нормами статьи 12 Закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ, плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечёт за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (пункт 1).
Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (пункт 2). Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта (пункт 3).
Согласно пункту 12 Правил N 360 в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям: размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения; местоположение точек подключения на границах земельного участка; условия подключения внутриплощадочных и (или) внутри домовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства; размер платы за подключение и порядок её внесения.
На основании подпункта 1 пункта 14 Правил N 360, если в утверждённую в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчётным путём как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
Из материалов дела усматривается, что согласно требований по реализации Инвестиционной программы ООО "Краснодар Водоканал" осуществлен ряд строительно-монтажных работ по увеличению пропускной способности сетей канализации и увеличения мощностей Водозабора "Восточный-2", в подтверждении чего истцом представлена в материалы дела Таблица затрат с учетом конкретных договоров и документы подтверждающие фактическое выполнение работ.
При этом ответчиком не представлено никаких доказательств того, что присоединение вновь построенного многоквартирного дома не приведет к необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства ответчика.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применили нормы материального и процессуального права. У суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения обжалованного судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 марта 2012 по делу N А32-43372/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43372/2011
Истец: ООО "Краснодар Водоканал"
Ответчик: ООО "Южная строительна коммуникационная компания", ООО "Южная строительная коммуникационная компания"
Третье лицо: ООО "Краснодар Вводоканал"
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5118/12