г. Москва |
|
25 июня 2012 г. |
Дело N А41-9434/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Ивановой Л.Н., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Афониным А.В.,
при участии в заседании:
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ИНН: 5032004222, ОГРН: 1025004066966): представитель не явился, извещена;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района (ИНН: 5032000299, ОГРН: 1025004060014): представитель не явился, извещен;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН: 7716642273, ОГРН: 1097746296977): представитель не явился, извещено;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН: 7727270299, ОГРН: 1047727043561): представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 года по делу N А41-9434/12, принятое судьей Завриевым С.С. по иску администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030124:0048 площадью 2898 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Говорова, категория земель: земли населенных пунктов.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.04.2012 по делу N А41-9434/12 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 07.10.2002 Главой Одинцовского района Московской области было вынесено постановление N 2357 о предоставлении муниципальному унитарному предприятию (далее - МУП) "Автостоп" в аренду земельного участка с кадастровым N 50:20:0030124:0048 площадью 0,2898 га, категория земель: земли поселений, расположенного по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул.Говорова, для строительства многоэтажной автостоянки (л.д.39).
На основании данного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района (арендодатель) и МУП "Автостоп" (арендатор) был заключен Договор аренды земельного участка N 1114 от 21.10.2002 г.., в соответствии с которым МУП "Автостоп" приняло в аренду земельный участок площадью 0,2898 га с кадастровым номером N 50:20:0030124:0048 согласно прилагаемой экспликации (л.д.34), категория - земли поселений, расположенный по адресу: Московская область, г.Одинцово, ул.Говорова. Срок аренды земельного участка установлен 3 года с 01.11.2002 по 01.11.2005 для строительства многоэтажной автостоянки (л.д.34).
Договор был зарегистрирован в установленном законом порядке Московской областной регистрационной палатой 26.12.2002 за номером N 50-01/20-68/2002-73.
04.06.2003 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района Администрации Одинцовского района московской области был вынесен Приказ N 263 "О расторжении договора аренды земельного участка от 21.10.2002 N 1114" (л.д.41).
На основании вышеуказанного Приказа 20.04.2008 г.. между арендодателем и МУП "Автостоп" было подписано Соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 21.10.2002 N 1114 с 01.11.2002 (л.д.42).
23.03.2011 ООО "АВТОСТРОЙСЕРВИС-ЖС" обратилось в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N 50:20:0030124:0048, расположенного по адресу: Московская область, городское поселение Одинцово, с местоположением ул.Говорова, вблизи дома N 38, площадью 0,2898 га.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.02.2012 N 20/008/2012-226 (л.д.33), следует, что правообладателем спорного земельного участка площадью 2898 кв.м., кадастровый N 50:20:0030124:0048 является Российская Федерация. При этом в выписке из государственного земельного кадастра от 2002 г.. (л.д.36, 105), которая была получена в момент заключения договора аренды земельного участка N 1114 от 21.10.2002 сведениях о правах отсутствуют.
В обоснование заявленного требования истец указал, что запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности Российской Федерацией на земельный участок с кадастровым N 50:20:0030124:48 нарушает его законные права на распоряжение данным земельным участком, собственность на который не была разграничена.
Истец полагает, что государственная регистрация права федеральной собственности на земельный участок проведена с нарушением положений Федерального закона N 101-ФЗ от 17.07.2001 "О разграничении государственной собственности на землю" (далее Закон N 101-ФЗ), действовавшего на момент регистрации права собственности РФ на спорный участок, и является ошибочной.
Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истцов, исходил из того, что в материалы дела не представлено доказательств наличия у ответчика оснований, предусмотренных законом, для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, а также доказательств факта разграничения права государственной собственности на них.
Оспаривая решение суда первой инстанции, ответчик указывает, что принадлежащее органам местного самоуправления право по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не была разграничена подлежало защите до момента установления законодателем критериев разграничения государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, и собственность поселений, городских округов, муниципальных районов (муниципальную собственность).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав, в настоящее время правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация.
Обстоятельство нарушения порядка, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" само по себе не свидетельствует о сохранении за органом местного самоуправления прав по распоряжению спорным земельным участком, отнесенным к федеральной собственности. Истцами не доказано обстоятельство нарушения вещных прав истцов на спорный земельный участок.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г.. N 122-ФЗ (с последующими изменениями) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
На основании п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
Согласно ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Доказательств внесения спорного земельного участка в реестр федеральной собственности Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области в материалы дела не представлено.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок, отнесенный к категории земель: земли поселений, к исключительной собственности Российской Федерации не относится, является правомерным.
Из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ (с последующими изменениями) следует, что распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно положениям п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
В силу п. 1 ст. 16 указанного Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу ст. ст. 9, 13, 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Из представленного из Управления Росреестра по Московской области дела правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером N 50:20:0030124:0048, усматривается, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на данный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер.
Доказательств обращения Российской Федерации о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером N 50:20:0030124:0048 суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 N 132-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В материалы дела не представлено доказательств наличия у ответчика оснований, предусмотренных законом, для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, а также доказательств факта разграничения права государственной собственности на них.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2012 года по делу N А41-9434/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9434/2012
Истец: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Администрация Одинцовского района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района, КУИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, ТУ Росимущества в Московская области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, УФС гос.регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2013 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3853/13
24.12.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-9434/12
11.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9779/12
25.06.2012 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4492/12
11.04.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-9434/12