г. Ессентуки |
|
21 июня 2012 г. |
Дело N А22-1961/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Семенова М.У. Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2012 г. по делу N А22-1961/2011,
по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (ИНН 0814010294, ОГРН 1020800757427),
к Обществу с ограниченной ответственностью Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах" (ИНН 0814021578, ОГРН 1020800757141),
третье лицо Бюджетное учреждение "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева"
о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 32 000 руб., а также судебных издержек в сумме 200 руб., (судья Садваев Б.Б.,)
в отсутствии представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (далее - истец, ТФОМС) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах" (далее - ответчик, Общество) о взыскании денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 32 000 руб., а также судебных издержек в сумме 200 руб..
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что денежные средства израсходованы в соответствии с целевым назначением.
ТФОМС подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Указывает, что перечисление средств РФПМ за обучение врача-патологоанатома является нецелевым использованием, так как он не работает в системе ОМС. Не оказывает медицинские услуги, финансируемые за счет средств ОМС. Согласно Приложению N 3 Постановления Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 N 469 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Калмыкия в 2009 году, патологоанатомическое бюро (кабинет) финансируется из средств республиканского бюджета, просит решение об отказе во взыскании 32 000 рублей отменить, требования удовлетворить.
Общество с ограниченной ответственностью Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Общество заявлялось ходатайство о привлечении Бюджетное учреждение "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева". В удовлетворении ходатайства отказано, так как данное учреждение уже привлечено к участию в деле в качестве третьего лица определением Арбитражного суда Республики Калмыкия определением от 13.03.2012, соответствующее уведомление о направлении данного определения республиканской больнице имеется в материалах дела.
Государственное учреждение "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
Лица, участвующие в деле, уведомлены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание 18.06.2012 не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон в предыдущих судебных заседаниях, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2012 г. по делу N А22-1961/2011 следует отменить.
Из материалов дела усматривается, что 11.01.2009 между ФОМС РК и ООО "Элиста-Медстрах" (далее - Страховщик) заключен договор N 2, предметом которого является финансирование Фондом деятельности Страховщика, заключившего Договоры обязательного медицинского страхования граждан со Страхователями и Договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию застрахованным гражданам в Республике Калмыкия с медицинскими учреждениями, в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования граждан в Республике Калмыкия, утвержденными постановлением Правительства Республики Калмыкия Республики Калмыкия от 13.04.2005 N 93, территориальной Программой ОМС Республики Калмыкия, генеральным тарифным соглашением на медицинскую помощь, оказываемую медицинскими учреждениями по Территориальной программе обязательного медицинского страхования на территории Республики Калмыкия на 2009 год; использование страховщиком полученных денежных средств в соответствии с их целевым и рациональным назначением.
Фонд обязался, в том числе, осуществлять проверки деятельности Страховщика по целевому и рациональному использованию средств ОМС, а также защите прав застрахованных не реже 1 раза в год, а страховщик, в свою очередь, принял на себя обязательства, в том числе, по использованию полученных финансовых средств в соответствии с их целевым назначением и условиями договора; а также на основании утвержденного приказа Федерального фонда ОМС от 31.08.2007 N 181 "О Правилах организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование" формировать из полученных финансовых средств и приказом ФОМС РК N 50 от 16.07.2008 "О порядке по установлению нормативов формирования резервов и расходов на ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование" в том числе и резерв финансирования предупредительных мероприятий (п. 1.11, 2.2.8., 2.2.21. договора).
В соответствии с пунктом 3.2.5 договора при выявлении фондом фактов нецелевого использования страховщиком средств ОМС, в том числе средств запасного резерва и РФПМ, страховщик обязан вернуть всю сумму денежных средств, использованных не по целевому назначению, включая доходы, полученные от нецелевого использования средств ОМС, путем перечисления на счет фонда и выплатить фонду штраф в размере 10% сумм нецелевого использования средств.
Из пункта 6.1. договора следует, что срок действия указанного договора составляет не менее 1 года с 01 января 2009 года по 31 января 2009 года.
10.05.2008 ответчиком согласован с ФОМС РК план мероприятий по расходам средств Резерва финансирования предупредительных мероприятий в системе ОМС Республики Калмыкия на 2008-2009 годы, в том числе и на оплату учебы 1 (одного) врача Республиканской больницы на сумму 32 000 руб. 00 коп. (л.д. 51).
01.01.2008 ФОМС РК утверждено предложение об использовании резерва финансирования предупредительных мероприятий Ответчика, согласно которому из 759 200 руб. 00 коп. резерва предложено использовать 102 000 руб. 00 коп. на оплату 3 специализаций в размере 32 000 руб. 00 коп., 35 000 руб. 00 коп. и 35 000 руб. 00 коп., соответственно (л.д. 50).
01.01.2009 в адрес ответчика поступило письменно ходатайство главного врача ГУ "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" В.Балашова об оплате учебы врача Баканова Олега Николаевича в период с 02.02.2009 по 17.04.2009 по договору N 485 от 2112.2008. (л.д. 49).
Специализация врача производилась на основании договора N 485 от 22.12.2008, заключенного между Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" и Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, из которого следует, что заказчик поручил, а Академия обязалась оказать заказчику услуги по обучению одного слушателя по повышению квалификации по циклу "Патологическая анатомия" в период с 02.02.2009 по 17.04.2009, стоимостью 32 000 руб. 00 коп.. (л.д. 119).
По платежному поручению N 63 от 18.02.2009 страховая компания перечислила на счет ГУ МЦ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" денежные средства в размере 102 000 руб. 00 коп.; в обоснование произведенного перечисления указано: "... согласно письма N 133 от 30.01.2009 г.., ходатайства N 2071 от 16.12.2008 г.. за специализацию Баканова О.Н. - 32000р., Бембеевой Л.У.-35000р., Улановой К.А.-35000р. За счет РФПМ Сумма 102000-00, без налога (НДС)" (л.д. 110)
Дипломом о профессиональной переподготовке ГОУ ДПО "Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" ПП-1 N 483200 и сертификатом СПб N 209636 от 17.04.2009 (peг. N 139131) выданных Баканову О.Н., подтверждается, что последний прошел профессиональную переподготовку по патологической анатомии (л.д. 121-122).
22.01.2011, на основании приказа исполнительного директора ФОМС РК от 22.11.2010 N 86-п, комиссией контрольно-ревизионного отдела ФОМС РК проведена проверка целевого использования средств ОМС за 2009 год, порядка формирования и использования резервов за период с 01.04.2004 по 31.12.2009 в ООО КМСК "Элиста- Медстрах" по результатам которой составлен акт и выдано предписание от 31.01.2011 N 06/144. (л.д. 84-90).
В представленной выписке из акта ФОМС РК проверки целевого использования средств ОМС за 2009 год, порядка формирования и использования резервов за период с 01.04.2004 по 31.12.2009 в ООО КМСК "Элиста-Медстрах" и предписании от 31.01.2011 N 06/144 сведений о нецелевом использовании средств РФПМ направленных на оплату специализации в размере 32 000 руб. 00 коп. не содержится.
В соответствии с комплексным планом проверок использования финансовых средств, полученных ТФОМС, на 2010 год и на основании приказа ФОМС от 12.04.2010 N 62 -К, комиссией контрольно-ревизионного управления ФОМС в период с 17 по 27 мая 2010 года проведена проверка использования финансовых средств, полученных ФОМС РК за 2009 год и первый квартал 2010 года по результатам которой составлен акт от 27.05.2010.
Из представленной выписки вышеуказанного акта о результатах проверки пользования финансовых средств, полученных ФОМС РК за 2009 год и первый квартал 2010 года от 27.05.2010 следует, что КРУ ФОМС выявлено нарушение п. 26 Приказа N 181, п. 2.15 Положения о формировании резервов в 2009 году выразившееся в оплате из средств РФПМ первичной специализации врача патологоанатома Баканова О.Н. в сумме 32 000 руб. 00 коп. (л.д. 107-109).
По сведениям указанным в трудовой книжке AT-VII N 9643747, справке от 25.11.2011 N 861 и приказе о приеме работника на работу от 24.01.2008 N 317 (форма N Т-1) Баканов О.Н. с 24.01.2008 и по настоящее время работает в централизованном патологическом отделении ГУ "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" в качестве патологоанатома.
ФОМС РК, полагая, что допущено нецелевое использование средств, обратился в суд с заявлением.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми, предусмотренными законодательством Российской Федерации формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страховая медицинская организация имеет право:
свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;
заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию;
заключать договоры на оказание медицинских, оздоровительных и социальных услуг гражданам по добровольному медицинскому страхованию с любыми медицинскими или иными учреждениями;
осуществлять возвратность части страховых взносов страхователю или застрахованному, если это предусмотрено договором медицинского страхования;
В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" отношения субъектов медицинского страхования регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, а также условиями договоров, заключенных между субъектами медицинского страхования.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страховая организация несет правовую и материальную ответственность перед застрахованной стороной или страхователем за невыполнение условий договора медицинского страхования. Материальная ответственность предусматривается условиями договора медицинского страхования.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования устанавливает для страховых медицинских организаций единые нормативы финансовых резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым им на проведение обязательного медицинского страхования. Страховая медицинская организация по окончании отчетного периода на основании специального расчета формирует резервы, в том числе резерв финансирования предупредительных мероприятий (пункты 6 и 7 Правил).
Пунктом 22 Правил предусмотрено, что в резерв финансирования предупредительных мероприятий по территориальной программе обязательного медицинского страхования направляются средства, формируемые страховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат на осуществление территориальной программы обязательного медицинского страхования при улучшении доступности и качества медицинских услуг и повышению эффективности использования финансовых средств медицинскими учреждениями.
Пункт 26 Правил в числе таких мероприятий указывает проведение целенаправленной пропаганды санитарных знаний и гигиенического воспитания населения, финансирование профилактических мероприятий для застрахованных граждан по обязательному медицинскому страхованию, повышение квалификации медицинских работников, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в том числе по эксплуатации современной техники, участие в инвестиционных проектах по внедрению новых современных медицинских технологий в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе приобретение и ввод в действие современной медицинской техники, приобретение запасных частей и расходуемых материалов для медицинской техники.
Пункты 4.8.3 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан (утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 03.10.2003 N 3856/30-3/и) и Правил обязательного медицинского страхования граждан в Республике Калмыкия (утвержденных постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13.04.2005 N 93), а также пункт 4.10.3 Территориальных правил обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (утвержденных Указом Президента Республики Калмыкия от 23.03.2000 N 33) устанавливают, что в резерв финансирования предупредительных мероприятий по территориальной программе обязательного медицинского страхования направляются средства, формируемые страховой медицинской организацией для финансирования мероприятий по снижению заболеваемости среди граждан и других мероприятий, способствующих снижению затрат на осуществление территориальной программы обязательного медицинского страхования при улучшении доступности и качества медицинских услуг и повышению эффективности использования финансовых средств медицинскими учреждениями. Конкретные направления использования резерва финансирования предупредительных мероприятий устанавливаются территориальными фондами обязательного медицинского страхования по согласованию со страховыми медицинскими организациями.
Порядок использования резерва финансирования предупредительных мероприятий на территории утверждается территориальным фондом обязательного медицинского страхования, регламентирующим конкретные предупредительные мероприятия, порядок их проведения, перечень отчетных документов, порядок их предоставления медицинскими учреждениями и страховыми медицинскими организациями. Согласованные территориальным фондом обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями предупредительные мероприятия проводятся медицинскими учреждениями за счет средств, перечисляемых страховыми медицинскими организациями на расчетные счета медицинских учреждений. Учет расходования средств резерва финансирования предупредительных мероприятий производится на основании документов, представляемых медицинскими учреждениями и подтверждающих проведение предупредительных мероприятий.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 N 469 "Об утверждении территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Калмыкия в 2009 году" ГУ "Республиканская больница имени П.П. Жемчуева" указана в Перечне медицинских учреждений, включенных в систему ОМС; одновременно ГУ "Республиканская больница имени П.П. Жемчуева" включена в перечень лечебно-профилактических учреждений, финансируемых из республиканского бюджета.
За счет средств ОМС финансируется первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, и специализированная, медицинскую помощь, предусматривающая также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации при определенных видах заболеваний (по перечню), мероприятия по диагностике, лечению, профилактике заболеваний.
За счет республиканского и местных бюджетов в установленном порядке осуществляется медицинская помощь, а также предоставляются медицинские и иные услуги патолого-анатомических бюро (кабинетах) и прочих медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которые не участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Из приведенных норм следует, что из средств ОМС оплачиваются только те виды медицинской помощи, которые указанны в Территориальной программе.
Доказательств того, что врач-патологоанатом работал в системе обязательного медицинского страхования суду не представлено.
Как следует из пояснений Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева", содержащихся в письме от 14.06.2012, финансирование заработной платы патологоанатомического отделения, в том числе врачу Баканову О.Л. осуществлялось за счет средств республиканского бюджета.
Доказательств того, что врач-патологоанатом работал в системе обязательного медицинского страхования и его услуги оплачивались за счет средств ОМС, суду не представлено.
Расходы на повышение квалификации врача-патологоанатома Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" являются нецелевым использованием средств ОМС.
Довод страховой организации о том, что средства резерва не являются средствами ОМС, противоречит выше приведенному законодательству.
Довод страховой организации о том, что в соответствии со статьей 401 ГК РФ подлежит освобождению от ответственности, так как направление на переобучение врача-патологоанатома было согласовано с фондом, отклоняется. При оформлении предложений по использованию резерва финансирования предупредительных мероприятий и плана мероприятий (том 1 л.д. 50-51) ООО КМСК "Элиста-Медстрах" не указало специализацию врача, на учебу которого выделены денежные средства, что свидетельствует об отсутствии должной осмотрительности и привело к нецелевому использованию средств.
То, что территориальный фонд утвердил эти документы, не изменяет характера нецелевого использование, так как цели определены законодательством, и не освобождает от обязанности восстановить их в соответствии с пунктом 3.2.5 договора.
Денежные средства в размере 32 000 рублей подлежат взысканию с ответчика.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 148 АПК РФ Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено исковое требование о взыскании судебных расходов, которое подлежит рассмотрению в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса;
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 122 АПК РФ:
1. Вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
2. Заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в арбитражный суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.
В связи с чем, требование искового заявления о взыскании судебных расходов в сумме 200 (двухсот) рублей следует оставить без рассмотрения.
Суд первой инстанции не правильно применил нормы права, дал ненадлежащую оценку доказательствам, выводы суда не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что является основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 15 марта 2012 г. по делу N А22-1961/2011 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Калмыцкая медицинская страховая компания "Элиста-Медстрах" (ИНН 0814021578, ОГРН 1020800757141) в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (ИНН 0814010294, ОГРН 1020800757427) денежные средства, использованных не по целевому назначению, в сумме 32 000 руб.
Требование искового заявления о взыскании судебных расходов в сумме 200 (двухсот) рублей оставить без рассмотрения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1961/2011
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия
Ответчик: ООО КМСК "Элиста-Медстрах"
Третье лицо: ГУ БУ РК "Республиканская больница им. П. П. Жемчуева", ГУ республиканская больница им. П. Жемчуева