город Ростов-на-Дону |
|
20 июня 2012 г. |
дело N А53-413/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Т.Г. Гуденица, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой С.В.
при участии:
от ОАО "МКШВ": генеральный директор Сулейманов Ш.Р., паспорт, протокол N 12 от 30.07.2008, представитель Гаджиев З.Г., паспорт, по доверенности от 09.06.2012 N 1-56,
от МРУ Росалкогольрегулирования: начальник юридического отдела Чичева О.В., удостоверение, по доверенности от 14.05.2012,
от третьего лица: Гаджиев З.Г, паспорт, по доверенности от 14.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Махачкалинский комбинат шампанских вин" и открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк "Адам-Интернешнл"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2012 по делу N А53-413/2012,
принятое судьей Лебедевой Ю.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Махачкалинский комбинат шампанских вин"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконными действий (бездействия) по отказу в продлении срока использования неиспользованных ФСМ однократно на срок 6 месяцев; признании недействительным требования МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 в сумме 20 250 000 руб.;
при участии третьего лица: открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Адам-Интернешнл" с самостоятельным требованием о признании недействительным требования МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Махачкалинский комбинат шампанских вин" (далее - общество, ОАО "МКШВ") обратилось в арбитражный суд г. Москвы с заявлением:
- о признании недействительным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) от 01.08.2011 N 05-45-п "Об отказе в продлении срока действия лицензии Б 095684 от 04.08.2006";
- о признании недействительным требования Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - Управление, МРУ Росалкогольрегулирования) о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 в сумме 20 250 000 руб.;
- о признании незаконным действия (бездействия) МРУ Росалкогольрегулирования по отказу в продлении срока использования неиспользованных федеральных специальных марок однократно на срок 6 месяцев.
Определением арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2011 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу N А40-95263/11.
Определением арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2011 требования, заявленные в рамках дела N А40-95263/11, разъединены, заявление ОАО "Махачкалинский комбинат шампанских вин" о признании недействительным требования МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 выделено из дела N А40-95263/11 в отдельное производство и направлено по подсудности в Арбитражный суд Ростовской области.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 13.01.2012 заявление общества о признании недействительным требования МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 принято к производству, возбуждено производство по делу А53-413/2012.
ОАО "МКШВ" уточнило заявленные требования в порядке ст. 49 АПК РФ и просило также признать незаконными действия МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО по отказу в продлении срока использования неиспользованных ФСМ однократно на срок 6 месяцев в форме возвращения заявления без рассмотрения (л.д. 102 т. 1).
К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечёно открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк "Адам Интернэшнл", которое просило признать незаконным и не подлежащим исполнению требование МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО о погашении долга в сумме 20 250 000 руб. от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956
Представитель общества отказался от требований в части признания недействительным требования Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2012 отказ принят судом, в этой части требований производство прекращено, в удовлетворении требования о признании действий (бездействий) по отказу МРУ Росалкогольрегулирования в продлении срока использования неиспользованных ФСМ однократно на срок 6 месяцев отказано; в удовлетворении требования АКБ "Адам интернэшнл" ОАО о признании незаконным требования Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу о погашении долга от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10956 отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество и Банк обратились в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просили решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Определением от 13.06.2012 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Определение мотивировано тем, что у суда первой инстанции не имелось оснований для принятия отказа от требований и прекращения производства по делу в указанной части требований.
В судебном заседании представитель ОАО "МКШВ" поддержал доводы апелляционных жалоб, заявление ОАО "МКШВ", просил решение суда отменить и удовлетворить требования о признании незаконными действий МРУ Росалкогольрегулирования в виде оставления без рассмотрения заявления о продлении срока использования федеральных специальных марок и признании недействительным требования МРУ Росалкогольрегулирования от 05.08.2011 N УЗ-06-07с/19956 о погашении долга в сумме 20 250 000 руб.
Представитель МРУ Росалкогольрегулирования в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, считая решение суда законным и обоснованным, просила отказать в удовлетворении требований ОАО "МКШВ" и ОАО "АКБ "Адам Интернэшнл".
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, ОАО "Махачкалинский комбинат шампанских вин" осуществляло деятельность по производству алкогольной продукции на основании лицензии от 04.08.2006 Б095684 (рег. N 1569) на производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, шампанских), сроком действия до 04.08.2011 (л.д. 73 том 1).
В целях осуществления лицензируемого вида деятельности ОАО "МКШВ" обратилось в МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО с заявлением от 14.04.11 о выдаче федеральных специальных марок. В целях получения марок обществом в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" было представлено обязательство от 14.04.2011 N 003 об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением.
Согласно обязательству ОАО "МКШВ" обязуется в срок до 04.08.2011 совершить следующие действия:
- произвести нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками";
- произвести уничтожение поврежденных федеральных специальных марок в установленном порядке;
- произвести уничтожение неиспользованных федеральных специальных марок или представить в отношении их обязательство об использовании в соответствии с их назначением в течение 6 месяцев со дня представления указанного обязательства (предусматривающего выполнение действий в соответствии с настоящим пунктом), а также представить обеспечения этого обязательства. Данное обязательство представляется однократно;
- представить отчет об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в срок, указанный в обязательстве.
Также в обязательстве указано, что в случае неисполнения вышеуказанных действий денежные средства, эквивалентные сумме обеспечения исполнения обязательства и кратные количеству федеральных специальных марок, по которому обязательство не выполнено, будут перечислены в федеральный бюджет. Данное обязательство считается выполненным после исполнения в установленный срок всех предусмотренных в обязательстве действий и будет обеспечено банковской гарантией от 14.04.11 N 02 на сумму 20250000, выданной ОАО Акционерный коммерческий банк "Адам Интернэшнл".
В связи с истечением 04.08.2011 срока действия лицензии ОАО "МКШВ" обратилось в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка с заявлением о продлении срока действия лицензии.
Также ОАО "МКШВ" обратилось в службу с заявлением от 25.07.2011 N 157-02 о переоформлении лицензии от 17.05.2011 Б097890 в связи с приведением в соответствие с требованиями по наименованию лицензируемого вида деятельности, т.е. указанием вида деятельности - производство, хранение и поставки произведенных вин (игристых, шампанских).
В связи с подачей документов на переоформление и продление срока действия лицензии на производство, хранение и поставки произведенных вин (виноградных, шампанских) и тем, что по состоянию на конец июля 2011 года из-за поломки оборудования ОАО "МКШВ" не использовало по назначению все приобретенные специальные федеральные марки, ОАО "МКШВ" на основании п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 обратилось в МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО с заявлением от 29.07.2011 N 157-03 о продлении срока использования неиспользованных федеральных специальных марок (далее - ФСМ) по их назначению в количестве 1500000 штук, находящихся на хранении в ОАО "МКШВ" (л.д. 34, 75 том 1).
К заявлению обществом был приложен отчет об использовании ФСМ, согласно которому количество федеральных специальных марок, не использованных по назначению 1 500 000 штук. Также к заявлению с учетом требований п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 было приложено обязательство об использовании ФСМ в соответствии с их назначением от 29.07.2011 N 004, в соответствии с которым общество обязуется до 29.01.2012 использовать марки по их назначению (произвести нанесение на алкогольную продукцию, уничтожить поврежденные либо неиспользованные марки). Обязательство от 29.07.11 обеспечено банковской гарантии АКБ "Адам Интернэшнл" ОАО N 04 от 29.07.2011 на сумму 20250000 рублей (л.д. 37- 39 том 1).
В заявлении о продлении срока использования ФСМ общество "МКШВ" указало, что 04.08.2011 истекает срок действия лицензии общества на производство алкогольной продукции и на рассмотрении в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка находится заявка ОАО "МКШВ" о продлении срока действия лицензии.
Решением от 01.08.2011 N 0545-п Росалкогольрегулирование отказало в продлении срока действия лицензии от 17.05.2011 Б097890 в связи с несоответствием лицензиата требованиям, установленным законом (л.д. 143 том 1).
Письмом от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/10912 МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО возвратило обществу "МКШВ" заявление от 29.07.2011 N 157-03 без рассмотрения. Возврат документов мотивирован отсутствием по состоянию на 05.08.2011 в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий действующих лицензий на производство алкогольной продукции, выданных ОАО "МКШВ" (л.д. 35-36 том 1).
Письмом от 04.08.2011 N 167 ОАО "МКШВ" обратилось в МРУ Росалкогольрегулирования с заявлением о проведении уничтожения неиспользованных и поврежденных ФСМ в количестве 1466670 штук в связи с окончанием срока действия обязательства об использовании ФСМ в соответствии с их назначением (л.д. 87 том 1). К заявлению был приложены отчет об использовании ФСМ.
Письмом от 08.08.2011 N 16056/01-01 Росалкогольрегулирование указало на невозможность рассмотрения вопроса о переоформлении лицензии от 17.05.2011 Б097890 в связи с принятием Росалкогольрегулированием решения от 01.08.2011 N 0545-п об отказе в продлении срока действия лицензии и окончанием срока действия указанной лицензии (л.д. 145 том 1).
Письмом от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/19956 МРУ Росалкогольрегулирования направило ОАО "АКБ "Адам Интернэшнл" на основании п. 4.1 Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N785 требование о перечислении денежных средств в сумме 20250000 рублей согласно расчету суммы обеспечения обязательства об использовании приобретаемых ФСМ в соответствии с их назначением и количества марок, обязательство по которым не исполнено (ФСМ "Вина шампанские и игристые" 18 руб. Ч 0,75 л. Ч 1500000 штук = 20250000 рублей) (л.д. 31-33).
Копия требования от 05.08.2011 N УЗ-06-17с/19956 направлена в адрес ОАО "МКШВ".
Письмом от 17.08.2011 (16731/15-04) Росалкогольрегулирование согласовало уничтожение ФСМ, выданных ранее ОАО "МКШВ" (л.д. 146 том 1).
Согласно Акту от 23.08.2011 было уничтожено 1466670 штук федеральных специальных марок "Вина шампанские и игристые" (л.д. 148 том 1).
Считая незаконными действия МРУ Росалкогольрегулирования по оставлению без рассмотрения заявления о продлении срока использования ФСМ и выставлению требования об уплате обеспечения, ОАО "МКШВ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции сделал ошибочный вывод о законности оспариваемых действий МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности действий МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО подтверждено материалами дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N171-ФЗ) федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в том числе обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является правопреемником Федеральной налоговой службы в отношении всех обязательств в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО является территориальным органом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
Порядок маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками установлен Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 785.
Согласно п. 4.1 постановления N 785 от 21.12.2005 (в редакции, действовавшей в период осуществления оспариваемых действий) при приобретении федеральных специальных марок организация представляет документы, указанные в статье 12 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". При этом предварительная оплата федеральных специальных марок производится до подачи в территориальный орган заявления об их выдаче.
Обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением должно предусматривать выполнение организацией в течение 6 месяцев следующих действий:
нанесение на алкогольную продукцию федеральных специальных марок в соответствии с Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными настоящим Постановлением;
уничтожение поврежденных федеральных специальных марок;
уничтожение неиспользованных федеральных специальных марок или представление в отношении их обязательства об использовании в соответствии с их назначением в течение 6 месяцев со дня представления указанного обязательства (предусматривающего выполнение действий в соответствии с настоящим пунктом), а также представление обеспечения этого обязательства. Данное обязательство представляется однократно;
представление отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в сроки, указанные в обязательстве об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением.
Таким образом, из пункта 4.1 постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 и статьи 12 Закона N 171-ФЗ следует, что выдача федеральных специальных марок сопровождается подписанием лицензиатом (лицом, испрашиваемым ФСМ для использования при производстве алкогольной продукции) обязательства об использовании ФСМ по назначению.
При этом исполнение обязательства в обязательном порядке должно быть обеспечено.
Пунктом 4.1 Постановления N 785 от 21.12.2005 установлено, что обеспечение исполнения обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением может осуществляться перечислением денежных средств на счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение территориального органа, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (денежный залог), банковской гарантией, выданной банком, иным кредитным учреждением или страховой организаций (далее - гарант), поручительством или иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.
В соответствии с положениями Закона N 171-ФЗ и постановления Правительства РФ N 785 от 21.12.2005 размер суммы обеспечения исполнения обязательства определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из суммы акцизов, подлежащих уплате по соответствующему виду алкогольной продукции. В случае неисполнения организацией обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения исполнения обязательства, перечисляются в федеральный бюджет в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому это обязательство не исполнено.
Таким образом, подписание и исполнение обязательства обеспечивает (гарантирует) уплату акциза.
Из материалов дела следует, что в период после получения в апреле ФСМ на предприятии имелась поломка технического оборудования, что обусловило невозможность использования всех выданных марок (л.д. 160 том 1).
Поскольку в силу объективных причин ОАО "МКШВ" не смогло использовать по назначению полученные федеральные специальные марки в течение срока, установленного в обязательстве - 6 месяцев, общество обратилось в МРУ Росалкогольрегулирования с новым обязательством и приложенным к нему обеспечением в порядке п. 4.1 постановления N 785 от 21.12.2005 и просило контролирующий орган продлить на 6 месяцев срок использования ранее выданных федеральных специальных марок.
Судом установлено, что ОАО "МКШВ" были соблюдены условия представления нового обязательства, которое было обеспечено банковской гарантией N 04 от 29.07.2011 на сумму 20250000 рублей (л.д. 37- 39 том 1).
Таким образом, у МРУ Росалкогольрегулирования отсутствовали основания для возвращения без рассмотрения заявления ОАО "МКШВ" N 157-03 от 29.07.2011 о продлении срока использования ФСМ с приложенным новым обязательством и обеспечением.
В постановлении N 785 от 21.12.2005 не установлены основания возвращения без рассмотрения представляемого в порядке пункта 4.1 обязательства об использовании в соответствии с назначением ранее выданных и находящихся на хранении у организации федеральных специальных марок.
Возвращая документы без рассмотрения, Росалкогольрегулирование сослалось на отсутствие в реестре сведений о наличии у ОАО "МКШВ" действующих лицензий на производство алкогольной продукции.
В пояснениях суду Росалкогольрегулирование сослалось на "Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации", утвержденный приказом Министерства финансов России от 04.05.2008 N 50н (далее - Регламент N 50н).
В период обращения ОАО "МКШВ" с заявлением о продлении действия обязательства указанный Регламент действовал в части, не противоречащей иным актам, в том числе Закону N 171-ФЗ и постановлению N 785 от 21.12.2005.
Пунктом 38 Регламента N 50н установлено, что срок исполнения обязательства не должен превышать срока действия лицензии, выданной заявителю.
Пунктом 22 Регламента N 50н установлены основания возвращения без рассмотрения документов, представленных для выдачи марок. Среди прочих в качестве такого основания указано наличие лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции с истекшим сроком действия.
Пункты 22 и 38 Регламента N 50н регулируют вопросы рассмотрения заявления и представляемого вместе с ним обязательства при обращении организации-производителя алкогольной продукции за получением федеральных специальных марок.
Постановление Правительства N 785 от 21.12.2005 не содержит указания о рассмотрении однократно представляемого в порядке п. 4.1 обязательства (продлевающего срок исполнения обязательства) об использовании по назначению не использованных в ранее установленный срок марок в порядке, определенном Регламентом N 50н и постановлением N 785 для рассмотрения заявления о выдаче ФСМ.
При этом Регламент N 50н вообще не устанавливает возможности продления срока исполнения обязательства и соответственно не содержит порядка такого продления.
ОАО "МКШВ" обратилось 29.07.2011 в Росалкогольрегулирование с новым обязательством в целях продления срока исполнения ранее выданного обязательства по использованию по назначению уже имеющихся и находящихся на хранение в ОАО "МКШВ" федеральных специальных марок.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необоснованным довод Росалкогольрегулирования о том, что истечение срока действия лицензии являлось препятствием продления срока использования марок, полученных ранее на законных основаниях. В частности, Росалкогольрегулированием не обоснованно со ссылками на закон невозможность уничтожения обществом "МКШВ" неиспользованных марок в период истечения срока действия лицензии.
Фактически процедура уничтожения неиспользованных марок была осуществлена ОАО "МКШВ" совместно с Росалкогольрегулированием 23.08.2011, т.е. в период, когда у общества отсутствовала действующая лицензия. Однако указанное обстоятельство не явилось препятствием к уничтожению неиспользованных марок, т.е. исполнению обществом обязательства.
Росалкогольрегулированием также не представлено обоснований процедурного поведения именно в виде возвращения обязательства без рассмотрения, а не отказа в принятии нового обязательства, в том числе по причине отсутствия действующей лицензии.
Незаконное возвращение без рассмотрения обязательства от 29.07.2011 нарушило право ОАО "МКШВ" на продление срока использования федеральных специальных марок, полученных обществом в установленном законом порядке, в том числе оплаченных.
При этом судами г. Москвы и Ростовской области установлено, что в ноябре 2011 года обществом "МКШВ" была получена лицензия от 02.11.2011 N Б089310 на производство, хранение и поставки произведенных вин (игристых, шампанских), сроком действия до 01.11.2016. С учетом испрашиваемого обществом срока продления использования марок до 29.01.2012 полученные ранее на законных основаниях марки могли быть использованы обществом по назначению путем нанесения на алкогольную продукцию.
При таких обстоятельствах, в силу ст. 201 АПК РФ являются незаконными действия МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО, выраженные в письме N УЗ-06-17с/10912 от 05.08.2011 в виде оставления без рассмотрения заявления ОАО "МКШВ" N 157-03 от 29.07.2011 о продлении срока действия федеральных специальных марок в количестве 1 500 000, находящихся на хранении ОАО "МКШВ".
Суд апелляционной инстанции также полагает, что у МРУ Росалкогольрегулирования отсутствовали основания для направления Банку и обществу требования об уплате обеспечения в размере 20250000 рублей.
В силу Закона N 171-ФЗ, Постановления Правительства РФ N 785 от 21.12.2005 представляемым при получении ФСМ обеспечением обеспечивается исполнение обязательства организации по использованию полученных федеральных специальных марок по назначению.
Согласно пункту 4.1 постановления N 785 от 21.12.2005 в случае если организация, приобретающая федеральные специальные марки, не исполнила обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, исполнение которых обеспечено поручительством (банковской гарантией), то требование об уплате суммы обеспечения выставляется поручителю (гаранту) в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому соответствующее обязательство об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением не исполнено, с последующим перечислением указанных средств в федеральный бюджет.
Таким образом, требование может быть выставлено поручителю только в случае неисполнения обязательства по использованию по назначению полученных федеральных специальных марок.
Из материалов дела следует, что обществом "МКШВ" в полном объеме было исполнено обязательство от 29.07.2011 N 004, в частности 23.08.2011 были уничтожены неиспользованные федеральные специальные марки в количестве 1466670 штук (л.д. 148 том 1).
Росалкогольрегулированием в материалы дела не представлено доказательств того, что часть федеральных специальных марок была использована не по назначению, т.е. не нанесена на алкогольную продукцию и не уничтожена.
Судом апелляционной инстанции отклоняются поддержанные судом первой инстанции доводы МРУ Росалкогольрегулирования о том, что исполнение обязательства с нарушением установленного в нем срока исполнения является неисполнением обязательства.
В силу ст.ст. 309, 314 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Исходя из системного толкования положений ГК РФ об исполнении обязательств, в том числе об обеспечении исполнения обязательств, следует, что просрочка исполнения обязательства (нарушение срока исполнения обязательства) является ненадлежащим исполнением обязательства, но не его неисполнением.
Росалкогольрегулирование расценивает исполнение обязательства с нарушением срока в качестве неисполнения обязательства.
Суд апелляционной инстанции полагает, что такое толкование положений Закона N 171-ФЗ, постановления N 785 от 21.12.2005 не соответствует смыслу государственного контроля за использованием по назначению федеральных специальных марок, заключающемуся в недопущении незаконного использования федеральных специальных марок, т.е. нанесения марок на нелегально выпущенную продукцию, в том числе не соответствующую требованиям по качеству и неучтенную в установленном порядке.
Как указано ранее, Росалкогольрегулированием не были установлены факты использования федеральных специальных марок не по назначению. Все неиспользованные марки были уничтожены, чем достигнута цель государственного контроля. Уничтожение неиспользованных марок исключило их нелегальное использование и неуплату акциза, которая обеспечивалась банковской гарантией.
При таких обстоятельствах, у МРУ Росалкогольрегулирования отсутствовали правовые основания для выставления Банку требования об оплате обеспечения.
Установление срока исполнения обязательства в данном случае имеет контрольную функцию, обеспечивающую регулярный мониторинг уполномоченным органом использования федеральных специальных марок по назначению.
Нарушение срока исполнения обязательства не может быть квалифицировано как неисполнение обязательства.
Указанное подтверждается пунктом 60 Административного регламента от 04.05.2008 N 50н, согласно которому истечение срока, указанного в обязательстве, является основанием для начала исполнения административного действия по контролю за использованием выданных марок в срок, указанный в обязательстве, и уничтожением неиспользованных и (или) поврежденных марок.
С учетом изложенного, требование МРУ Росалкогольрегулирования по ЮФО от 05.08.2011 N УЗ-06-07с/19956 об уплате 20 250 000 руб. обеспечения, предъявленное к АКБ "Адам-Интернэшнл", является незаконным.
Судом также учитывается, что нарушение срока исполнения обязательства явилось следствием отказа Росалкогольрегулирования в продлении срока действия лицензии, поскольку возвращая без рассмотрения обязательство (фактически отказывая в продлении срока использования федеральных специальных марок), МРУ Росалкогольрегулирования в качестве единственного основания своих действий указало отсутствие в реестре сведений о наличии у ОАО "МКШВ" действующей лицензии на производство алкогольной продукции.
Как указано ранее, изначально обращаясь за защитой нарушенного права в арбитражный суд г. Москвы, ОАО "МКШВ" в качестве первого требования заявляло требование о признании незаконным решения Росалкогольрегулирования об отказе в продлении срока действия лицензии.
Решением арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2012 по делу А40-95263/2011 (из которого были выделены требования, рассматриваемые в настоящем деле А53-413/2012) в удовлетворении заявления ОАО "МКШВ" об оспаривании отказа в продлении срока действия лицензии было отказано.
Судом г. Москвы установлено, что Росалкогольрегулированием было принято оспариваемое решение об отказе в продлении срока действия лицензии при наличии заявления о продлении срока действия лицензии, поданного обществом "МКШВ" в пределах срока действия лицензии с приложением необходимых документов (платежное поручение об уплате госпошлины и нотариально заверенная справка налогового органа об отсутствии задолженности по налоговым платежам).
Отказывая в удовлетворении требования, суд г. Москвы исходил из обстоятельств дела и факта выдачи обществу в ноябре 2011 года новой лицензии, чем по мнению суда, были восстановлены права заявителя и судебная защита на момент рассмотрения дела обществу не требовалась. Суд указал, что само по себе решение Росалкогольрегулирования об отказе в продлении срока действия лицензии не может нарушать права заявителя.
Таким образом, фактически судом г. Москвы не было установлено правовых оснований для отказа Росалкогольрегулированием в продлении срока действия лицензии.
При этом, судом апелляционной инстанции в рамках настоящего дела установлено, что производным от решения Росалкогольрегулирования от 01.08.2011 N 05-45-п "Об отказе в продлении срока действия лицензии Б 095684 от 04.08.2006" является нарушение установленного п. 4.1 постановления N785 от 21.12.2005 права ОАО "МКШВ" на однократное продление срока использования ране выданных федеральных специальных марок.
Изложенное подтверждает добросовестное поведение ОАО "МКШВ", принявшего все необходимые меры к надлежащему исполнению обязательства по использованию по назначению федеральных специальных марок.
Апелляционной инстанцией также признаются ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что требование о перечислении суммы обеспечения не нарушает прав и не затрагивает интересы как ОАО "МКШВ", так и Банка.
Из материалов дела следует, что наличие неисполненного незаконного требования от 05.08.2011 N УЗ-06-07с/19956 препятствует получению ОАО "МКШВ" федеральных специальных марок в целях их использования на производимой алкогольной продукции.
Таким образом, судом установлены определенные статьей 201 АПК РФ обстоятельства незаконности требования от 05.08.2011 N УЗ-06-07с/19956.
Судом апелляционной инстанции также признаются необоснованными выводы суда первой инстанции о пропуске обществом "МКШВ" срока обжалования действий МРУ Росалкогольрегулирования.
Из материалов дела следует, что с заявлением об оспаривании действий МРУ Росалкогольрегулирования ОАО "МКШВ" обратилось в арбитражный суд г. Москвы 25.08.2011, т.е. в пределах установленного ст. 198 АПК РФ трехмесячного срока обжалования. На основании заявления общества было возбуждено производство по делу А40-95263/2011.
Поступление выделенных в рамках дела А40-95263/2011 требований в арбитражный суд Ростовской области в январе 2012 года не может свидетельствовать о пропуске ОАО "МКШВ" срока обжалования действий государственного органа в порядке ст. 198 АПК РФ.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемых действий и требований МРУ Росалкогольрегулирования.
При таких обстоятельствах, решение суда от 23.03.2012 подлежит отмене по безусловным основаниям, предусмотренным ст. 270 АПК РФ. Требования ОАО "МКШВ" и ОАО "АКБ "Адам Интернэшнл" подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.03.2012 г. по делу N А53-413/2012 отменить.
Признать незаконными действия (бездействия) Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, выраженные в письме N УЗ-06-17с/10912 от 05.08.2011 в виде оставления без рассмотрения заявления ОАО "Махачкалинский комбинат шампанских вин" N 157-03 от 29.07.2011 о продлении срока действия Федеральных специальных марок в количестве 1 500 000, находящихся на хранении ОАО "Махачкалинский комбинат шампанских вин".
Признать незаконными требования Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 05.08.2011 N УЗ-06-07с/19956 о погашении долга в сумме 20 250 000 руб., предъявленное к АКБ "Адам-Интернешнл".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-413/2012
Истец: ОАО "Махачкалинский комбинат шампанских вин", ОАО "Махачкалинский комбинат"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Третье лицо: АБ "Адам Интернэшнл" ОАО, Акционерный коммерческий банк "Адам-Интернешнл", Акционерный коммерческий банк "Адам-Интернешнл" ОАО, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по СКФО
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1863/13
28.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1384/13
05.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1384/13
21.12.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-413/12
04.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5619/12
20.06.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5711/12
23.03.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-413/12
23.03.2012 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-413/12