г. Санкт-Петербург |
|
18 июня 2012 г. |
Дело N А21-9323/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Коросташовым А.А.
при участии:
от истца: представителя по доверенности от 30.12.2009 г.. Коркина И.А.
от ответчика: не явились (извещены)
от 3-х лиц: 1 - представителя по доверенности от 29.12.2011 г.. Антоновой М.А., 2 - не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7927/2012, 13АП-7930/2012) Агентства по имуществу Калининградской области, Министерства социальной политики Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2012 по делу N А21-9323/2011 (судья Талалас Е.А.), принятое
по иску Агентства по имуществу Калининградской области
к ТУ Росимущества в Калининградской области, Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области"
3-и лица: Министерство социальной политики Калининградской области, Управление Росреестра по Калининградской области
об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения
установил:
Агентство по имуществу Калининградской области (ОГРН 1023900767186, место нахождения: 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Д. Донского, 1), (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН 1103926011177, место нахождения: 236040, Калининградская область, г. Калининград, ул. Генерала Соммера, 27), (далее Управление) и Федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" (ОГРН 1043902869746, место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. Клиническая, 63), (далее - Учреждение) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на пятиэтажное административное здание (литера А) общей площадью 1709,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63, признании право собственности Калининградской области на указанное административное здание, признании отсутствующим зарегистрированного за Учреждением права оперативного управления на указанное административное здание и признании за Министерством социальной политики Калининградской области (далее - Министерство) права оперативного управления на указанное административное здание.
Решением от 11.03.2012 г.. в иске отказано. При принятии решения суд сослался на решение Калининградского областного суда от 03.06.2006 г.. по делу N 71-Г06-30, которым признан недействующим Закон Калининградской области от 07.03.2006 г.. N 731 "О передаче имущества, принимаемого в государственную собственность Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области от 07.03.2006 г.. N 731) со дня его принятия. В рамках названного гражданского дела суд общей юрисдикции пришел к выводу, что в перечень имущества, утвержденного Законом Калининградской области от 07.03.2006 г.. N 731, включено, в том числе, спорное административное здание, находящееся в оперативном управлении Учреждения, которое, по мнению суда, не могло быть передано в собственность Калининградской области, поскольку спорное здание отнесено к собственности Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и в порядке действия постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г.. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
Суд первой инстанции, сославшись на п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, указал, что спорное здание не подлежит передаче в собственность Калининградской области ввиду использования его федеральными государственными органами власти, федеральными предприятиями и учреждениями для осуществления своих полномочий.
Не согласившись с решением суда, Агентство и Министерство обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить и удовлетворить иск. Податели жалоб оспаривают мотивы, по которым суд отказал в иске, указав, что в рамках гражданского дела N 71-Г06-30 вопрос о принадлежности на праве собственности Российской Федерации либо Калининградской области объектов недвижимости, включенных в приложение к Закону Калининградской области от 07.03.2006 г.. N 731 не рассматривался. Кроме того, Агентство и Министерство сослались на то, что способы защиты прав собственности и других вещных прав на недвижимое имущество установлены законом, их защита осуществляется в определенном порядке с применением соответствующих норм. По мнению истца, установить право собственности на объект недвижимости невозможно при разрешении спора о признании недействующим правового акта без соответствующего требования заинтересованной стороны в защиту нарушенного права.
Податели жалобы указали, что в период действия постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г.. N 3020-1 федеральные государственные органы власти, федеральные предприятия и учреждения в спорном здании не находились; в материалах дела отсутствуют правоустанавливающие документы, на основании которых Управление могло бы включить спорное здание в перечень (реестр) федерального имущества, тогда как Агентство обосновало исковые требования соответствующими доказательствами.
Учреждение представило отзыв на апелляционные жалобы, в котором изложенные в ней доводы отклонило, считая жалобы необоснованными, а решение принятыми в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представители Агентства и Министерства апелляционные жалобы поддержали, доводы жалоб подтвердили, остальные участвующие в деле лица о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Агентства, Министерства и обсудив доводы жалоб, апелляционный суд признал решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, пятиэтажное административное здание, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63, включено в реестр федерального имущества, в соответствии с которым основанием возникновения право собственности Российской Федерации на указанное здание является постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г.. N 3020-1.
На основании обращения Учреждения, указания Росимущества от 29.07.2005 г.. ДА-07/16966 и в порядке ст.ст. 296, 299 Гражданского кодекса РФ Управлением издано распоряжение N 367-р 16.08.2005 г.. о закреплении государственного имущества Российской Федерации, в том числе здания общей площадью 1709,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63, на праве оперативного управления за Учреждением.
16.08.2005 г.. между Управлением и Учреждением подписан акт приема-передачи государственного имущества, в том числе спорного здания.
26.10.2005 г.. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о государственной регистрации права оперативного управления на пятиэтажное административное здание (Литера А) общей площадью 1709,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63, за Учреждением, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 39 - АА N 342258 от 22.11.2005 г..
Ссылаясь на то, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации и соответственно права оперативного управления Учреждения произведены при отсутствии на то законных оснований, Агентство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, считая спорное здание собственностью Калининградской области с момента введения в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", то есть с 01.01.1991 г..
Кроме того, ввиду того что ранее на основании договора от 18.08.1998 N 137 спорное здание было уже передано в оперативное управление Управления труда и социального развития администрации области (правопредшественник Министерства) на неопределенный срок, иск заявлен, с учетом пункта 7 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в интересах Министерства.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что применение такого способа защиты права, как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности, возможно только в том случае, когда запись в Едином государственном реестре прав нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
Агентство, оспаривая зарегистрированное право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Учреждения, указало, что наличие зарегистрированных прав нарушает права истца, поскольку Калининградская область является надлежащим собственником спорного имущества, созданного за счет средств областного бюджета и для нужд органов государственной власти Калининградской власти и фактически используемое ими.
Апелляционный суд, исследовав основания возникновения права собственности Российской Федерации, указанные в реестре федерального имущества, установил следующее.
Разграничение государственной собственности по уровням собственности регулируется постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В соответствии с пунктом 1 названного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление в качестве возражений на заявленные требования не представило доказательств отнесения спорного административного здания к объектам государственной собственности, поименованных в названном приложении к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.. N 3020-1, в связи с чем основании считать, что право собственности Российской федерации на спорное здание возникло на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.. N 3020-1 не имеется, следовательно основания для закрепления спорного имущества на праве оперативного управления за Учреждением у Управления также отсутствовали.
По правилам ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленный в материалы дела технический паспорт по состоянию на 01.02.1974г. (т.1, л.д. 144-148) содержит сведения о том, что владельцем спорного здания является отдел социального обеспечения Калининградской области; в качестве заказчика на проектирование указан Областной центр по начислению и выплате пособий.
При этом строительство здания производилась на основании решения исполкома Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от 26.03.1970г. N 98 об отводе Областному отделу социального обеспечения земельного участка в Ленинградском районе г. Калининграда по ул. Клинической для строительства административного здания.
Решением исполкома Калининградского городского Совета депутатов трудящихся 04.01.1974 N 2б утвержден акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию административного здания по начислению и выплате пенсий и пособий по ул. Клинической, 63 полезной площадью 1592 кв.м, принадлежащего областному отделу соцобеспечения.
Исходя из представленных в материалы дела документов, апелляционный суд пришел к выводу, что спорное здание построено за счет средств областного бюджета, находилось на балансе правопредшественников Министерства, являвшихся органами управления области и в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР являлось собственностью области, в том числе на момент принятия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г.. N 3020-1.
Ссылка суда на то, что спорное здание не подлежит передаче в собственность Калининградской области в силу п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и в связи с его использованием федеральными государственными органами власти, федеральными предприятиями и учреждениями для осуществления своих полномочий материалами дела не подтверждается.
Факт заключения 18.05.2002 г.. между Комитетом по управлению государственным имуществом Калининградской области и Государственной службой медико-социальной экспертизы договора безвозмездного пользования имущества - части здания площадью 169,7кв.м (4 кабинета на первом этаже и 5 кабинетов на четвертом этаже) не прекращает право собственности Калининградской области на спорное здание, возникшее в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 21 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР.
Вывод Калининградского областного суда, изложенный в решении от 03.06.2006 г.. по делу N 71-Г06-30 о том, что спорное здание не может быть передано в собственность Калининградской области сделан, с учетом того, что право собственности Российской Федерации на здание никем не оспаривалось. По правилам абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке, что было и сделано Агентством.
При таких обстоятельствах исковые требования подтверждены материалами дела и соответствуют нормам материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.03.2012 г.. по делу N А21-9323/2011 отменить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на пятиэтажное административное здание (литера А) общей площадью 1709,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63.
Признать право собственности Калининградской области на пятиэтажное административное здание (литера А) общей площадью 1709,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63.
Признать отсутствующим зарегистрированное за Федеральным государственным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" (ОГРН 1043902869746, место нахождения: 236016, г. Калининград, ул. Клиническая, 63) право оперативного управления на пятиэтажное административное здание (литера А) общей площадью 1709,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63.
Признать за Министерством социальной политики Калининградской области (ОГРН 1023901019922, место нахождения: 236016, Калининградская область, г. Калининград, ул. Клиническая, 63) право оперативного управления на пятиэтажное административное здание (литера А) общей площадью 1709,2 кв.м, расположенное по адресу: г. Калининград, ул. Клиническая, д. 63.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9323/2011
Истец: Агентство по имуществу К/О, Агентство по имуществу Калининградской области
Ответчик: ТУ Росимущества в К/о, ТУ Росимущества в Калининградской области, ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по К/о", ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области
Третье лицо: Министерство социальной политики и труда К/о, Министерство социальной политики и труда Калининградской области, Министерство социальной политики К/о, Управление Росреестра по К/о, Управление Росреестра по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7690/12
07.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12363/12
19.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12363/12
10.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12363/12
07.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12363/12
18.06.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7927/12
11.03.2012 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-9323/11