г. Воронеж |
|
14 июня 2012 г. |
Дело N А14-2756/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июня 2012 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Яковлева А.С.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.В.,
при участии:
от Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж: Логинова Р.В., представитель по доверенности N 1345-ДФБП от 30.12.2011;
от ОАО "Квадра-Генерирующая компания в лице филиала ОАО "Квадра" - "Воронежская региональная генерация" г. Воронеж: Власова М.Ю., представитель по доверенности б/н от 30.12.2011 г.;
от МКП ГО г. Воронеж "Производственное объединение банно-прачечного хозяйства "Чайка": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2012 г. по делу N А14-2756/2012 (судья Шулепова Л.В.) по иску открытого акционерного общества "Квадра-Генерирующая компания в лице филиала ОАО "Квадра" - "Воронежская региональная генерация" г. Воронеж (ОГРН 1056882304489) к муниципальному казенному предприятию городского округа г. Воронеж "Производственное объединение банно-прачечного хозяйства "Чайка" (ОГРН 1023601553634) к Департаменту финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (ОГРН1033600005889) о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания в лице филиала ОАО "Квадра" - "Воронежская региональная генерация" (далее - ОАО "Квадра", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском о взыскании с муниципального казенного предприятия городского округа г. Воронеж "Производственное объединение банно-прачечного хозяйства "Чайка" (далее - МКП "Чайка", ответчик-1) задолженности за принятую тепловую энергию в горячей воде по договору N 1018 от 01.02.2006 г. за период июль-октябрь 2011 г. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 113 руб. 18 коп. за период с 03.09.2011 г. по 19.12.2011 г. В случае недостаточности имущества муниципального казенного предприятия городского округа город Воронеж "Производственное объединение банно-прачечного хозяйства "Чайка" субсидиарную ответственность истец просил возложить на собственника имущества муниципальное образование городского округа город Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (далее - ДФБП, ответчик-2).
Решением от 16.04.2012 г. исковые требования истца были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом в части возложения на него субсидиарной ответственности, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ответчик-2 обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить в части и принять по делу новый судебный акт.
ДФБП в жалобе указал на то, что в материалах дела отсутствует отказ ответчика-1 в удовлетворении требований истца.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы был представлен отзыв истца по делу, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, ОАО "Квадра" просило оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве ОАО "Квадра" ссылалось на то, что при обращении в суд им был соблюден порядок, установленный ст. 399 ГК РФ.
В судебное заседание представители МКП ГО г. Воронеж "Производственное объединение банно-прачечного хозяйства "Чайка" не явились.
В материалах дела имеются почтовые уведомления об извещении данного лица о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей не явившегося лица.
Как следует из апелляционной жалобы и подтверждено представителем ДФБП, заявитель обжалует решение суда первой инстанции в части возложения на него субсидиарной ответственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений от лиц, участвующих в деле, не заявлено.
Суд рассматривает законность и обоснованность обжалуемого решения в заявленной части.
Представитель Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж поддерживал доводы апелляционной жалобы. Считал решение в обжалуемой части незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права. Просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Квадра" возражал на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве. Считал обжалуемое решение законным и обоснованным. Просил суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав явившихся представителей, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, 01.02.2006 г. между ОАО "Воронежская генерирующая компания" и муниципальным унитарным предприятием "Производственное объединение банно-прачечного хозяйства "Чайка" был заключен договор N 1018 на снабжение тепловой энергией в горячей воде.
15.09.2006 г. ОАО "Воронежская генерирующая компания" было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4", которое является правопреемником по указанному договору.
27.04.2010 г. на годовом общем собрании акционеров ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" было принято решение утвердить Устав общества в новой редакции. ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" было переименовано в ОАО "Квадра - Генерирующая компания", о чем выдано свидетельство Межрайонной ФНС России N 10 по Тульской области от 18.05.2010 г.
На основании Постановления Главы ГО г. Воронеж от 17.02.2009 г. N 73 изменился вид муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение банно-прачечного хозяйства "Чайка" город Воронеж на муниципальное казенное предприятие городского округа прачечного хозяйства "Чайка" город Воронеж на Муниципальное казенное предприятие городского округа город Воронеж "Производственное объединение банно-прачечного хозяйства "Чайка".
В июле - октябре 2011 г. ОАО "Квадра - Генерирующая компания" осуществило подачу должнику тепловой энергии в количестве 25,92 Гкал и 7 м3 на общую сумму 27 796,31 руб. (с НДС), в том числе: в июле 2011 - в количестве 1,00 м3 на сумму 79,06 руб.; в августе 2011 - в количестве 2,00 м3 на сумму 158,12 руб.; в сентябре 2011 - в количестве 2,00 м3 на сумму 158,12 руб.; в октябре 2011 - в количестве 25,92 Гкал и 2,00 м3 на сумму 27 401,01 руб.
Ответчику-1 были направлены счета-фактуры за принятую тепловую энергию по тарифам, установленным Приказом УРТ Воронежской области N 37/146 от 30.11.2010 г. и Приказом УРТ Воронежской области от 30.11.2010 г. N 37/145 (на 2011 год).
Однако оплату ответчик-1 в полном объеме не произвел, тем самым не исполнив свои обязательства по договору.
Задолженность ответчика-1 за потребленную тепловую энергию в горячей воде по договору N 1018 от 01.02.2006 составила 27 796 руб. 31 коп.
Вследствие неисполнения ответчиком обязательств, истцом были начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период просрочки платежа с 03.09.2011 по 19.12.2011 в общей сумме 113 руб. 18 коп.
Согласно уставу ответчика-1 его имущество находится в собственности муниципального образования город Воронеж.
В связи с невыполнением ответчиком-1 своих обязательств, истец заявил требование о возложении субсидиарной ответственности на ответчика-2.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, вынося соответствующее решение, руководствовался нормами АПК РФ о признании долга, положениями ГК РФ о субсидиарной ответственности.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
Правомерность взыскания с ответчика-1 в пользу истца основного долга и процентов за пользование не обжалуется заявителем и не является предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Требование указанной правовой нормы истцом было соблюдено, однако задолженность основным должником не погашена, хотя наличие денежного обязательства в заявленной сумме никем из ответчиков не оспаривается, более того, признана ответчиком-1.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из п. 1 ст. 126, п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам имуществом, которое составляет муниципальную казну.
Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений, выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования в субсидиарном порядке отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В силу п. 4 ст. 68 Устава городского округа город Воронеж, утвержденного постановлением Воронежской городской Думы от 27.10.2004 г. N 150-I, органы местного самоуправления от имени городского округа город Воронеж субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с п. 1.1 Положения о департаменте финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 09.09.2009 г. N 239-II Департамент финансово-бюджетной политики является уполномоченным органом администрации городского округа по управлению средствами бюджета, обеспечивающим проведение единой финансовой политики и осуществляющим функции по составлению и организации исполнения бюджета городского округа.
Таким образом, в данном случае Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования городской округ г. Воронеж.
В соответствии с Уставом МКП ПО БПХ "Чайка" (п. 3.1, 3.3) имущество ответчика-1 находится в муниципальной собственности и принадлежит ему на праве оперативного управления.
В соответствии с Уставом МКП ПО БПХ "Чайка" (п. 1.4), а также Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа город Воронеж (утв. Решением Воронежской городской Думы от 26.01.2011 г. N 334-III) от имени муниципального образования права собственника имущества ответчика-1 осуществляет администрация городского округа город Воронеж.
При этом муниципальное образование городской округ город Воронеж в установленном порядке при недостаточности имущества у МКП ПО БПХ "Чайка" несет субсидиарную ответственность по его обязательствам (п. 1.8 устава МКП ПО БПХ "Чайка").
Основанием для привлечения собственника к субсидиарной ответственности может служить факт неисполнения основным должником денежного обязательства на дату рассмотрения спора.
Истец не обязан доказывать факт недостаточности денежных средств у основного должника, их недостаточность устанавливается в ходе исполнения судебного акта о взыскании долга.
Учитывая вышеизложенное, муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж (ответчик - 2), как собственник имущества МКП ПО БПХ "Чайка" при недостаточности имущества у ответчика - 1 должен нести субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Совокупность вышеизложенных обстоятельств позволила суду первой инстанции прийти к законному и обоснованному выводу о правомерности заявленных истцом требований.
Довод заявителя жалобы о том, что в материалах дела отсутствует отказ ответчика-1 в удовлетворении требований истца, не может быть признан состоятельным.
Удовлетворяя иск, арбитражный суд обоснованно исходил из ненадлежащего исполнения ответчиком-1 денежных обязательств, указав на взыскание основного долга и процентов за пользование чужими денежными средствами с субсидиарного должника только при недостаточности или отсутствии денежных средств и/или иного имущества у МКП ПО БПХ "Чайка", которые могут быть установлены лишь на стадии исполнения судебного акта.
Такое условие применения субсидиарной ответственности при одновременном предъявлении требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит пункту 1 статьи 399 ГК РФ и в данном случае вопрос об имущественном положении казенного предприятия на стадии рассмотрения дела по существу не является значимым.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
В нарушение вышеуказанной статьи, доказательства, подтверждающие факт того, что ДФБП в силу ст. 401 ГК РФ принял все необходимые меры для исполнения обязательства МКП ГО город Воронеж "Производственное объединение банно-прачечного хозяйства "Чайка", заявителем жалобы также не представлены.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.04.2012 г. по делу N А14-2756/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2756/2012
Истец: ОАО "Квадра-Генерирующая компания N4", ОАО "Квадра-Генерирующая компания" в лице филиала ОАО "Квадра-Воронежская региональная генерация"
Ответчик: Департамент финансово-бюджетной политики администрации ГО г. Воронеж, Департамент Финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, МКП ГО г. Воронеж "Производственное объединение банно-прачечного хозяйства "Чайка"