Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 июля 2010 г. N 13АП-10409/2010
г. Санкт-Петербург |
|
23 июля 2010 года |
Дело N А42-11480/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Барминой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по образованию администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2010
по делу А42-11480/2010 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению Комитета по образованию администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
к Министерству образования и науки Мурманской области
третье лицо: Администрация города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
об оспаривании предписания от 25.11.2009 N 17-01-08/2099
при участии:
от заявителя: Орловой И.Г. по доверенности от 30.06.2010 N 07/1286;
от заинтересованного лица: извещен, не явился;
от третьего лица: извещен, не явился;
УСТАНОВИЛ:
Комитет по образованию администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением и с учетом уточнения заявленных требований просил признать недействительным предписание Министерства образования и науки Мурманской области (далее - Министерство) от 25.11.2009 N 17-01-08/2099 в части требования обеспечить возврат в областной бюджет денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 54 759 руб. 15 коп.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области (далее - Администрация).
Решением суда от 21.04.2010 требования Комитета оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. Податель жалобы ссылается на то, что бюджетное законодательство допускает погашение кредиторской задолженности прошлого года в текущем финансовом году. По мнению Комитета, обязательства, принятые бюджетными учреждениями в 2008 году по муниципальным контрактам и договорам (на оказание услуг по организации питания и поставку продуктов питания в общеобразовательные учреждения) и исполненные в 2009 году за счет бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в 2009 году, не нарушают бюджетное законодательство и нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. Комитет также указывает на то, что задолженность образовалась в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств 2008 года, и финансовый отдел администрации санкционировал оплату принятых денежных обязательств 2008 года за счет бюджетных ассигнований на обеспечение бесплатным питанием отдельных категорий обучающихся 2009 года в письме от 28.01.2009 N 41/1. Процедура использования денежных средств не нарушена (коды бюджетной классификации, на которые отнесены расходы, соответствуют кодам, по которым Комитету были выделены и доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств).
В судебном заседании 13.07.2010 представитель Комитета доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель Министерства, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседания не явился, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства от 08.10.2009 N 1720 "О проведении комплексной проверки комитета по образованию администрации г. Оленегорска" и от 26.10.2009 N 1841 "О внесении изменений в приказ Министерства от 08.10.209 N 1720", в период с 17 по 31 марта 2009 года проведена проверка Комитета по исполнению бюджетного законодательства в части использования межбюджетных трансфертов, предоставленных в виде субвенций и субсидий муниципальному образованию г. Оленегорск с подведомственной территорией в период 9 месяцев 2009 года из областного бюджета.
Результаты проверки отражены в справке, утвержденной приказом Министерства образования и науки Мурманской области N 2023 от 20.11.2009.
Из содержания справки следует, что в ходе проверки установлено нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации в части нецелевого расходования субвенции, предоставленной местному бюджету на обеспечение бесплатным питанием обучающихся общеобразовательных школ, а именно: на конец отчетного периода - 2008 года была допущена кредиторская задолженность в общей сумме 54 759 руб. 15 коп. за услуги питания, предоставленные обучающимся общеобразовательных школ в декабре 2008 года.
Полученные в 2009 году средства из областного бюджета были направлены на погашение кредиторской задолженности прошлого года по расчетам с поставщиками за услуги питания, предоставленного обучающимся МОУ ООШ N 7, МОУ СОШ N 13 и МОУ ООШ N 21 в декабре 2008 года в размере 52 291 руб. 95 коп. и поставленные продукты питания в МОУ ООШ N 21 в размере 2 467 руб. 20 коп.
При этом использование бюджетных средств, предоставленных городскому бюджету в 2009 году на финансовое обеспечение расходов по питанию, на погашение задолженности прошлого года, не было предусмотрено бюджетной росписью областного бюджета на 2009 год и противоречит требованиям принятых Мурманской областью правовых актов, регламентирующих порядок получения и расходования субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) из регионального фонда компенсаций на обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся образовательных учреждений.
По итогам проверки, в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в адрес Комитета направлено предписание от 25.11.2009 N 17-01-02/2099 об устранении нарушений, в пункте 2 которого предложено в срок до 31.12.2009 обеспечить возврат в областной бюджет денежные средства 54 759 руб. 15 коп., использованные не по целевому назначению.
Не согласившись с предписанием Министерства в указанной части, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований Комитета, правомерно исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Мурманской области от 26.10.2007 N 900-01-ЗМО "О предоставлении питания отдельным категориям обучающихся и студентов государственных областных и муниципальных образовательных учреждений Мурманской области " (далее - Закон N 900-01-ЗМО) органы местного самоуправления муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией наделены государственными полномочиями по обеспечению предоставления бесплатного питания обучающимся муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1 настоящего Закона
Согласно пункту 4 статьи 3 названного закона финансовое обеспечение указанных государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе областного бюджета, в соответствии с законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Порядок расчета указанных субвенций определен в приложении к данному закону (пункт 5 статьи 3 Закона 900-01-ЗМО).
Контроль за осуществлением переданных государственных полномочий возлагается на исполнительные органы государственной власти Мурманской области, осуществляющие в пределах своей компетенции функции в сфере управления образованием и государственного финансового контроля (пункт 7 статьи 3 названного закона).
Правила расходования средств, предоставляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов) в виде субвенций из регионального фонда компенсаций на обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся утверждены постановлением Правительства Мурманской области от 15.07.2009 N 313-ПП (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходов на питание обучающихся муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет субвенций в объеме средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с пунктами 3, 5 Правил субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели Министерству образования и науки Мурманской области. Учет операций, связанных с использованием субвенций, осуществляется на лицевых счетах получателей средств местного бюджета, открытых в территориальном органе Федерального казначейства.
Получатели средств местного бюджета используют бюджетные средства, полученные в форме субвенции, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и Порядком предоставления питания обучающимся муниципальных образовательных учреждений, утвержденным органом местного самоуправления.
Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) несут ответственность за нецелевое использование субвенций и недостоверность представляемых сведений. В случае нецелевого использования субвенций соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 6, 8, 9 Правил).
Согласно пункту 10 Правил контроль за правильностью использования органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) субвенций осуществляют Министерство образования и науки Мурманской области, Министерство финансов Мурманской области и Контрольно-счетная палата Мурманской области.
В соответствии с пунктом 2.2.4.1 Положения о Министерстве образования и науки Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 15.12.2008 N 622-ПП Министерства вправе направлять обязательные для исполнения предписания соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, а также осуществлять контроль за их исполнением.
Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В силу статьи 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм этих средств, являются нарушением бюджетного законодательства. Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год, бюджетной росписью федерального бюджета, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения (статья 289 БК РФ).
По смыслу статьи 289 БК РФ использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения.
Из материалов дела следует, что субвенция бюджету муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией предоставлена из областного бюджета в соответствии с Законом Мурманской области от 11.12.2008 N 1045-01-ЗМО "Об областном бюджета на 2009 год", бюджетной росписью расходов Министерства на 2009 год, утвержденной министром образования и науки Мурманской области от 16.12.2008, лимитами бюджетных обязательств Министерства на 2009 год и утвержденным кассовым планом выплат.
В соответствии указанными документами из областного бюджета финансовому отделу администрации на 2009 год доведены лимиты бюджетных обязательств на финансирование вышеуказанных расходов в объеме 7 974 000 руб. Комитетом в установленном порядке утвержден кассовый план выплат на 2009 год, с разбивкой по кварталам. Согласно кассовому плану выплат из областного бюджета субвенция распределена Комитетом в соответствии с предоставленным ему объемом лимитов бюджетных обязательств по данной субвенции: 1 квартал - 1 984 000 руб., 2 квартал - 1 651 000 руб., 3 квартал - 868 000 руб., 4 квартал - 3 471 000 руб., всего на 2009 год - 7 974 000 руб..
В связи с исполнением заключенных муниципальных контрактов на оказание услуг по организации питания в общеобразовательных учреждениях и договорам на поставку продуктов питания, при их исполнении на конец отчетного периода - 2008 года возникла кредиторская задолженность в общей сумме 54 759 руб. 15 коп. за услуги питания, предоставленные обучающимся общеобразовательных школ в декабре 2008 года.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что полученные в 2009 году средства из областного бюджета были направлены на погашение вышеуказанной кредиторской задолженности прошлого года.
Согласно статье 14 Закона Мурманской области от 11.12.2007 N 919-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области" (далее - Закон N 919-01-ЗМО) субвенции местным бюджетам из областного бюджета предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, Мурманской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из областного бюджета, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, расходуются в порядке, установленном
Правительством Мурманской области (пункт 4 статьи 14 Закона N 916-01-ЗМО).
Пунктом 5 той же статьи определено, что распределение субвенций местным бюджетам из областного бюджета утверждается законом Мурманской области об областном бюджете на очередной финансовый год по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Финансовое обеспечение государственных полномочий (по обеспечению предоставления бесплатного питания обучающимся муниципальных образовательных учреждений) осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субвенций из регионального фонда компенсаций, образованного в составе областного бюджета, в соответствии с законом Мурманской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Порядок определения объема субвенций местному бюджету на финансирование указанных расходов, утвержденный Законом N 900-01-ЗМО, определяет объем расходов на текущий финансовый год и не предусматривает направление средств субвенции на погашение кредиторской задолженности по обязательствам прошлых лет.
Аналогичные положения закреплены и в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 15.07.2009 N 313-ПП.
Использование бюджетных средств, предоставленных городу Оленегорску в 2009 году вместо финансового обеспечения расходов по питанию, на погашение задолженности прошлого года не было предусмотрено бюджетной росписью областного бюджета на 2009 год и не было согласовано с главным распорядителем бюджетных средств, что является нарушением бюджетного процесса, порядка предоставления и расходования средств вышеуказанной субвенции.
Все представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства спора были предметом тщательного и полного рассмотрения в суде первой инстанции, выводы о нецелевом использовании заявителем указанных сумм подтверждаются материалами дела, что влечет отказ в удовлетворении апелляционной жалобы Комитета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.04.2010 по делу N А42- 11480/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по образованию администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-11480/2009
Заявитель: Комитет по образованию администрации города Оленегорска с подведомственной территорией Мурманской области
Заинтересованное лицо: Министерство образования и науки Мурманской области
Третье лицо: Администрация города Оленегорска Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1858/11
11.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1858/11
25.11.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11678/2010
23.07.2010 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10409/10
21.04.2010 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-11480/09