г. Владивосток |
|
03 июля 2012 г. |
Дело N А51-2563/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 июня 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А. В. Гончарова
судей Н.В. Алфёрова, О.Ю. Еремеева
при ведении протокола секретарем судебного заседания
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Владмир": Коротенко Д.В. по доверенности от 15.12.2011 сроком действия 1 год, удостоверение N 1819,
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Пламядала С.В. по доверенности от 12.10.2011 сроком действия до 31.12.2012, удостоверение N 1122
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владмир"
апелляционное производство N 05АП-4756/2012
на решение от 10.05.2012
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-2563/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владмир" (ИНН 2540126788,, ОГРН 1062540039220)
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Владмир" (далее - заявитель, Общество, ООО "Владмир") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - ответчик, Департамент), оформленного письмом от 19.10.2011 N 29/02/02-13/19144, в предварительном согласовании Обществу места размещения многофункционального гостинично-делового комплекса на земельном участке площадью 72903 кв.м., расположенном в 80 м на север от ориентира по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Лесная, 12, а также об обязании ответчика предварительно согласовать заявителю место размещения указанного объекта и направить копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта (с учетом уточнения заявителем предмета спора, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2012 в признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленного письмом от 19.10.2011 N 29/02/02-13/19144, в предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Владмир" места размещения многофункционального гостинично-делового комплекса на земельном участке площадью 72903 кв.м., расположенном в 80 м на север от ориентира по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Лесная, 12, проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, а также в обязании ответчика предварительно согласовать заявителю место размещения указанного объекта и направить копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении спорного земельного участка не требуется принятие решения о его предварительном согласовании, участок подлежит предоставлению посредством применения публичных процедур, в связи с чем, оспариваемое решение Департамента не нарушило права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Владмир" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов своей апелляционной жалобы указало на то, что суд первой инстанции в нарушение арбитражного процессуального законодательства необоснованно вышел за пределы заявленных требований.
Сослалось на то, что при рассмотрении настоящего спора доводы заявителя в полной мере нашли своё подтверждение в оспариваемом решении и отклонены доводы ответчика об отсутствии у него полномочий распоряжаться спорным земельным участком.
Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в своём отзыве на апелляционную жалобу, на доводы апелляционной жалобы возразил в полном объеме. Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2012 считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Указал на то, что в настоящее время спорный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, что исключает его предоставление без проведения торгов, поскольку никакого закрепления спорного земельного участка за заявителем нет.
Кроме того, сослался на то, что спорный земельный участок находится в границах земель лесного фонда, относится к федеральной собственности, ввиду чего Департамент не уполномочен распоряжаться этим земельным участком.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Распоряжением от 18.11.2010 N 3325 Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на основании обращения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (в настоящее время - Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края) выдало Обществу с ограниченной ответственностью "Владмир" акт о выборе земельного участка в районе ул. Лесная в г.Владивостоке для строительства многофункционального гостинично-делового комплекса и утвердило схему расположения указанного земельного участка площадью 72903 кв.м. на кадастровом плане территории.
25.01.2011 ООО "Владмир" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края, с приложением дополнительных документов для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке площадью 72903 кв.м. с кадастровым номером 25:28:050053:217, расположенном в районе ул. Лесная в г. Владивостоке.
Письмом от 19.10.2011 N 29/02/02-13/19144 ответчик указал на невозможность согласования Департаментом места размещения объекта, поскольку испрашиваемый участок расположен на землях лесного фонда, находится в федеральной собственности, в отношении которой Департамент не вправе осуществлять распорядительные функции.
Общество, посчитав, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорило его в арбитражном суде.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, и включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы предусмотренные законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта, решения органа государственной власти незаконными, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие данного акта, решения закону и нарушение данным актом, решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета;
принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению указанного исполнительного органа исполнительной власти обеспечивают выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора, или об отказе в размещении объекта.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункту 21(1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края обладают органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.
Департамент земельных отношений, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением администрации Приморского края от 23.09.2009 N 263-па, наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края.
Следовательно, органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории административного центра Приморского края является Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Апелляционная коллегия отклоняет довод ответчика об отсутствии у него полномочий распоряжаться спорным земельным участком.
Так, согласно части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда. Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6).
В соответствии со стать?й 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", а также согласно разъяснениям, изложенным в письме Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.05.2007 N АА-04-54/3309 "О включении земель лесного фонда в границы насел?нных пунктов" установление или изменение границ насел?нных пунктов, а также включение земельных участков в границы насел?нных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли насел?нных пунктов.
Согласно статье 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу части 2 статьи 83 кодекса границы городских насел?нных пунктов отделяют земли насел?нных пунктов от земель иных категорий. Границы насел?нного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа в состав его территории вошли отдельные насел?нные пункты: г. Владивосток, пос?лки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Таким образом, в границах насел?нного пункта г. Владивосток располагаются земли насел?нных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития насел?нных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ).
Следовательно, испрашиваемый ООО "Владмир" земельный участок входит в состав земель насел?нных пунктов, а не земель лесного фонда.
Из Схемы разграничения земель Владивостокского городского округа по формам собственности, утвержденной в составе Генерального плана Владивостокского городского округа, видно, что участок располагается на землях, государственная собственность на которые не разграничена.
Для того чтобы обладать статусом лесного участка, земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый уч?т в качестве такового в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", что в рассматриваемом случае не осуществлено.
Ссылки Департамента земельных отношений на часть 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, согласно которой лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, в спорной ситуации, апелляционной коллегией отклоняются, поскольку собственность Российской Федерации на спорный земельный участок не зарегистрирована.
С учетом изложенного, Общество обратилось в надлежащий орган с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта капитального типа предоставив при этом все необходимые документы.
Кроме того, статьей 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено территориальное зонирование земель населенных пунктов в соответствии с градостроительными регламентами, устанавливаемыми Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа с учетом особенностей расположения и развития каждой территориальной зоны.
Согласно статье 20 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, градостроительными регламентами определены правовые режимы земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты установлены с учетом:
фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных Генеральным планом Владивостокского городского округа;
видов территориальных зон;
требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительных регламентов распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 72903 кв.м. в районе ул. Лесная, испрашиваемый ООО "Владмир", входит в границы территориальной зоны ОД-1 (зона многофункциональной общественно-деловой застройки). Градостроительные регламенты допускают размещение многофункционального гостинично-делового комплекса в данной зоне.
Следовательно, оспариваемый в рамках настоящего дела отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, изложенный в письме от 19.10.2011 N 29/02/02-13/19144, является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что в отношении спорного земельного участка, в соответствии с п. 6 ст. 30 Земельного кодекса РФ, не требуется принятие решения о его предварительном согласовании, участок подлежит предоставлению посредством применения публичных процедур, поскольку участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер 25:28:050053:217, разрешенное использование "для строительства многофункционального гостинично - делового комплекса", поставлен на кадастровый учет до обращения ООО "Владмир" в Департамент с заявлением от 25.02.2011 г..
Между тем, суд не учел, что указанное обстоятельство не являлось основанием для оспариваемого в рамках настоящего дела отказа в предварительном согласовании Обществу места размещения объекта, изложенного в письме от 19.10.2011 N 29/02/02-13/19144, и являющегося предметом спора.
Из материалов дела следует, что предметом обращения Общества в суд явилось несогласие с отказом ответчика в предварительном согласовании Обществу места размещения объекта по основаниям расположения испрашиваемого участка на землях лесного фонда, и нахождения в федеральной собственности, в отношении которой Департамент не вправе осуществлять распорядительные функции.
В силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд не вправе выходить за пределы заявленных требований. Однако, отказывая в удовлетворении требований по иным основаниям, чем те, которые указаны в письме от 19.10.2011 N 29/02/02-13/19144, суд фактически предрешил существо решения, которое должно быть принято в случае отказа в предварительном согласовании Обществу места размещения многофункционального гостинично-делового комплекса на земельном участке площадью 72903 кв.м., расположенном в 80 м на север от ориентира по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Лесная, 12, по иным основаниям.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и полномочий, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства настоящего спора и принимая во внимание несоответствие отказа Департамента, изложенного в письме от 19.10.2011 N 29/02/02-13/19144 нормам Земельного кодекса Российской Федерации, коллегия апелляционной инстанции на основании статьи 270 АПК РФ считает необходимым решение суда отменить и признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленный письмом от 19.10.2011 N 29/02/02-13/19144, в предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Владмир" места размещения многофункционального гостинично-делового комплекса на земельном участке площадью 72 903 кв.м, расположенном в 80 м на север от ориентира по адресу Приморский край, г. Владивосток, ул. Лесная, 12, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при признании судом незаконными действий органов государственной власти, суд в резолютивной части решения указывает на обязанность данных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и способ такого устранения.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд по своей инициативе указывает на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд должен определить насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент рассмотрения дела.
В рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции полагает необходимым обязать Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью "Владмир" от 25.01.2011 о предварительном согласовании места размещения объекта - многофункционального гостинично-делового комплекса на земельном участке площадью 72 903 кв.м. с кадастровым номером 25:28:050053:217, расположенном в районе ул. Лесная в г. Владивостоке в месячный срок с момента вынесения настоящего постановления с учетом положений п.6 ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Учитывая результаты спора, в соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные Обществом расходы по уплате госпошлины при подаче заявления (2000 рублей) и апелляционной жалобы (1000 рублей) подлежат отнесению на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина, излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой, подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2012 по делу N А51-2563/2012 отменить.
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, оформленного письмом от 19.10.2011 N 29/02/02-13/19144, в предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Владмир" места размещения многофункционального гостинично-делового комплекса на земельном участке площадью 72 903 кв.м, расположенном в 80 м на север от ориентира по адресу Приморский край, г. Владивосток, ул. Лесная, 12, как несоответствующий Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью "Владмир" от 25.01.2011 о предварительном согласовании места размещения объекта - многофункционального гостинично-делового комплекса на земельном участке площадью 72 903 кв.м. с кадастровым номером 25:28:050053:217, расположенном в районе ул. Лесная в г. Владивостоке в месячный срок с момента вынесения настоящего постановления.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Владмир" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы чек-ордером Сбербанка от 25.05.2012.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Взыскать с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Владимир" 3 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2563/2012
Истец: ООО "Владмир"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края