г. Вологда |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А66-18088/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Кашин" Чащина И.С. по доверенности от 23.05.2012, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области и Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Черных Е.В. по доверенностям от 20.06.2012 и от 08.06.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Кашин" на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 марта 2012 года по делу N А66-18088/2011 (судья Бажан О.М.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Кашин" (ОГРН 1026901664008Тверская обл., г. Кашин; далее - ООО "Санаторий Кашин", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (Тверская обл., г. Кимры; далее - инспекция, налоговый орган), к Управлению Федеральной налоговой службы по Тверской области (г. Тверь; далее - УФНС) о признании недействительными решений от 30.09.2011 N 14-16/18, от 22.11.2011 N 11-12/364.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 марта 2012 года в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "Санаторий Кашин" с данным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тверской области от 21 марта 2012 года отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку субсидии из бюджета на компенсацию расходов по предоставлению льгот не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).
Инспекция в отзыве отклонила доводы подателя жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как в состав полученных обществом субсидии был включен НДС, который подлежит перечислению в бюджет.
УФНС в отзыве на жалобу ее доводы не признало.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ООО "Санаторий Кашин" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов за 2008-2010 годы, составлен акт проверки от 08.09.2011 N 14-16/18.
Далее налоговым органом по результатам налоговой проверки было вынесено решение от 30.09.2011 N 14/16/18 о привлечении общества к налоговой ответственности, налогоплательщику был доначислен НДС, начислены пени и штрафные санкции.
Указанное решение инспекции было оспорено обществом в Управление ФНС России по Тверской области, решением Управления от 22.11.2011 N 11-12/364 решение инспекции было оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции и Управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции согласился с позицией налоговых органов и в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим отмене, поскольку налоговыми органами не определена налоговая база, НДС начислен на выплаты из бюджета, не подлежащие налогообложению, так как они являются расходами общества по предоставлению льгот, факт нахождения налога в составе выплат не подтвержден.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Пунктом 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно пункту 2 статьи 154 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Следовательно, облагаемая НДС база определяется исходя из тарифов, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы, при этом суммы субвенций и субсидий, предоставляемые бюджетами различного уровня, не учитываются при определении налоговой базы.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В данном случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в 2008-2010 годах общество осуществляло деятельность по производству пара и горячей воды и оказывало населению соответствующие виды жилищно-коммунальных услуг, в том числе гражданам, использующим предусмотренные федеральным законодательством льготы по оплате услуг отопления и горячего водоснабжения.
Факт реализации Обществом услуг по льготным ценам налоговый орган не оспаривает.
Расходы, связанные с применением отдельными категориями населения льготных тарифов, определенных федеральным законодательством, компенсировались обществу за счет средств федерального бюджета на основании заключенных договоров с Территориальным отделом социальной защиты населения Кашинского района Тверской области о возмещении выпадающих расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах следует признать, что общество обоснованно определяло налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, поскольку оно осуществляло реализацию электроэнергии по государственным регулируемым ценам и с учетом льгот, предоставляемых законодательством отдельным категориям граждан.
Следовательно, суммы, полученные обществом из бюджета в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, не являлись объектом обложения НДС.
Налоговым органом не представлены доказательства того, что спорные суммы поступили обществу из бюджета на цели, не связанные с компенсацией соответствующих расходов, или покрытие убытков.
При этом судом апелляционной инстанции отклоняется довод налоговых органов о необходимости применения в данном случае подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, согласно которому налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ не вытекает обязанности общества включать суммы, полученные из средств бюджета в возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, в налогооблагаемую базу по данному налогу, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Аналогичная правовая позиция изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 08.02.2005 N 11708/04, а также в определениях от 05.08.2009 N ВАС-9621/09, от 11.09.2009 N ВАС-11428/09, от 17.03.2009 N ВАС-2563/09, от 26.05.2008 N 6509/08, от 08.02.2008 N 15517/07.
Кроме того, определяя НДС расчетным методом, инспекция, по существу, соглашается с тем, что только часть средств, перечисленных обществу в виде субсидии, подлежала налогообложению.
Ссылка налоговых органов в отзывах и дополнениях к ним на то, что денежная сумма, перечисленная обществу из бюджета, включает в себя НДС, который включен в утвержденные для населения тарифы, документально не подтверждена, так как счета-фактуры с выделенным НДС обществом в адрес территориального органа социальной защиты в спорном периоде не выставлялись, довод общества о неверном расчете суммы компенсации не опровергнут.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, а жалоба общества - подлежащей удовлетворению.
Ввиду того, что требования общества удовлетворяются судом, расходы по госпошлине, уплаченные обществом за подачу заявления в суд первой инстанции и жалобы в суд апелляционной инстанции подлежат взысканию с инспекции в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 марта 2012 года по делу N А66-18088/2011 отменить.
Признать недействительными и не соответствующими требованиям Налогового кодекса Российской Федерации в части доначисления налога на добавленную стоимость, пеней и штрафа решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области от 30.09.2011 N 14-16/18 и Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 22.11.2011 N 11-12/364, принятого по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Кашин" (ОГРН 1026901664008 Тверская обл., г. Кашин).
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (Тверская обл., г. Кимры) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Санаторий Кашин" (ОГРН 1026901664008 Тверская обл., г. Кашин) государственную пошлину за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанции в сумме 3000 руб.
Председательствующий |
В.И.Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-18088/2011
Истец: ООО "Санаторий Кашин"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N4 по Тверской области, УФНС по Тверской области