г. Владивосток |
|
03 июля 2012 г. |
Дело N А51-3661/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г. М. Грачёва
судей Е.Л. Сидорович, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
стороны не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-4383/2012
на решение от 24.04.2012
судьи Н.Н. Анисимовой
по делу N А51-3661/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Панченко П.В." (ИНН 2540134740, ОГРН 1072540007550)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
об оспаривании решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Панченко П.В." (далее по тексту - Общество, Декларант) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее по тексту - таможенный орган) изложенного в письме N 27-26/32088 от 02.12.2011 в части отказа от возврата излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10702030/090109/0000249 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 476.003,90 рублей.
Решением суда от 24.04.2012 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, таможенный орган считает его незаконным и подлежащим отмене. По мнению заявителя жалобы, в нарушение правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 319-О, от 20.11.2003 N 449-о, от 04.12.2003 N 418-О, от 20.10.2005 N 442-О, арбитражным судом при рассмотрении данного дела не было установлено фактов нарушения прав декларанта. Кроме того, суд в нарушение статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" не учел, что таможенный орган не отказывал в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, а оставил заявление без рассмотрения, разъяснив заявителю право на повторное обращение в таможенный орган. В нарушение правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.01.2008 N10410/07, определении Высшего Арбитражного суда РФ от 02.07.2007 N 7511/07, суд установил факт излишней уплаты таможенных платежей не со дня принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта о признании ненормативного правового акта таможенного органа недействительным. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание, что корректировка таможенной стоимости товаров по спорной ГТД была произведена в связи с технической ошибкой декларанта при заявлении сведений о таможенной стоимости.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Жалоба таможенного органа рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Панченко П.В." зарегистрировано в качестве юридического лица 06.08.2007 ИФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока, о чем выдано свидетельство серии 25 N 002878790 и внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072540007550.
01 июня 2008 года, между Обществом и компанией "SUNRISE SERVICE CO., LTD" был заключен контракт N RJ-021 о продаже товаров на общую сумму 1.000.000.000 долларов США, во исполнение, которого в декабре 2008 года в адрес Общества был поставлен товар на сумму 60.300 долларов США.
В целях таможенного оформления ввезенного товара, Обществом была подана ГТД N 10702030/090109/0000249. Таможенная стоимость товара была определена заявителем резервным методом с использованием метода по стоимости сделки с однородными товарами; в качестве источника ценовой информации в графе 8 Общество указало письмо ДВТУ от 18.04.2008 N 39-11/4707. Определенная таможенная стоимость была принята таможенным органом 12.01.2009, о чем было принято соответствующее решение.
В соответствии с указанным решением сумма таможенных платежей, подлежащих уплате, увеличилась на 476.003,90 руб.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 28.11.2011 Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств, включая 476.003,90 руб. по спорной декларации.
Рассмотрев указанное заявление, таможенный орган письмом от 02.12.2011 N 27-26/32088 не нашел оснований для его удовлетворения по причине отсутствия документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с решением Владивостокской таможни, расценив его как отказ в возврате таможенных платежей, посчитав, что оно не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Общества в сфере внешнеэкономической деятельности, ООО "Панченко П.В." обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа и отмены обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со ст. 19.1 настоящего Закона.
В соответствии с п.1 ст. 12 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки, которая в данном случае и была использована декларантом при определении таможенной стоимости (абзац 1 п. 2 ст.12 указанного Закона).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (п. 3 ст. 12 Закона "О таможенном тарифе").
Аналогичное положение закреплено в п. 2 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего в периоде таможенного оформления спорной ГТД), которым предусмотрено, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
В свою очередь, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 1 Постановления от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" разъяснил, что под несоблюдением установленного п. 2 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации условия о документальном подтверждении количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Пунктом 4 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 63 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров лишь в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом, декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа (п. 7 ст. 323 Таможенного кодекса РФ).
Таким образом, из анализа перечисленных правовых норм, регулирующих метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, следует, что данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документов, относящихся к одним и тем же товарам.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержден Приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в целях документального подтверждения применения метода по стоимости сделки с ввозимым товаром декларант представил в таможенный орган: контракт N RJ-021 от 01.06.2008, дополнение к контракту, инвойс RJР163-01 от 10.12.2008, коносаменты, паспорт сделки N 08070002/0539/0007/2/0 от 08.07.2008, то есть все обязательные документы, поименованные в этом Перечне, а также документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты.
Доказательств несоблюдения декларантом установленного п. 2 ст.323 Таможенного кодекса РФ условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами, наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не было учтено, таможня не представила.
Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не было.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что документы, представленные заявителем в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, позволяющие использовать первый метод таможенный оценки - по стоимости сделки с возимыми товарами. Кроме того, из представленной в материалы дела ведомости банковского контроля следует, что оплата товара была произведена по стоимости, согласованной сторонами внешнеэкономической сделки.
Довод апелляционной жалобы о том, что Общество самостоятельно определило таможенную стоимость товара с применением резервного метода и впоследствии самостоятельно произвело корректировку таможенной стоимости в рамках указанного метода, судом первой инстанции правомерно отклонен.
По правилам п. 2 ст. 12 Закона N 5003-1 и Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, утвержденного Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, методы определения таможенной стоимости применяются последовательно, резервный метод применяется в том случае, если невозможно определение таможенной стоимости товаров с использованием предыдущих методов таможенной оценки.
Вместе с тем, при принятии решения по таможенной стоимости, таможенный орган, не проверил, обоснованно ли декларант отказался от использования первого и последующих методов определения таможенной стоимости и перешел к определению таможенной стоимости спорных товаров резервным методом. Следовательно, решение таможенного органа о принятии таможенной стоимости является немотивированным.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности корректировки таможенной стоимости по ГТД N 10702030/090109/0000249.
Неправомерное принятие таможенной стоимости повлекло за собой необоснованное доначисление таможенных платежей в сумме 476.003,90 руб.
Уплаченные Обществом таможенные платежи в указанной сумме являются излишне уплаченными как на основании ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза, действовавшего на момент обращения декларанта с заявлением о возврате, так и на основании ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент их списания, и подлежат возврату декларанту в порядке, предусмотренном ст.129, ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст.147 указанного Федерального закона излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы, подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Факт уплаты начисленных таможенных платежей подтверждается материалами дела и не оспаривается Владивостокской таможней.
То обстоятельство, что на момент обращения во Владивостокскую таможню с заявлением о возврате решения о принятии таможенной стоимости не было отменено, не свидетельствует о том, что необоснованно начисленные платежи не являются излишне уплаченными.
Выбор способа защиты нарушенного права в силу статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 198 АПК РФ является волеизъявлением лица, который считает, что его права нарушены.
Фактически требования Общества об оспаривании решения Владивостокской таможни по отказу возвратить таможенные платежи основаны на несогласии заявителя с принятой таможенной органом таможенной стоимости ввезенных по спорной ГТД товаров.
Учитывая вышеизложенные выводы, относительно необоснованности принятия таможенной стоимости по резервному методу доначисления таможенных платежей в сумме 476.003,90 руб., судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отказ таможенного органа возвратить излишне уплаченные таможенные платежи, оформленный письмом от 02.12.2011 N 27-26/32088, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
Принимая во внимании изложенное, а также учитывая, что досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, срок для возврата (зачета) излишне уплаченных таможенных платежей не истек, задолженность по уплате таможенных платежей ООО "Панченко П.В." не имеет, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и обязал Владивостокскую таможню произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 476.003,90 руб.
Довод таможенного органа в апелляционной жалобе о том, что Владивостокской таможней принято решение о возврате заявления без рассмотрения, а не об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей, судебной коллегией не принимается, как не имеющий правового значения, поскольку основания для оставления заявления без рассмотрения по пункту 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ отсутствовали, а возврат таможенных платежей Обществу не произведён.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, судебная коллегия, считает вынесенное решение законным, обоснованным и не находит оснований для его отмены, в связи с чем, апелляционная жалоба таможенного органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.04.2012 по делу N А51-3661/2012 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г. М. Грачёв |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3661/2012
Истец: ООО "Панченко П. В."
Ответчик: Владивостокская таможня