г. Саратов |
|
05 июля 2012 г. |
Дело N А57-25474/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "05" июля 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей: Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.,
при участии в заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - Гуляева В.Д., действующая на основании доверенности от 03.11.2010 г.., Журавлева Е.В., действующая на основании доверенности от 31.01.2012 г.., Масенкова Е.А., действующая на основании доверенности N 02-09/02396 от 18.06.2012 г..,
от УФНС по Саратовской области - Масенкова Е.А., действующая на основании доверенности N 05-17-40 от 16.08.20;
от открытого акционерного общества "Роберт Бош Саратов" - Голендухин В.С. - действующий на основании доверенности N 01/1-351 от 06.12.2011 г.., Румянцева Е.В., действующая на основании доверенности N 01/1-214 от 02.07.2012 г.., Канавичева Л.А., действующая на основании доверенности N 01/1-248 от 29.09.2011 г.., Рувинский Д.Е., действующий на основании доверенности N 01/1-89 от 21 марта 2012 г..,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов
на решение арбитражного суда Саратовской области от "23" апреля 2012 года по делу N А57-25474/2011 (судья Храмова Е.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Роберт Бош Саратов" (ОГРН 1026401990988, ИНН 6449003382, адрес местонахождения: Саратовская область, г. Энгельс, пр. Ф.Энгельса,139)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (ОГРН 1046405041891, ИНН 6450604892, адрес местонахождения: г. Саратов, ул. Соколовогорская,8а)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ОГРН 1046415400338, ИНН 6454071860, адрес местонахождения: 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, д. 24)
о признании недействительными решения N 561 от 08.09.2011 в части возложения обязанности внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 2 резолютивной части решения); решения N 21 от 08.09.2011 года; об обязании инспекции возместить НДС в размере 2 035 507 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Роберт Бош Саратов" (далее заявитель, общество, налогоплательщик) с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее инспекция, налоговый орган): N 561 от 08.09.2011 года в части возложения обязанности внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета (п. 2 резолютивной части решения); N 21 от 08.09.2011 года; об обязании инспекции возместить обществу НДС в размере 2 035 507 рублей.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 23 апреля 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель УФНС России по Саратовской области поддерживает доводы апелляционной жалобы инспекции по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители открытого акционерного общества "Роберт Бош Саратов" считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просят отказать. Обществом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ОАО "Роберт Бош Саратов" за 1 квартал 2011 года, представленной в налоговый орган 19.04.2011 года, результаты которой отражены в акте N 454 от 29.07.2011 года.
На основании материалов проверки налоговым органом 08.09.2011 года принято решение N 561 об отказе в привлечении ОАО "Роберт Бош Саратов" к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части решения); внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 2 резолютивной части решения).
Кроме того, по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области принято решение N 21 от 08.09.2011 года об отказе ОАО "Роберт Бош Саратов" в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2 035 507 рублей.
Основанием для принятия вышеуказанных решений послужил вывод Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области о неправомерном применении ОАО "Роберт Бош Саратов" по налогу на добавленную стоимость налоговой ставки 0 процентов к операциям по реализации продуктов переработки, вывозимых в таможенной процедуре реэкспорта.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области от 27.10.2011 года решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области N 561 от 08.09.2011 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Роберт Бош Саратов" - без удовлетворения.
Считая, что решения инспекции не соответствуют нормам налогового законодательства и нарушают права общества на возмещение налога, ОАО "Роберт Бош Саратов" обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о соблюдении налогоплательщиком требований налогового законодательства о применении к рассматриваемой ситуации налоговой ставки НДС 0% и налоговых вычетов.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Роберт Бош Саратов" ввезло на таможенную территорию Российской Федерации кабель с соединительными приспособлениями и фиксирующий сегмент по импортным контрактам на поставку товаров: N 20100415 от 21.05.2010 года с фирмой Конфектион Е. Электроник ГмбХ (Германия) и N 20100416 от 20.05.2010 года с фирмой Роберт Бош ГмбХ, Подразделение Гэзолайн Системс, завод Вайблинген (Германия). Ввезенный товар был помещен под таможенную процедуру "переработки на таможенной территории".
Саратовской таможней ОАО "Роберт Бош Саратов" было выдано разрешение на переработку товаров на таможенной территории N 10413000/01070/52/8 от 01.07.2010 года.
Продуктом переработки являлся соединительный кабель семиполюсный и двухполюсный для соединения топливного насоса с системой управления двигателем автомобиля. При этом для производства единицы товара (готовой продукции) ОАО "Роберт Бош Саратов" использовались помимо ввезенных комплектующих, товары иностранного происхождения, приобретаемые за рубежом и ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, а также товары (работы, услуги), приобретенные на территории Российской Федерации с уплатой НДС поставщикам и подрядчикам.
Продукты переработки (соединительные кабели семиполюсные и двухполюсные) реализованы налогоплательщиком в 3, 4 кварталах 2010 года и в 1 квартале 2011 года по договору поставки N 02/8-04-17 от 18.08.2010 года, заключенному ОАО "Роберт Бош Саратов" с иностранной фирмой "Роберт Бош ГмбХ" подразделение Дивизион ГС (Германия), и по договору поставки N 02/8-04-8 от 27.07.2010 года, заключенному ОАО "Роберт Бош Саратов" с иностранной фирмой "Роберт Бош ГмбХ" подразделение Дизель Системс (Германия). Вывезенный с таможенной территории товар был помещен под таможенную процедуру "реэкспорт".
В спорной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года данные операции ОАО "Роберт Бош Саратов" отразило по коду операции "экспорт товаров".
В обоснование своей позиции налоговая инспекция указывает на то, что между ОАО "Роберт Бош Саратов" и иностранной фирмой Роберт Бош ГмбХ сложились отношения по реализации товаров. Реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, не отнесена к числу операций, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации и облагаемых НДС по ставке 0 процентов. В результате, по мнению налогового органа, общество занизило налоговую базу при реализации товара на территории Российской Федерации в сумме 1 059 637 рублей, а также не исчислило НДС в сумме 190 735 рублей в 1 квартале 2011 года; завысило налоговые вычеты в сумме 1 844 772 рублей, что в свою очередь, в нарушение пункта 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, привело к завышению налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета за 1 квартал 2011 года, в сумме 2 035 507 рублей.
Апелляционная инстанция не принимает доводы инспекции по следующим основаниям.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 151 Налогового кодекса Российской Федерации при помещении товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории налог не уплачивается при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Таможенного союза в определенный срок. То есть вывоз продуктов переработки называется в качестве одного из условий освобождения от уплаты налога.
В силу статьи 239 Таможенного кодекса Таможенного союза переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории таможенного союза.
Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров.
Статьей 241 Таможенного кодекса Таможенного союза операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки на таможенной территории включают, в том числе: переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку.
Согласно пункту 1 статьи 249 Таможенного кодекса Таможенного союза действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 296 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Таким образом, продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, могут быть вывезены с таможенной территории только в процедуре "реэкспорта".
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
Согласно подпункту 2.6. пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение по налоговой ставке 0 процентов также производится при реализации работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (аналогичное положение содержалось в Налоговом Кодексе Российской Федерации и до 01.01.2011 года в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса).
Таким образом, положения статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащие прямое указание на обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем, во взаимосвязи с положениями статьи 151 позволяют сделать вывод о налогообложении работ (услуг) по переработке товаров при вывозе с территории Российской Федерации продуктов переработки (товаров, переработанных в режиме переработки на таможенной территории Российской Федерации) по налоговой ставке 0 процентов.
Налоговым органом не оспариваются факт ввоза налогоплательщиком товара в таможенной процедуре переработки на таможенной территории Российской Федерации, факт осуществления налогоплательщиком своими силами работ по переработке указанного товара, факт вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в таможенной процедуре реэкспорта. Также налоговый орган не оспаривает факт реализации продукта переработки иностранному лицу и факт получения оплаты за поставленный товар. Таким образом, реальность осуществления хозяйственных операций ОАО "Роберт Бош Саратов" налоговым органом не ставится под сомнение.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 N 12141/06, в случае, если реальность осуществления хозяйственных операций налоговым органом не ставится под сомнение, факт реализации товаров иностранному лицу и факт получения оплаты за поставленный товар налоговым органом не оспариваются, то есть товары - продукты переработки - фактически были вывезены с таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщику не может быть отказано в подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость лишь на том основании, что вывоз осуществлялся не в таможенном режиме экспорта в отсутствие сведений о нарушении им таможенного режима.
Тот факт, что продукты переработки (товары) были вывезены с территории Таможенного союза в завершающем таможенном режиме реэкспорта, не может лишать общество права на применение ставки НДС 0%, поскольку таможенная процедура реэкспорта в рассматриваемых отношениях не является самостоятельной таможенной процедурой, а выступает в качестве завершающей таможенной процедуры для переработки на таможенной территории, что подтверждается ответом Саратовской таможни.
Сущность хозяйственных операций, несмотря на изменение таможенной процедуры при вывозе с "переработка на таможенной территории" на "реэкспорт" в соответствии с требованиями таможенного законодательства, не претерпела никаких изменений.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции с учетом представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих факт возникновения между ОАО "Роберт Бош Саратов" и иностранной фирмой Роберт Бош ГмбХ отношений по оказанию услуг по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (решение о перемещении производства семи и двухполюсного соединительного кабеля на территорию ОАО "Роберт Бош Саратов" от 04.12.2009 года; стандарт GS 0503 от 16.09.2008 года, предусматривающий порядок перемещения производства; проектное соглашение к проекту перемещения и извещение об изменении, устанавливающие условия оказания услуг по переработке товаров; список поставщиков; разрешение на изготовление продукта переработки), пришел к обоснованному выводу о том, что фактически между ОАО "Роберт Бош Саратов" и иностранной фирмой Роберт Бош ГмбХ сложились отношения по оказанию услуг по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории.
Реализация продукта переработки (являющегося конечным результатом оказанных услуг по переработке) по договорам поставки N 02/8-04-8 от 27.07.2010 и N 02/8-04-17 от 18.08.2010 г.. по своей сущности является реализацией услуг по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Данная операция, в силу п.п.2.6 п.1 ст. 164 НК РФ подлежит налогообложению по налоговой ставке 0%.
Указание обществом в декларации стоимости конечного продукта, полученного в результате переработки ввезенных комплектующих, соответствует требованиям ст. 241 ТК ТС, названной выше, согласно которой операции по переработке товаров в таможенном режиме переработки на таможенной территории включают в себя как собственно переработку или обработку товаров, так и изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборку, разборку и подгонку товаров. Поскольку, в результате переработки ввезенных комплектующих общество получило новый товар - семи и двухполюсный соединительный кабель, данный товар и был указан в таможенной декларации, что не противоречит требованиям таможенного и налогового законодательства.
Из материалов дела следует, что ОАО "Роберт Бош Саратов" вместе с налоговой декларацией за 1 квартал 2011 года был представлен пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, также были представлены документы, подтверждающие правомерность сумм, предъявленных к вычету.
Какие-либо возражения относительно полноты и достоверности данного пакета документов налоговым органом не заявлены, за исключением отсутствия отдельного контракта налогоплательщика с иностранным лицом на выполнение работ (оказание услуг).
Однако, как следует из условий внешнеторговых договоров N 02/8-04-8 от 27.07.2010 года и N 02/8-04-17 от 18.08.2010 года, сторонами сделки предусмотрена поставка автомобильных комплектующих (соединительных кабелей), которые являются продуктом переработки иностранных комплектующих, ввезенных налогоплательщиком в таможенной процедуре переработки на таможенной территории Российской Федерации, в связи с чем суд обоснованно не принял довод инспекции о необходимости представления отдельного контракта с инофирмой на выполнение указанных работ. Заключение договоров поставки созданных продуктов переработки за пределы России не влияет на сущность сложившейся хозяйственной операции и является достаточным основанием для подтверждения правомерности применения налоговой ставки НДС 0 процентов.
Кроме того, представление дополнительных документов, не указанных в ст. 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС в размере 0%, налоговым законодательством не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции также считает несостоятельным довод инспекции о ненадлежащем исследовании судом первой инстанции вопроса о стоимости оказанных услуг по переработке ввозимых комплектующих, поскольку, как следует из материалов дела, при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем был представлен расчет стоимости услуг по изготовлению продуктов переработки, включенных в раздел 4 декларации по НДС за 1 кв. 2011 г.. Какие-либо возражения относительно содержания и достоверности представленных документов, неправомерности включения тех или иных сумм в налоговые вычеты, со стороны инспекции не поступало, как и не отражены такие возражения в ходе камеральной проверки и в оспариваемом решении инспекции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что общество выполнило все условия, предусмотренные НК РФ для применения НДС по ставке 0% и предъявления спорного НДС к вычету и возмещению: подтвердило наличие фактических отношений между ОАО "Роберт Бош Саратов" и иностранной фирмой Роберт Бош ГмбХ по оказанию услуг по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, факт реализации продукта переработки иностранному лицу и факт получения оплаты, т.е. реальность осуществления хозяйственных операций, признаваемых объектом налогообложения и облагаемых по ставке НДС 0%. Подтвердило соблюдение установленного таможенным законодательством порядка применения и завершения таможенной процедуры переработки на таможенной территории. Представило в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренный ст.165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0% и налоговых вычетов.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.
В силу пункта 10 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ОАО "Роберт Бош Саратов" имеет право на вычет и последующее возмещение в порядке, определенном статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, сумм налога, предъявленных ему при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, поскольку такие товары (работы, услуги) приобретались им в связи с осуществлением операций, признаваемых объектом налогообложения и облагаемых по ставке НДС 0 процентов, а именно для осуществления услуг по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а продукты переработки были впоследствии вывезены с таможенной территории Таможенного союза.
Также ОАО "Роберт Бош Саратов" имеет право на вычет сумм НДС, ранее исчисленных и уплаченных (в 3 и 4 кварталах 2010 года) в связи с отсутствием на тот момент документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, по операциям реализации услуг по переработке товаров.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности применения налогоплательщиком ставки НДС 0 процентов к сложившимся хозяйственным операция и недоказанности налоговым органом занижения налогоплательщиком налогооблагаемой базы, а также завышении сумм вычетов, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "23" апреля 2012 года по делу N А57-25474/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-25474/2011
Истец: ОАО "Роберт Бош Саратов"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по саратовской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-411/13
27.08.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7158/13
15.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8355/12
05.07.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5146/12
23.04.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-25474/11