г. Челябинск |
|
06 июля 2012 г. |
Дело N А07-3915/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.07.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.07.2012.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,
судей Бабкиной С.А., Столяренко Г.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балакиной И.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.04.2012
по делу N А07-3915/2011
(судья Давлеткулова Г.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - Салихова Альбина Тагировна (паспорт, доверенность от 04.06.2012);
общества с ограниченной ответственностью "Ялан" - Маннапова Расима Магдануровна (паспорт, доверенность от 21.11.2011 N 2).
15.03.2011 общество с ограниченной ответственностью "Ялан" (ИНН 0254011711, ОГРН 1090267001835, далее - общество "Ялан", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом дополнений) к Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - министерство) о признании несоответствующими действующему законодательству уведомлений от 29.11.2010 о возврате документов, представленных в 2010 году для получения субсидии из бюджета Республики Башкортостан на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, а также на корма, возложении обязанности на министерство произвести выплату субсидий на проведение сезонных сельскохозяйственных работ и на корма в пользу заявителя (т.1, л.д. 6-8, 144).
Определением суда от 21.12.2011 (т.1, л.д. 148-149) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Башкортостан (далее - Минфин).
Решением суда от 16.04.2012 (резолютивная часть от 10.04.2012, т.1, л.д. 23-32) требования удовлетворены. Признаны несоответствующими действующему законодательству уведомления б/н от 29.11.2010 о возврате документов, представленных в 2010 году для получения субсидий из бюджета Республики Башкортостан на проведение сезонных сельскохозяйственных работ и на корма, на министерство возложена обязанность произвести выплату субсидий в пользу заявителя на проведение сезонных сельскохозяйственных работ в размере 6 053 755 рублей и на корма в размере 7 050 423 рубля. С министерства в пользу общества "Ялан" взыскано 2 000 рублей в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины.
С решением суда не согласилось министерство, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить.
В обоснование доводов жалобы податель указал, что решение суда не основано на нормах бюджетного законодательства, нарушены нормы процессуального права.
По мнению подателя жалобы, общество "Ялан" образовано 30.09.2009, в представленных в министерство документах для получения субсидий в 2010 году статус сельхозтоваропроизводителя не подтвердил, поскольку доля дохода от реализации произведенной им сельхозпродукции в общем доходе от реализации товаров за 2009 год составила 35,1 %. Разъяснения по вопросу определения статуса сельсхозтоваропроизводителя изложены в письме Министерства сельского хозяйства Российской федерации от 23.04.2009 N АП-16/3382. Утверждение суда о том, что не имеет правового значения доля дохода за предшествующий период противоречит письму Министерства финансов Российской Федерации от 28.03.2007 N 03-03-06/1/180, которым установлено, что показатель доли определяется по данным предшествующего календарного года. Следовательно, если статус сельхозтоваропроизводителя подтвержден по результатам 2010 года, правовые последствия для заявителя как с/хпроизводителя возникли бы только в 2011 году. Заявителем министерству предоставлен отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса за 3 месяца 2009 года, следовательно, им не выполнены требования, указанные в пунктах д и г Порядков предоставления субсидий, утвержденных постановлением N 342. Суд вышел за пределы предмета требований, включив в предмет исследования документ - отчетность 2010 года, который не послужил основанием для оспариваемого отказа (статьи 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Отчетность за 2010 год не могла быть представлена, поскольку указанный год не был завершен. Требование обязать выплатить субсидию не является способом защиты, он отсутствует в перечне, указанном статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу статьи 10 Конституции Российской Федерации суда не обладают правом обязать принять решение, входящее в компетенцию органов исполнительной власти, иное противоречит принципу разделения властей. Денежные средства на субсидии перечислялись бюджетными трансфертами из средств федерального бюджета, нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, финансирование соответствующих расходов по выплате субсидий может быть осуществлено в любой период времени в пределах 2010 года, что соответствует разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2011 N 02-03-07/4609. Действующим законодательством не предусмотрена возможность взыскивать в 2012 году субсидию, которая подлежала выдаче в 2010 году, объем денежных средств, предоставленных из федерального бюджета на определенные цели, исчерпан в 2010 году, не может быть возмещен в 2012 году. Федеральное и законодательство субъекта Федерации на 2012 год не предусматривают выделение денежных средств на указанные, нормативные акты, предусматривающие субсидирование в связи с засухой, прекратили свое действие. Суд принял судебный акт заведомо неисполнимый (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Субсидии являются способом оказания помощи государством, но его обязанностью, иное противоречит их характеру и смыслу, из постановления N 342 не вытекает обязанность министерства выделить субсидию. Признание заявителя сельхозтоваропроизводителем противоречит судебной практике, бюджетные правоотношения оценены судом как налоговые. Применение судом к рассматриваемым правоотношениям норм Налогового кодекса Российской Федерации противоречит статьям 6, 13, 133, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд не исследовал и не дал оценку тем фактам, которые послужили основанием для вынесения оспариваемых актов, не указал мотивов, по которым не были приняты во внимание статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, письма Министерства финансов Российской Федерации от 28.03.2007 N 03-03-06/1/180, от 17.10.2011 N 02-03-07/4609, судебная практика. Оспариваемые уведомления не подпадают под признаки нормативного правового акта, в связи с чем, не могли быть признаны не соответствующими действующему законодательству в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая обжалуемый судебный акт, суд не указал, какой правовой норме не соответствуют оспариваемые акты. Предъявляя требования к министерству, заявитель не указал, в какой сумме должна производиться выплата, расчет не представил ни суду, ни министерству, суд в нарушение пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проявил процессуальную инициативу, определив за заявителя сумму к выплате.
Общество "Ялан" представило отзыв на жалобу, в котором указало на законность и обоснованность судебного акта, отсутствие нарушений норм материального и процессуального права.
Минфин о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, отзыв не представил.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Минфина.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30.09.2009 в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан внесена запись о создании юридического лица - общества "Ялан" за основным государственным регистрационным номером 1090267001835 (т.1, л.д. 12-13).
29.11.2010 общество "Ялан" обратилось в министерство с заявлениями (вх. N N 2287, 2653) о предоставлении субсидии на проведение сезонных сельскохозяйственных работ и на корма (т.1, л.д. 14, 17).
Из справки-расчета о причитающейся в 2010 году субсидии из бюджета Республики Башкортостан на корма, составленной обществом "Ялан", следует, что размер субсидии составляет 7 050 423 рубля (т.1, л.д. 18).
Из справки-расчета о причитающейся в 2010 году субсидии из бюджета Республики Башкортостан на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, составленной обществом "Ялан", следует, что размер субсидии составляет 6 053 755 рублей исходя из площади 19233 га (т.1, л.д. 15).
Министерство письмами б/н от 29.11.2010 уведомило общество "Ялан" о возврате документов, представленных в 2010 году, для получения субсидии из бюджета Республики Башкортостан на проведение сезонных сельскохозяйственных работ и на корма в связи с несоответствием документов требованиям, предусмотренным в пунктах 3 и 5 Порядка предоставления субсидии (т.1, л.д. 16, 19).
Полагая, что заявитель обладает статусом сельхозтоваропроизводителя, исходя из данных 2010 года, в связи с чем, оснований для отказа в предоставлении субсидий у министерства не имелось, общество "Ялан" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что общество "Ялан" обладает статусом сельхозтоваропроизводителя, в нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации министерство не доказало наличие оснований для расчета доли дохода применительно к предшествующему периоду, доля дохода, определенная по итогам 2009 года правового значения не имеет, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе за 2010 год составила 72,3 %, в рамках дела N А07-2696/2011 также подтвержден названный статус у общества "Ялан", поскольку основанием для отказа в предоставлении субсидии послужило отсутствие у заявителя статуса сельхозтоваропроизводителя, которое признано судом необоснованным, имеются основания для удовлетворения требований и возложения обязанности по выплате субсидии, возражений по существу расчета сумм субсидий министерством не заявлено.
Суд апелляционной инстанции полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
По смыслу положений статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации статей 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений порядка их применения, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При этом, проверка ненормативного правового акта осуществляется исходя из норм законодательства, действовавших на момент его принятия, а также фактических обстоятельств, существовавших на указанный период.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела указанное означает, что заявитель должен доказать факт надлежащего обращения, что включает в себя обращение в надлежащий орган, уполномоченный на принятие соответствующего решения, с приложением документов, обязательность представления которых предусмотрена нормами законодательства.
Из материалов дела следует, что спор возник из правоотношений по предоставлению субсидий.
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения (статья 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 8, 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации является установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации), и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 14 Закона Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2010 год", в целях компенсации части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на проведение сезонных сельскохозяйственных работ и обеспечение кормами Правительство Республики Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан от 08.09.2010 N 342 утверждены Порядок предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на проведение сезонных сельскохозяйственных работ (далее - Порядок предоставления субсидий на проведение работ), а также Порядок предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на корма (далее - Порядок предоставления субсидии на корма).
В целях обеспечения целевого и эффективного освоения средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан от 8 сентября 2010 года N 342 приказом Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 10.09.2010 N 137 утверждены Порядок представления и рассмотрения документов на предоставление в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на проведение сезонных сельскохозяйственных работ согласно приложению N 1 к приказу; Порядок представления и рассмотрения документов на предоставление в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан на корма согласно приложению N 2 к приказу; ставки субсидий на 2010 год на проведение сезонных сельскохозяйственных работ согласно приложению N 3 к настоящему Приказу; ставки субсидий на 2010 год на корма согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.
Порядок предоставления субсидий на проведение работ устанавливает механизм предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе вновь зарегистрированным в текущем календарном году, подтверждающим по итогам работы за календарный год, в течение которого получены субсидии, долю дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в размере не менее 70 процентов в их доходе от реализации товаров (работ, услуг), за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий), в целях компенсации части затрат на проведение сезонных сельскохозяйственных работ (пункт 1).
При этом, в соответствии с пунктом 3 Порядка расчет причитающихся субсидий получателям субсидий, заключившим и не заключившим договоры страхования урожая 2010 года, осуществляется исходя из ставок субсидий на 1 гектар площадей по группам сельскохозяйственных культур, утвержденных Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, и площадей, отраженных в формах федерального государственного статистического наблюдения N 4-сх "Сведения об итогах сева под урожай 2010 года", N 29-сх "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" за 2010 год (для многолетних насаждений), N 1-фермер "Сведения об итогах сева под урожай 2010 года", N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" за 2010 год (для многолетних насаждений).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что предоставление субсидий получателям субсидий осуществляется при условии представления в министерство следующих документов: а) заявления о предоставлении субсидии с указанием платежных реквизитов и почтового адреса по форме, установленной министерством; б) справок-расчетов на предоставление субсидии по формам и срокам, установленным министерством; в) копий сведений по формам федерального государственного статистического наблюдения N 4-сх, N 29-сх за 2010 год (для многолетних насаждений), N 1-фермер, N 2-фермер за 2010 год (для многолетних насаждений), заверенных получателями субсидий; г) копий договора страхования урожая 2010 года, страхового полиса, платежного поручения об уплате получателем субсидии страховой премии (страхового взноса) по договору страхования (указанные документы представляются в случае заключения договора страхования урожая 2010 года); д) документов, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства".
Исходя из пункта 8 Порядка основаниями для возврата получателю субсидии документов о предоставлении субсидии являются: несоответствие документов требованиям, предусмотренным в пунктах 3 и 5 настоящего Порядка; некомплектность представленных в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка документов.
Порядок возврата документов предусмотрен пунктом 7 Порядка.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" определено, что в целях настоящего Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год, то есть с 01 января по 31 декабря (статья 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 446 утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители.
Из содержания статьи 3 Закона о развитии сельского хозяйства не следует, что для определения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя доля дохода от реализации должна определяться применительно к предшествующему периоду (календарному году), соответствующей оговорки указанная норма не содержит.
По смыслу совокупности норм Порядка предоставления субсидий на проведение работ и Закона о развитии сельского хозяйства предоставление субсидии возможно и истцу.
Следовательно, доводы министерства о необходимости подтверждения заявителем статуса сельхозтоваропроизводителя по итогам за 2009 год противоречат вышеназванным нормам.
Факт наличия статуса сельхозтоваропроизводителя у общества "Ялан" за 2010 год для целей получения субсидии на проведение сезонных сельскохозяйственных работ следует из выписки формы годового отчета общества "Ялан" за 2010 год (форма 6-АПК, т.1, л.д. 23-24). Наличие указанных обстоятельств министерством не оспаривается.
Между тем, доказательств его представления министерству на дату обращения с заявлением о предоставлении субсидии и дату составления уведомления о возврате, материалы дела не содержат. Из пояснений представителя истца, данных в суде апелляционной инстанции следует, что такой отчет был представлен в министерство лишь в 2011 году, то есть после подачи заявления и принятия министерством решения о возврате документов.
Поскольку представитель заявителя пояснил, что в материалах дела содержится выписка из формы N 6-АПК годового отчета общества, следовательно, она могла быть составлена лишь по итогам 2010 года, который заканчивается 31 декабря, то есть после 31.12.2010 и после принятия оспариваемого акта.
Доказательств того, что министерство на дату принятия оспариваемых актов обладало формой N 6-АПК за иной период 2010 года (квартал, полугодие, 9 месяцев), из которой можно сделать вывод о наличии статуса сельсхозтоваропроизводителя у заявителя в 2010 году по состоянию на дату обращения с заявлением, в материалы дела не представлено.
Следовательно, данный документ не был предметом исследования и оценки при принятии оспариваемого решения, что означает наличие у министерства оснований для возврата документов, предусмотренных пунктом 8 Порядка.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выписка из формы 6-АПК (годовой) не могла быть предметом исследования и оценки суда первой инстанции, поскольку не представлялась в министерство одновременно с заявлением о предоставлении субсидии.
Кроме того, доказательств того, что расчет причитающихся заявителю субсидий осуществлялся исходя из ставок субсидий на 1 гектар площадей по группам сельскохозяйственных культур, утвержденных министерством, и площадей, отраженных в формах федерального государственного статистического наблюдения N 4-сх, N 29-сх за 2010 год (для многолетних насаждений), N 1-фермер, N 2-фермер за 2010 год (для многолетних насаждений), в материалы дела не представлено.
В материалах дела отсутствуют формы федерального государственного статистического наблюдения N 29-сх за 2010 год (для многолетних насаждений), N 1-фермер, N 2-фермер за 2010 год (для многолетних насаждений) и доказательства их представления в министерство.
Сведения, содержащиеся в формах П-1 (СХ), 4-СХ, не отражают информации, необходимой для проверки и сопоставления со сведениями о площадях земельных угодий по группам, указанных в справке-расчете.
При этом, суд апелляционной инстанции учитывает, что ставка субсидий на проведение сезонных сельскохозяйственных работ определена приказом министерства от 10.09.2010 N 137, который не содержит порядка вступления его силу, прошел регистрацию в Министерстве юстиции Республики Башкортостан от 14.09.2010 N 1194, опубликован в издании Республика Башкортостан N 227 от 30.11.2010 (опубликования ранее указанного срока в иных источниках официального опубликования судом апелляционной инстанции не установлено). Следовательно, данный приказ не вступил в силу ни на момент обращения с заявлением, ни на момент уведомления о возврате (статьи 32, 37, 38 Закона Республики Башкортостан от 12.08.1996 N 42-З).
Однако, в справке-расчете указаны ставки субсидии, установленные приказом министерства.
Указанное, в совокупности препятствует проверке обоснованности расчета размера субсидии, указанного заявителем в справке, свидетельствует о недоказанности заявителем размера истребуемой субсидии.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что заявитель не доказал факт надлежащего обращения.
Относительно предоставления субсидий на корма суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Порядок предоставления субсидий на корма устанавливает механизм предоставления в 2010 году субсидий из бюджета Республики Башкортостан сельскохозяйственным товаропроизводителям, кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в том числе вновь зарегистрированным в текущем календарном году, подтверждающим по итогам работы за календарный год, в течение которого получены субсидии, долю дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в размере не менее 70 процентов в их доходе от реализации товаров (работ, услуг), за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий), на корма (далее - субсидии).
С учетом положений статьи 3 Закона о развитии сельского хозяйства, по мнению суда апелляционной инстанции, Порядок предусматривает возможность предоставления в 2010 году субсидий и истцу.
Следовательно, доводы министерства о необходимости подтверждения заявителем статуса сельхозтоваропроизводителя по итогам за 2009 год также противоречат вышеназванным нормам.
В силу пункта 3 Порядка предоставления субсидий на корма расчет причитающихся субсидий получателям субсидий осуществляется исходя из ставки субсидий на 1 условную голову скота и птицы, утвержденной Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, и поголовья скота и птицы, отраженных в формах федерального государственного статистического наблюдения П-1(СХ) по состоянию на 1 сентября 2010 года и информации о наличии поголовья скота и птицы по состоянию на 1 сентября 2010 года, по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что предоставление субсидий получателям субсидий осуществляется при условии представления в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан следующих документов: а) заявления о предоставлении субсидии с указанием платежных реквизитов и почтового адреса; б) справки-расчета на предоставление субсидии по форме и срокам, установленным Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан; в) копий сведений о производстве продукции животноводства и поголовья скота по формам федерального государственного статистического наблюдения 24-сх "Сведения о состоянии животноводства", 3-фермер "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовья скота", П-1(СХ) "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовья скота" по состоянию на 1 сентября 2010 года и информации о наличии скота и птицы по состоянию на 1 сентября 2010 года, заверенных получателями субсидий; г) документов, подтверждающих статус сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства".
Порядок и основания для возврата документов приведены в пунктах 7, 8 Порядка предоставления субсидий на корма.
Факт наличия статуса сельхозтоваропроизводителя у общества "Ялан" за 2010 год для целей получения субсидии на корма следует из выписки формы годового отчета общества "Ялан" за 2010 год (форма 6-АПК, т.1, л.д. 23-24) и министерством не оспаривается.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что данный документ не представлялся министерству на дату обращения с заявлением о предоставлении субсидии на корма и дату составления уведомления о возврате, а доказательств наличия у министерства на дату принятия оспариваемого акта иных документов за иной период, из которых можно сделать вывод о наличии статуса сельхозтоваропроизводителя у заявителя в 2010 году, материалы дела не содержат.
Поскольку документ, подтверждающий статус заявителя как сельхозтоваропроизводителя, не был представлен, указанное означает наличие у министерства оснований для возврата документов.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что выписка из формы 6-АПК (годовая) не могла быть предметом исследования и оценки суда первой инстанции, поскольку не представлялась в министерство одновременно с заявлением о предоставлении субсидии.
Кроме того, сведения, содержащиеся в формах П-1 (СХ), 4-СХ, 24-СХ не отражают информации, необходимой для проверки и сопоставления со сведениями о поголовье скота, указанными в справке-расчете.
Ставка субсидий на корма определена приказом министерства от 10.09.2010 N 137, который не содержит порядка вступления его силу, прошел регистрацию в Министерстве юстиции Республики Башкортостан от 14.09.2010 N 1194, опубликован в издании Республика Башкортостан N 227 от 30.11.2010 (опубликования ранее указанного срока в иных источниках официального опубликования судом апелляционной инстанции не установлено).
Данный приказ не вступил в силу ни на момент обращения с заявлением ни на момент уведомления о возврате (статьи 32, 37, 38 Закона Республики Башкортостан от 12.08.1996 N 42-З).
Тогда как, в справке-расчете указаны ставки субсидии, установленные приказом министерства.
Указанное, в совокупности препятствует проверке обоснованности расчета размера субсидии, указанного заявителем в справке, свидетельствует о недоказанности заявителем размера истребуемой субсидии.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что заявитель не доказал факт надлежащего обращения, а у министерства имелись основания для возврата документов.
По мнению суда апелляционной инстанции, по смыслу статей 1, 11, 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов истца, которое должно быть доказано им в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что заявителем не доказан факт несоответствия оспариваемых актов закону и нарушения его прав и законных интересов оспариваемыми актами. Совокупность условий для удовлетворения требований заявителя отсутствует.
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Оспариваемые акты приняты 29.11.2010, из пояснений представителя заявителя, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что уведомления получены 29.11.2010, доказательств получения уведомлений позднее, материалы дела не содержат. Между тем, в суд с заявлением общество "Ялан" обратилось лишь 15.03.2011, то есть за пределами установленного трехмесячного срока.
Ссылка заявителя на то, что общество обращалось за разъяснениями к министерству, отклоняется, как не подтвержденная документально. В дополнениях к заявлению имеется ссылка на обращение в министерство и получение от него писем от 11.05.2011, 24.06.2011 (т.1, л.д. 144). Между тем, данные письма в материалы дела не представлены, при этом, составлены они уже после обращения в суд с заявлением об оспаривании уведомлений.
Заявление и материалы дела не содержат ходатайства о восстановлении пропущенного срока с обоснованием причин уважительности пропуска срока.
Пропуск срока на обжалование может служить самостоятельным основанием для отказа в иске (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05).
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу, что оснований для удовлетворения судом первой инстанции требований, заявленных с пропуском установленного срока в отсутствие ходатайства о его восстановлении, не имелось.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что судом нарушены и положения статей 4, 49, 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку именно заявитель определяет предмет и основания заявленных требований. Заявитель просил обязать произвести выплату субсидий без указания их размера, в ходе судебного разбирательства в установленном порядке в указанной части требования не изменял (не уточнял), между тем, суд самостоятельно определил размер требований заявителя.
Ссылка заявителя на судебные акты по делу N А07-2696/2011 отклоняется, поскольку в рамках указанного дела решался вопрос в отношении иного ненормативного акта иных субсидий, установлен лишь факт наличия статуса сельхозпроизводителя у заявителя в 2010 году. Между тем, факт наличия такого статуса в 2010 году министерством не оспаривается, а в рамках настоящего дела установлено существенное для дела обстоятельство - непредставление министерству документов в подтверждение такого статуса на момент подачи заявления и предоставления уведомлений.
Иные доводы правового значения не имеют.
Поскольку оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, расходы по уплате госпошлины в размере 4 000 рублей (по 2 000 рублей за рассмотрение каждого требования о признании недействительным уведомления, поскольку носят самостоятельный характер, требование о возложении обязанности заявлено в рамках восстановления нарушенного права и госпошлиной отдельно не оплачивается) в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя, сумма 2 000 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета как излишне уплаченная (статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решение подлежит отмене на основании подпунктов 2, 3, 4 пункта 1, пункта 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.04.2012 по делу N А07-3915/2011 отменить, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - удовлетворить.
В удовлетворении требований обществу с ограниченной ответственностью "Ялан" о признании несоответствующими действующему законодательству уведомлений б/н от 29.11.2010 Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан о возврате документов, представленных в 2010 году для получения субсидии из бюджета Республики Башкортостан на проведение сезонных сельскохозяйственных работ и на корма, возложении обязанности на Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан произвести выплату субсидий на проведение сезонных сельскохозяйственных работ и на корма в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ялан" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ялан" из федерального бюджета госпошлину в размере 2 000 рублей, излишне уплаченную по квитанции ОАО "Уралсиб" от 14.03.2011.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
Л.В. Забутырина |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3915/2011
Истец: ООО "Ялан"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан
Третье лицо: Министерство Финансов РБ, Министерство финансов Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-503/13
16.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-503/13
18.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9818/12
18.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9818/12
06.07.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5348/12
12.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-3915/11