город Москва |
|
6 июля 2012 г. |
дело N А40-12138/12-99-60 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.07.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.07.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей Л.Г. Яковлевой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.А. Солодовником
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2012
по делу N А40-12138/12-99-60, принятое судьей Г.А. Карповой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торгово-Закупочная Компания" (ОГРН 1047796117577, 119049, город Москва, Ленинский проспект, дом 6, строение 20)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по г. Москве
о признании частично недействительным решения, об обязании возместить НДС, начислить и уплатить проценты за несвоевременный возврат налога;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Котов А.А. по доверенности N 2049/2-11 от 19.12.2011;
от заинтересованного лица - Дорошевская А.В. по доверенности N 188 от 13.03.2012;
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2012 признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по г. Москве от 09.03.2011 N 21-31/159 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и на инспекцию возложена обязанность возместить Обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-Закупочная Компания" налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 в размере 2.213.993 руб. с начисленными процентами в размере 152.196, 64 руб.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, представить в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей инспекции и общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда исходя из следующего.
Заявленные требования общество мотивирует тем, что налогоплательщиком правомерно применены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, представлены налоговому органу документы, необходимые в соответствии со ст.ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, однако инспекцией необоснованно отказано в налоговых вычетах по налогу на добавленную стоимость. В связи с нарушением срока возврата налога установленного ст. 176 Кодекса, на сумму несвоевременно возвращенного налога подлежат начислению проценты.
Инспекция считает, что авансовые счета-фактуры N АВ-0000026 от 12.07.2010 и N АВ-0000028 от 19.07.2010 на общую сумму 14.513.955, 81 руб., в том числе НДС - 2.213.993, 25 руб. оформлены с нарушением требований ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку неверно указана расчетная ставка (18/118 вместо 10/110), что привело к тому, что НДС по счетам-фактурам на отгрузку выставлен на меньшую сумму, чем НДС по счетам-фактурам, принятым к вычету и считает, что общество имеет право на налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010 в размере 1.319.450, 53 руб. при условии изменения в счетах-фактурах ставки на 10/110 и представления уточненной налоговой декларации.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010, в которой заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 11.557.702 руб., инспекцией принято решение от 09.03.2011 N 21-31/159 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 2.213.993 руб. по авансовым счетам-фактурам общества N АВ-0000026 от 12.07.2010 и N АВ-0000028 от 19.07.2010.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Пермский мясокомбинат" перечислены заявителю в оплату в счет предстоящих поставок товаров в размере 6.730.000 руб. платежным поручением N 2918 от 12.07.2010.
ОАО "Мясокомбинат Клинский" перечислило обществу платежным поручением N 5883 от 16.07.2010 денежные средства в размере 9.500.000 руб., в том числе в оплату дебиторской задолженности по состоянию на 01.07.2010 - 1.716.044, 19 руб.; в оплату в счет предстоящих поставок товаров - 7.783.955, 81 руб. Обществом исчислено с полученных в счет предстоящих поставок товаров денежных средств НДС по расчетной ставке 18/118 в размере 1.026.610, 17 руб. (аванс от ОАО "Пермский мясокомбинат") и 1.187.383, 09 руб. (аванс от ОАО "Мясокомбинат Клинский"). На указанные суммы НДС обществом выписаны счета-фактуры N АВ-0000026 от 12.07.2010 и N АВ-0000028 от 19.07.2010 и отражены в книге продаж.
Таким образом, обществом исчислен к уплате в бюджет НДС с сумм полученной предоплаты по расчетной ставке 18/118.
Данное обстоятельство налоговый орган не оспаривает.
Согласно п. 8 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). При этом названные вычеты должны производиться с даты отгрузки соответствующих товаров (п. 6 ст. 172 НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на предъявление налогоплательщиком к вычету из бюджета ранее исчисленного с сумм предоплаты НДС, если расчетная ставка при исчислении налога с полученной предоплаты составляла 18/118, а не 10/110. Поэтому после отгрузки товара в адрес ОАО "Пермский мясокомбинат" и ОАО "Мясокомбинат Клинский" в счет ранее полученной предоплаты обществом принят к вычету исчисленный с этой предоплаты по счетам-фактурам N АВ-0000026 от 12.07.2010 и N АВ-0000028 от 19.07.2010 налог в размере 1.026.610, 17 руб. и 1.187.383, 09 руб. соответственно.
Отказывая налогоплательщику в праве на спорный налоговый вычет, инспекция ссылается на несоответствие счетов-фактур требованиям п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации по причине указания неправильной ставки налога.
Вместе с тем, согласно п.п. 10 и 11 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка и сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, должны указаны в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. То есть требования п. 5 ст. 169 Кодекса распространяются на счета-фактуры, выставленные продавцом в адрес покупателя при реализации товаров (работ, услуг).
В рассматриваемом случае спорные счета-фактуры выписаны самим обществом при получении аванса от покупателей, а не при реализации товара, поэтому на них требования п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются.
Следовательно, даже при нарушениях оформления счетов-фактур это обстоятельство не может служить основанием для отказа обществу в праве на налоговый вычет по этим счетам-фактурам.
Требования к счетам-фактурам, выставляемым при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав изложены в п. 5.1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпункты 6 и 7 названного пункта предусматривают указание в счете фактуре налоговой ставки и суммы налога, предъявляемой покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемой исходя из применяемых налоговых ставок.
В счетах-фактурах N АВ-0000026 от 12.07.2010 и N АВ-0000028 от 19.07.2010 указаны налоговая ставка 18/118 и сумма налога, исчисленная исходя из этой налоговой ставки.
Следовательно, перечисленные счета-фактуры соответствуют требованиям п. 5.1 ст. 169 Кодекса.
Пунктом 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 и п. 6 настоящей статьи, не может являться основанием, для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Так как счета-фактуры N АВ-0000026 от 12.07.2010 и N АВ-0000028 от 19.07.2010 позволяют идентифицировать продавца, покупателя, наименование товара, его стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, то у инспекции отсутствовали законные основания для отказа в принятии к вычету спорной суммы НДС.
Инспекция указала на необходимость применения расчетной ставки 10/110 вместо 18/118, то есть, по мнению инспекции, общество имело право на возмещение из бюджета НДС в размере 1.319.450, 53 руб. вместо 2.213.993, 26 руб.: по счету-фактуре N АВ-0000026 от 12.07.2010 - 611.818, 18 руб. вместо 1.026.610, 17 руб.; по счету-фактуре N АВ-0000028 от 19.07.2010 - 707.632, 35 руб. вместо 1.187.383, 09 руб.
Исходя из материалов проверки, инспекция должна сделать вывод о завышении обществом налогового вычета на 894.542, 73 руб. (2.213.993, 26 руб. -1.319.450, 53 руб.), а не на 2.213.993, 26 руб.
Вывод инспекции о завышении налогового вычета на сумму 1.319.450, 53 руб. противоречит материалам проверки.
Сумма заявленного вычета по НДС соответствует сумме исчисленного ранее к уплате в бюджет налога по счетам-фактурам N АВ-0000026 от 12.07.2010 и N АВ-0000028 от 19.07.2010.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, из чего следует, что инспекция обязана была уменьшить не только завышенную сумму налогового вычета, но и уменьшить завышенную сумму начисленного налога.
Если инспекция пересчитала сумму налогового вычета по расчетной ставке 10/110 вместо 18/118, то она обязана пересчитать и сумму исчисленного обществом с полученной предоплаты НДС к уплате в бюджет по ставке 10/110 вместо 18/118.
Одновременное уменьшение суммы налогового вычета на 894.542, 73 руб. и суммы начисленного налога на 894.542, 73 руб. исключает доначисление налога.
Судом первой инстанции установлено соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах и правомерно заявлен вычет НДС в сумме, исчисленной ранее к уплате в бюджет по счетам-фактурам по ставке 18/118.
По мнению инспекции, отказ в вычетах не препятствует обществу подать уточненную налоговую декларацию после внесения исправлений в счета-фактуры.
Однако право на возврат НДС, излишне исчисленного с суммы предварительной оплаты, не может быть реализовано только путем подачи уточненной налоговой декларации.
Положения ст.ст. 54, 81 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания для предоставления уточненной налоговой декларации, устанавливают обязанность по представлению дополнительной налоговой отчетности при обнаружении лишь фактов не отражения или неполноты сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога.
Учитывая, обстоятельства начисления НДС по расчетной ставке 18/118 в размере 1.026.610, 17 руб. по авансовым платежам ОАО "Пермский мясокомбинат" и ОАО "Мясокомбинат Клинский" в счет предстоящих поставок товаров в размере, оплаченных платежным поручением N 2918 от 12.07.2010 и платежным поручением N 5883 от 16.07.2010 на общую сумму 9.500.000 руб., обществом оформлены спорные счета-фактуры от 12.07.2010 N АВ-0000026 и от 19.07.2010 N АВ-0000028 и отражены в книге продаж в соответствии с требованиями постановления Правительства России от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
В соответствии с п.п. 8, п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), общество обоснованно исчислило к уплате в бюджет НДС с сумм полученной предоплаты по расчетной ставке 18/118. При этом, законодательство о налогах и сборах не ставит в качестве условия вычета установление расчетной ставки, когда при исчислении налога с полученной предоплаты ставка составляла 18/118, а не 10/110.
Таким образом, отказ инспекции в праве на спорный налоговый вычет не основан на законе, инспекция обязана возместить обществу НДС в размере 2.213.993 руб.
В соответствии с п. 10 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Согласно расчета сумма процентов за несвоевременное возмещение составляет 152.196, 64 руб.
Расчет процентов инспекцией не оспорен.
Фактические обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены судом первой инстанции, окончательные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, в связи, с чем у суда апелляционной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2012 по делу N А40-12138/12-99-60 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12138/2012
Истец: ООО "Торгово-Закупочная Компания"
Ответчик: ИФНС России N 6 по г. Москве