Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2012 г. N 05АП-4929/12
г. Владивосток |
|
10 июля 2012 г. |
Дело N А51-5477/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Г.М. Грачёва, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко,
при участии:
стороны не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни
апелляционное производство N 05АП-4929/2012
на решение от 10.05.2012 г.
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-5477/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транст-Авто-Находка" (ИНН 2508078064, ОГРН 1072508001037)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)
о признании незаконным решения, изложенного в письме от 22.12.2011 г. N 10-14/29835 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10714060/241208/0013547, и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 169 184,58 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транст-Авто-Находка" (далее - ООО "Транст-Авто-Находка", заявитель, общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 22.12.2011 г. N 10-14/29835 в части отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10714060/241208/0013547 и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 169 184,58 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2012 г. заявленные обществом требования удовлетворены.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, таможенный орган считает его незаконным и подлежащим отмене. По мнению заявителя жалобы, основанием для доначисления таможенных платежей явилось решение по таможенной стоимости, которое не было обжаловано и отменено, в связи с чем, таможенные платежи по спорной ГТД уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации, и на момент рассмотрения таможней заявления общества отсутствовали основания для их возврата. Кроме того, поскольку декларантом были допущены процедурные нарушения при подаче заявления о возврате таможенных платежей (не подтвержден факт излишней уплаты) таможней принято решение об отказе в принятии заявления к рассмотрению, а не об отказе в возврате уплаченных таможенных платежей.
ООО "Транст-Авто-Находка" в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы таможни возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит. Так же общество просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны своих представителей в судебное заседание не направили, Коллегия на основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу таможни в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Транст-Авто-Находка" зарегистрировано в качестве юридического лица 19.03.2007 г. ИФНС России по г. Находка Приморского края, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1072508001037.
Между обществом и компанией "KABIR AUTO EXPORT CO., LTD" 01.04.2007 г. был заключен контракт N 01 TKA/2007 о продаже бывших в потреблении автомобилей японского производства, во исполнение которого в декабре 2008 г. в адрес общества был поставлен товар на сумму 17 400,00 долларов США.
В целях таможенного оформления ввезенного товара обществом была подана ГТД N 10714060/241208/0013547. Таможенная стоимость товара была определена заявителем с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, действовавшим в период декларирования и необходимые для таможенного оформления ввезенного товара.
Посчитав, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня приняла Решение о корректировке таможенной стоимости товаров от 29.12.2008 г. о корректировке таможенной стоимости.
Рассчитанная по шестому методу на базе стоимости сделки с однородными товарами таможенная стоимость была принята таможенным органом, о чем в графе "для отметок таможенного органа" ДТС-2 N 10714060/241208/0013547 проставлена отметка "ТС принята" и товар выпущен в свободное обращение.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, 16.12.2011 г. в пределах трехлетнего срока общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в размере 169 184,58 руб.
Рассмотрев указанное заявление, таможенный орган письмом от 22.12.2011 г. N 10-14/29835 не нашел оснований для его удовлетворения по причине отсутствия документов, подтверждающих начисление таможенных платежей и факт излишней уплаты таможенных платежей.
Не согласившись с решением Находкинской таможни, посчитав, что оно не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, ООО "Транс-Авто-Находка" обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке гл. 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно ст. 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), действовавшего на момент подачи обществом ГТД N 10714060/241208/0013547, декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, включая таможенную стоимость товара.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров (п. 1 ст. 323 ТК РФ).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").
Метод по цене сделки с ввозимыми товарами является основным методом определения таможенной стоимости.
Пунктом 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
Положениями п.п. 5, 7 ст. 323 ТК РФ, Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 г. N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации" предусмотрено, что при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода.
Таможенную стоимость товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации по ГТД, заявитель первоначально определил с применением основного метода таможенной стоимости, исходя из стоимости сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение заявленной таможенной стоимости общество наряду с ГТД представил в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, задекларированного по указанной ГТД, включая: контракт от 01.04.2007 г. N 01 ТКА/2007, коносамент N 10В, паспорт сделки N 07060007/0843/0004/2/0, дополнения к контракту от 19.12.2008 г. N 144 и от 01.03.2008 г. N 2, инвойс от 19.12.2008 г. N 144К и другие документы.
Документы, представленные обществом в таможню в подтверждение правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, соответствуют Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденного Приказом ФТС России от 25.04.2007 г. N 536. Содержащиеся в представленных декларантом документах сведения позволяют с достоверностью установить цену товара и подтверждают правомерность и обоснованность определения декларантом таможенной стоимости ввезенного товара по выбранному методу. При этом цена ввозимого товара указана без каких-либо условий, является фиксированной.
Факт перемещения указанного в ГТД товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается.
Доказательств недостоверности сведений, содержащихся в пакете документов, представленном обществом в подтверждение заявленной таможенной стоимости, коллегией не установлено.
Установленное таможней различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в базах данных таможенного органа, само по себе не может рассматриваться как доказательство недостоверности сведений по заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, учитывая, что стороны по сделке свободны в заключении договоров, в том числе в части установления цены сделки.
Доводы таможенного органа о том, что общество в добровольном порядке произвело корректировку таможенной стоимости, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку таможенный орган, соглашаясь с избранным декларантом резервным методом определения таможенной стоимости, документально не доказал невозможность применения иных методов определения таможенной стоимости (с первого по пятый), поскольку независимо от того, каким образом таможенная стоимость ввезенного товара была определена декларантом, таможня при осуществлении контроля таможенной стоимости обязана была последовательно применять предусмотренные законом методы ее определения.
Таким образом, таможенный орган согласно ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, п.п. 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" не доказал наличие обстоятельств, препятствующих декларанту применить первый метод определения таможенной стоимости, в связи с чем, доначисленные таможней и уплаченные заявителем таможенные платежи в сумме 169 184,58 руб. являются излишне уплаченными.
В соответствии со ст. 89 действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) при решении вопросов о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Частью 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действующего с 29.12.2010 г.) установлено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
В ч.ч. 4, 12 данной статьи установлены основания для возврата такого заявления плательщику без рассмотрения или отказа в возврате.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных ч. 1 ст. 147 (ч. 6 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ).
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится: 1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения ч. 10 ст. 147; 2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц; 3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков (ч. 12 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ).
Материалами дела, в силу вышеизложенного, подтверждается факт излишней уплаты обществом таможенных платежей ввиду отсутствия оснований для корректировки таможенной стоимости по ГТД N 10714060/241208/0013547.
Ссылка Находкинской таможни на то, что обществом не обжаловано и, соответственно, не отменено решение о корректировке таможенной стоимости товара, в связи с чем, на момент рассмотрения ответчиком заявления общества о возврате таможенные платежи были уплачены на законных основаниях и не являлись излишне уплаченными несостоятельна, поскольку оценка действиям таможни по корректировке таможенной стоимости дана судом при рассмотрении настоящего спора. Выбранный обществом способ защиты нарушенного права не противоречит ст. 90 ТК ТС, ст. 201 АПК РФ.
Отсутствие судебного акта о признании недействительным решения таможенного органа по корректировке таможенной стоимости спорного товара не лишает заявителя права на защиту иным способом, путем предъявления заявления о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в возврате (зачёте) излишне уплаченных таможенных платежей, что соответствует положениям ст.ст. 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 198 АПК РФ.
Проверка доводов заявителя о возможности возврата (зачёта) таможенных платежей находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности корректировки таможенной стоимости.
В связи с этим вывод таможни в письме от 22.12.2011 г. N 10-14/29835 о том, что обществом не подтвержден факт излишней уплаты таможенных платежей по ГТД N 10714060/241208/0013547, является несостоятельным. Таким образом, отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей является неправомерным.
Довод таможенного органа в апелляционной жалобе о том, что таможней принято решение о возврате заявления без рассмотрения, а не об отказе в возврате (зачете) уплаченных таможенных платежей, коллегией не принимается как не имеющий правового значения, поскольку основания для оставления заявления без рассмотрения по ч. 4 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ отсутствовали, а возврат (зачет) таможенных платежей обществу не произведён.
Обществом соблюден досудебный порядок урегулирования спора, посредством обращения в таможенный орган в порядке ст. 89 ТК ТС с соответствующим заявлением. Трехлетний срок на обращение с заявлением о возврате (зачете) излишне взысканных таможенных платежей обществом не пропущен, задолженность заявителя по уплате таможенных платежей и пени на дату вынесения судом решения не установлена.
На основании вышеизложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.05.2012 г. по делу N А51-5477/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Г.М. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.