Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2012 г. N 05АП-5005/12
г. Владивосток |
|
11 июля 2012 г. |
Дело N А59-408/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.М. Грачёва
судей Т.А. Аппаковой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
стороны не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Главк"
апелляционное производство N 05АП-5005/2012
на решение от 03.05.2012
судьи С.О. Кучеренко
по делу N А59-408/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Администрации Северо-Курильского городского округа (ИНН 6515000860, ОГРН 1026501158210), ООО "Главк" (ИНН 6515002497, ОГРН 11065150000200000)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ИНН 6501026378, ОГРН 1026500532321)
третьи лица: ООО "Фар Пост" (ИНН 6501216604, ОГРН 1106501002079), ООО "Восток-Трэвел" (ИНН 2538091552, ОГРН 1052503722260), ООО "Единая электронная торговая площадка" (ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353)
о признании недействительными решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Администрация Северо-Курильского городского округа (далее - заявитель, администрация) и Общество с ограниченной ответственностью "Главк" (далее - ООО "Главк", Общество) обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения от 18.01.2012 по делу N 11/12-т о нарушении законодательства о размещении заказов, которым заказчик признан нарушившим часть 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, и предписания от 18.01.2012 N 05-07/12. Заявлением от 27.02.2012 администрация требования уточнила и просила суд, признать недействительными пункты 2-4 резолютивной части решения УФАС от 18.01.2012 по делу N 11/12-т о нарушении законодательства о размещении заказов и предписание от 18.01.2012 N 05-07/12.
Данные заявления приняты арбитражным судом к производству и по ним возбуждены дела N А59 - 408/2012 и N А59-627/2012.
Определением суда от 06.03.2012 оба дела объединены в одно производство и им присвоен номер N А59 - 408/2012.
Определением суда первой инстанции от 28.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО "Фар Пост", ООО "Восток-Трэвел" и ОАО "Единая электронная торговая площадь".
Решением суда от 03.05.2012 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы администрации и ООО "Главк".
Не согласившись с решением суда, ООО "Главк" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, доводы которой сводятся к тому, что администрацией не пропущен срок, установленный частью 2 статьи 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), для подачи заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Заявитель жалобы указал, что поскольку извещение и документации об открытом аукционе в электронной форме размещены муниципальным заказчиком на электронной площадке 03.01.2012, то в соответствии со статьей 191 ГК РФ срок на подачу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме начинает течь с 04.01.2012 и согласно части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов истекает 10.01.2012. Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, в связи с чем, обжалуемое решение суда подлежит отмене.
С апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд поступили дополнительные документы, которые не были предметом исследования судом первой инстанции. Судебная коллегия возвращает заявителю апелляционной жалобы приложенные к ней материалы судебной практики, поскольку отсутствует ходатайство о приобщении.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания администрация Северо-Курильского городского округа, ООО "Главк", Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, ООО "Фар Пост", ОАО "Единая электронная торговая площадка" и ООО "Восток-Трэвел", явку представителей в суд не обеспечили.
До начала судебного заседания от ОАО "Единая электронная торговая площадка" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Суд, руководствуясь ст.ст.156, 266 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей администрации Северо - Курильского городского округа, Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, ООО "Фар Пост", ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "Восток-Трэвел" и ООО "Главк".
Через канцелярию суда от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано, что антимонопольный орган с доводами жалобы ООО "Главк" не согласен в полном объеме, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Муниципальным заказчиком - администрацией Северо-Курильского городского округа был объявлен открытый аукцион в электронной форме по предмету: "Поставка угля в Северо-Курильский городской округ для муниципальных нужд и населения". Начальная цена контракта определена в размере 3.000.000 рублей.
Извещение о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 03.01.2012, а также на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" www.roseltorg.ru.
Документация об открытом аукционе в электронной форме утверждена 03.01.2012 и.о. мэра Северо - Курильского городского округа.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе определена на 09 час. 00 минут 10.01.2012.
Согласно протоколу от 11.01.2012 N 0161300001912000007 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе было подано три заявки на участие в аукционе, которым присвоены порядковые номера 1, 2, 3. К участию в аукционе допущены все участники размещения заказа.
Из протокола проведения открытого аукциона следует, что предложения о цене контракта поступили от участников открытого аукциона, заявкам которых присвоены номера 1 и 2. Минимальное ценовое предложение поступило от участника аукциона, заявке которого присвоен номер 1, и составило 2.970.000 рублей. Участник размещения заказа, заявке которого присвоен номер 2, предложил лучшую цену контракта после участника номер 1, в размере 2.985.000 рублей. Победителем аукциона признано ООО "Главк".
Не согласившись с результатами аукциона, посчитав, что администрация нарушила требования Закона о размещении заказов, ООО "Фар Пост" обратилось с жалобой в Сахалинский УФАС, на основании которой антимонопольным органом проведена внеплановая проверка администрации Северо-Курильского городского округа по вопросу соблюдения требований Закона о размещении заказов.
По результатам проведения внеплановой проверки 18.01.2012 принято решение по делу N 11/12-т о нарушении законодательства о размещении заказов, которым заказчик признан нарушившим часть 2 статьи 41.5 и часть 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
В этот же день (18.01.2012) антимонопольный орган вынес администрации предписание N 05-07/12 об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием антимонопольного органа, администрация Северо-Курильского городского округа и ООО "Главк" обратились в арбитражный суд с рассматриваемыми заявлениями.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказов, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о размещении заказов, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону о размещении заказов.
По правилам статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 ГК РФ).
Частью 1 статьи 194 ГК РФ установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Поскольку извещение, а также документация об открытом аукционе в электронной форме были размещены государственным заказчиком на электронной торговой площадке 03.01.2012, а датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме определен день 10.01.2011 в 09-00 часов утра, судебная коллегия, считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что государственным заказчиком не соблюден срок подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, установленный Законом о размещении заказов, что является нарушением требований части 2 статьи 41.5, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов. В связи с чем, довод заявителя жалобы о соблюдении администрацией срока, установленного части 2 статьи 41.5 Закона о размещении заказа, является необоснованным.
Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что используя способ исчисления количества дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе, примененный заявителями, количество дней будет всего 6, а не 7, как это требует Закон, поскольку администрация установила последний день заявки до 09-00 часов утра 10.01.2012, то есть до начала седьмого рабочего дня, соответственно, лица, желающие принять участие в открытом аукционе в электронной форме, имели возможность подать заявки только до 09-00 часов утра 10.01.2012 и в случае подачи заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме позже указанного времени (с 09-00 часов до 24-00 часов 10.01.2012) у потенциальных участников отсутствовала возможность на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, администрация, установив срок окончания подачи заявки 09-00 часов утра 10.01.2012, нарушила право потенциальных участников размещения заказа на подачу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме за 7 полных дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, определив для них фактически 6 дней для подачи такой заявки, что свидетельствует о нарушении требований части 2 статьи 41.5, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов.
Документация о торгах, составленная с нарушением требований Закона о размещении заказов, может содержать условия, влекущие ограничение количества участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных Законом о размещении заказов требований, как к участнику размещения заказа, так и к составу подаваемой им заявки на участие в торгах. Указанные требования нарушают права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в торгах с целью заключения такого контракта. В частности, нарушение заказчиком срока подачи заявок на участие в торгах затрудняет потенциальному участнику размещения заказа подать заявку на участие в торгах, а также обратиться с запросом на разъяснение положений документации о торгах.
Учитывая, что действия администрации Северо-Курильского городского округа по установлению срока на подачу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ООО "Фар Пост", решение от 18.01.2012 по делу N 11/12-т и предписание от 18.01.2012 N 05-07/12 антимонопольного органа о нарушении законодательства о размещении заказов и устранении выявленных нарушений являются законными.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поэтому, доводы апелляционной жалобы заявителя, судебной коллегией отклоняются, поскольку противоречат материалам дела и доказательствам, проанализированным в настоящем судебном постановлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции оставляет решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно применил нормы материального и процессуального права, то судебная коллегия считает обжалуемое решение суда законным, обоснованным и не находит оснований к его отмене и удовлетворению апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ госпошлина, излишне уплаченная ООО "Главк" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 05.04.2012 N 131 в размере 1.000 рублей, подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 03.05.2012 по делу N А59-408/2012 - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "ГЛАВК" из федерального бюджета, госпошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 131 от 05.04.2012 г.., в сумме 1.000 (одна тысяча) рублей.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.М. Грачёв |
Судьи |
Т.А. Аппакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.