Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации
Законопроектом предполагается установление общих принципов проведения кадастровой оценки и требований к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке, определение порядка утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах ее определения.
Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие при осуществлении государственной кадастровой оценки.
Учитывая, что кадастровая оценка недвижимости, несмотря на наличие некоторых специфических особенностей, является частью общей системы стоимостной оценки имущества, регулируемой Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", целесообразно соответствующие нормы, посвященные проведению кадастровой оценки, отразить в Федеральном законе "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"
Законопроектом вводится определение кадастровой стоимостью объекта недвижимости, под которой понимается определяемая методами массовой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, утвержденная в установленном порядке;
устанавливается периодичность государственной кадастровой оценки (не чаще 1 раза в три года и не реже 1 раза в пять лет - аналогичный период применяется в настоящее время для кадастровой оценки земель).
устанавливается, что заказчиком кадастровой оценки является орган исполнительной власти субъекта РФ, а исполнителями - только оценщики, удовлетворяющие требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и дополнительно застраховавшие свою ответственность на сумму не менее тридцати миллионов рублей;
предусмотрено, что работы по определению кадастровой стоимости должны выполняться в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральными стандартами оценки и методическими указаниями по кадастровой оценке.
Такой подход позволяет не только сохранить единую систему оценки имущества, но также учесть специфику массовой оценки и необходимость обеспечения дополнительной ответственности, которая возникает при оценке большого количества объектов для целей налогообложения, с учетом последствий данной оценки.
По результатам проведения кадастровой оценки составляется отчет, который должен соответствовать, в том числе, специальным требованиям, установленным органом, осуществляющим нормативное правовое регулирование оценочной деятельности. Введение единых стандартов по форме отчета обусловлено необходимостью использования содержащейся в нем информации для внесения в кадастр, что невозможно без наличия общих для всех исполнителей требований по форме отчета.
Отчет направляется в орган власти субъекта РФ, который в течение тридцати дней принимает решение:
- об утверждении результатов оценки и передачи их в кадастр (только после этого они могут использоваться, в том числе для целей налогообложения);
- об отклонении отчета - в случае несоответствия отчета требованиям федеральных стандартов и (или) методическим указаниям.
Неотъемлемым элементом кадастровой оценки является процедура досудебного урегулирования споров. Законопроектом предусмотрено, что данная процедура является частью государственной кадастровой оценки и возможна в течение года после утверждения и опубликования результатов кадастровой оценки.
Законопроектом предусмотрены следующие основания для реализации данной процедуры в отношении отдельного объекта оценки:
- предоставление отчета об индивидуальной оценке рыночной стоимости и положительного заключения на него СРО оценщиков;
ошибочность сведений, использовавшихся при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Процедура досудебного урегулирования позволяет:
уточнять результаты определения кадастровой стоимости;
получать информацию о рыночной стоимости объектов недвижимости и уточнить их характеристики;
повышать достоверность получаемых результатов.
В результате это приведет к сокращению количества обращений об обжаловании в связи с повышением точности информации, используемой для проведения кадастровой оценки.
Для вновь образуемых объектов недвижимости, законопроектом предусмотрена специальная процедура кадастровой оценки. Такая оценка проводится оценщиком, выполнившим работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном субъекте, который на основании ранее полученных моделей определяет оценку нового объекта. Указанный подход позволяет обеспечить методологическое единство при определении налогооблагаемой базы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов Федерального законодательства, подлежащих в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта
Акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 16 ст. 1709).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.