Заключение
Комитета по собственности Государственной Думы Федерального Собрания РФ четвертого созыва
от 4 октября 2007 г. N 3.9-103/3
по проекту федерального закона N 445126-4
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации"
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект направлен на установление в рамках Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", регулирующих основы проведения рыночной оценки имущества, общих принципов проведения кадастровой оценки в Российской Федерации. Так предметом правового регулирования проекта федерального закона являются отношения, возникающие при осуществлении государственной кадастровой оценки.
Изменения в статью 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вводят определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, под которой понимается определение массовыми методами оценки рыночная стоимость объектов недвижимости. Методы проведения кадастровой оценки недвижимости в соответствии со статьей 24.11 утверждаются федеральными стандартами оценки и принимаемыми в соответствии с ними методическими указаниями по кадастровой оценке объектов недвижимости, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности.
Законопроектом устанавливаются периодичность проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, заказчики кадастровой оценки - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также исполнители - оценщики, отвечающие требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", т.е. являющиеся членами саморегулируемых организаций оценщиков. Заключение договоров о проведении кадастровой оценки недвижимости проводится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При проведении кадастровой оценки объектов недвижимости оценщики обязаны дополнительно застраховать свою ответственность на сумму не менее тридцати миллионов рублей.
По результатам кадастровой оценки оценщиком составляется отчет, который направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения или отклонения результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Форма отчета о кадастровой оценке устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности, что соответствует единым требованиям по составлению названного отчета на все территории Российской Федерации.
Новой статьей 24.12 законопроекта предусматривается досудебное урегулирование споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. В соответствии с проектом названной нормы результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в специальную комиссию в течение одного года с даты публикации об окончании работ по проведению кадастровой стоимости объектов недвижимости. В случае неразрешения споров в досудебном порядке заявитель имеет право обратиться по вопросу оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости в суд.
Также законопроектом предусматривается специальная процедура проведения кадастровой оценки вновь создаваемых объектов недвижимости - проведение такой кадастровой оценки осуществляется тем оценщиком, который выполнил работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на данной территории, на основании ранее полученных моделей проводимой оценки, что позволяет обеспечить единство при определении налогооблагаемой базы для исчисления имущественных налогов.
Комитет Государственной Думы по собственности поддерживает концепцию и отмечает важность принятия рассматриваемого законопроекта, вместе с тем считает необходимым отметить следующее:
1. Изменения в статью 24.2 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" практически дублируются в нормах уже принятого Федерального закона от 24 июля 2007 года N 220-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем подлежат исключению из законопроекта.
2. Дополнение статьи 24.5, предусматривающее установление уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, порядка осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, не может быть поддержано Комитетом по собственности, так как данная функция относится к ведению Правительства Российской Федерации.
3. По мнению Комитета по собственности методические указания федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности в части проведения кадастровой оценки и федеральные стандарты по проведению кадастровой оценки объектов недвижимости должны быть единым документом, так как в соответствии с частью 2 статьи 24.7 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" страховым случаем признается нарушение требований федеральных стандартов оценки. Нарушение методических указаний уполномоченного федерального органа не является страховым случаем, что может в свою очередь создать коллизии в правоприменительной практике.
Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" до даты регистрации Национального совета разработка федеральных стандартов оценки обеспечивается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
4. Дополнительного обсуждения требуют нормы по введению досудебного порядка урегулирования споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом сроков исковой давности, установленном гражданским законодательством.
5. Законопроект нуждается в доработке в части более четкого установления сроков и механизмов связанных с проведением государственной оценки объектов недвижимости.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 445126-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом необходимости доработки законопроекта в процессе его подготовки ко второму чтению в аспекте замечаний и предложений, содержащихся в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.