г. Киров |
|
13 июля 2012 г. |
Дело N А28-705/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Караваевой А.В., Немчаниновой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Печенкиной Ю.А.,
при участии заявителя: Гончаровой Г.В.,
представителя заинтересованного лица: Овчинниковой И.В. по доверенности от 01.03.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 24.04.2012 по делу N А28-705/2012, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.
по заявлению Крестьянского хозяйства "Вятчанка"
(ИНН: 4313002476, ОГРН: 1034307504681)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области
(ИНН: 4313104968, ОГРН: 1024300821676)
о признании недействительным постановления от 31.08.2011 N 05301790009568,
третье лицо: Котельничский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области,
установил:
Крестьянское хозяйство "Вятчанка" обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области (далее - Управление) от 31.08.2011 N 05301790009568 о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества плательщика страховых взносов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Котельничский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 24.04.2012 заявленные требования удовлетворены.
Управление не согласилось с решением суда, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
По мнению Управления, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское хозяйство, глава крестьянского хозяйства признается плательщиком страховых взносов после 01.01.2010 в порядке, определенном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). При оформлении Управлением требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней данные о страхователе вносятся на основании сведений, отраженных в карточке страхователя и формах отчетности, представленных страхователем. В связи с изложенным является неверной позиция суда о том, что требование от 10.06.2011 и оспариваемое постановление от 31.08.2011 вынесены в отношении КХ "Вятчанка", которое не является плательщиком страховых взносов в размере, исходя из стоимости страхового года. Кроме того, Управление не согласно с выводом суда о нарушении обязательной процедуры взыскания недоимки по страховым взносам за счет денежных средств на счетах плательщика страховых взносов в банках. Положения Закона N 212-ФЗ не предусматривают обязанности органа контроля за уплатой страховых взносов по выявлению у страхователей счетов, находящихся в кредитных учреждениях. Согласно распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.04.2010 N 100р "Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя" к постановлению о взыскании страховых взносов и пеней прикладывается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов в банке или иной кредитной организации.
КХ "Вятчанка" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласно с доводами Управления, просит решение суда оставить без изменения.
Третье лицо мнение по апелляционной жалобе не представило.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило; заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление направило в адрес КХ "Вятчанка" требование от 10.06.2011 N 05301740026157 об уплате в срок до 02.07.2011 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10 392 рублей и соответствующих пеней в размере 444 рублей 51 копейки; страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1 610 рублей 76 копеек и соответствующих пеней в размере 68 рублей 90 копеек за 2010 год, исходя из стоимости страхового года.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для принятия Управлением постановления от 31.08.2011 N 05301790009568 о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества плательщика страховых взносов - КХ "Вятчанка".
Не согласившись с указанным постановлением, КХ "Вятчанка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Кировской области руководствовался частью 1 статьи 5, статьей 14, частью 2 статьи 18, частями 1 - 3, 5, 6 и 14 статьи 19, частями 1 и 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ и исходил из того, что организации не являются плательщиками страховых взносов в виде фиксированного платежа; процедура взыскания недоимки по страховым взносам и пеней предусматривает обязательное принятие органом контроля за уплатой страховых взносов до постановления о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества плательщика страховых взносов решения о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2013. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы указанного Федерального закона, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
Материалами дела подтверждается, что КХ "Вятчанка" зарегистрировано 19.03.1993 в качестве юридического лица и в рассматриваемый период имеет статус юридического лица. Сведения о КХ "Вятчанка" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями), являются плательщиками страховых взносов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, являются плательщиками страховых взносов.
На основании частей 1 и 2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (главы крестьянских (фермерских) хозяйств - за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства).
В данном случае КХ "Вятчанка" зарегистрировано в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации (регистрационный номер 053-017-003319, листы дела 133, 140), в фонде обязательного медицинского страхования (лист дела 26).
Управление по требованию от 10.06.2011 N 05301740026157 предложило уплатить КХ "Вятчанка" и оспариваемым постановлением от 31.08.2011 N 05301790009568 взыскивает с КХ "Вятчанка" (указанный регистрационный номер) спорную недоимку по страховым взносам, исходя из стоимости страхового года, и соответствующие пени.
Между тем, приведенные положения статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусматривают обязанность уплаты страховых взносов, исходя из стоимости страхового года, плательщиками страховых взносов, самостоятельно уплачивающими страховые взносы (главой крестьянского хозяйства за себя (и за каждого члена крестьянского хозяйства в соответствующем случае)), и не могут применяться к организациям (юридическим лицам).
Следовательно, оспариваемое постановление от 31.08.2011 N 05301790009568 неправильно принято Управлением в отношении КХ "Вятчанка" как юридического лица.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу части 14 статьи 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В рассматриваемом случае основания перехода к порядку взыскания страховых взносов и пеней за счет имущества плательщика страховых взносов (являющемуся частью единого внесудебного порядка взыскания задолженности) Управлением не подтверждены. Из материалов дела видно, что плательщик страховых взносов имеет расчетный счет в банке (листы дела 164, 168). Доказательств отсутствия счета в банке на момент осуществления процедуры взыскания не имеется. Доказательств принятия решения о взыскании страховых взносов и пеней за счет денежных средств на счете плательщика страховых взносов в банке Управлением не представлено. Не представлено также доказательств, указывающих на то, что Управлением до принятия оспариваемого постановления от 31.08.2011 N 05301790009568 исследовался вопрос о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов либо о получении сведений (отсутствии сведений) о счетах плательщика страховых взносов. Документ, на который ссылается заявитель апелляционном жалобы, самостоятельно (в отсутствие в данном случае иных доказательств, подтверждающих правомерность применения Управлением порядка взыскания, предусмотренного статьей 20 Закона N 212-ФЗ), не является доказательством соблюдения Управлением всех необходимых и достаточных мер, направленных на взыскание задолженности за счет денежных средств плательщика страховых взносов и соблюдение предусмотренного законом порядка взыскания (в том числе за счет имущества плательщика страховых взносов), данный документ является приложением к принятому постановлению о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества плательщика страховых взносов.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области правомерно признал недействительным постановление Управления от 31.08.2011 N 05301790009568.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные и не являющиеся основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины с апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 24.04.2012 по делу N А28-705/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-705/2012
Истец: Глава крестьянского хозяйства "Вятчанка" Гончарова Галина Васильевна, Глава КХ "Вятчанка" Гончарова Галина Васильевна
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Котельничском районе Кировской области, ГУ-Управление ПФ РФ в Котельничском районе Кировской области
Третье лицо: Котельничский межрайонный отдел Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Кировской области