Заключение Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей
на проект федерального закона N 184681-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол N 237 от 26 апреля 2007 года) Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 184681-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве", внесенный депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, П.В. Крашенинниковым, Л.В. Пепеляевой, отмечает следующее.
1. Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" обусловлено необходимостью обеспечить проекту федерального закона "Об опеке и попечительстве" место в системе действующего законодательства.
В соответствии с концепцией законопроекта "Об опеке и попечительстве" отношения, связанные с опекой и попечительством, будут регулироваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними будут определяться Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами семейного законодательства.
В этой связи проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" прежде всего дополняет статью 31 Гражданского кодекса РФ ссылкой на закон "Об опеке и попечительстве".
Такое же решение представлено в законопроекте и в отношении Семейного кодекса РФ, в статье 145 которого будет закреплено положение о применении к отношениям по опеке (попечительству) над детьми специального Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
2. Рассматриваемый законопроект содержит также существенные законодательные новеллы, которые нацелены на решение проблем, поставленных перед законодателем современной практикой опеки и попечительства.
Предлагается прежде всего уточнить содержание статьи 37 Гражданского кодекса РФ, определяющей порядок распоряжения имуществом подопечных. Необходимо поддержать предложение авторов законопроекта, в соответствии с которым денежными средствами подопечного на сумму, не превышающую величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, определяемого в установленном законом порядке, опекун (попечитель) сможет распоряжаться без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. В эту статью также вносятся изменения, позволяющие более точно определить, в каких случаях совершение опекунами и попечителями действий не требует предварительных разрешений, а в каких случаях разрешения необходимы.
Заслуживает поддержки также и такое нововведение, как завещательное назначение опекуна или попечителя (статья 2 законопроекта). Соответствующее распоряжение родителя (родителей) может быть сделано в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, или в завещании. В часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации законопроектом вводится новая статья 1140.1 "Завещательное назначение опекуна или попечителя". Лицо, указанное родителями, может, быть назначено опекуном или попечителем их ребенку лишь при условии, что такое назначение не будет противоречить закону.
Помимо норм, регулирующих непосредственно опеку и попечительство, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" затрагивает также вопросы, связанные с установлением и осуществлением патронажа над дееспособными гражданами. Редакция статьи 41 ГК Российской Федерации будет обновлена. Будут определены обязанности органов опеки и попечительства по оказанию помощи дееспособным совершеннолетним гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
3. В свою очередь в Семейном кодексе, помимо уточнения положений об опеке (попечительстве) и ее разновидности - приемной семье - предполагается введение специальной главы 22 "Устройство детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Длительное время эта форма устройства детей, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса РФ является самостоятельной, не имела специального законодательного регулирования.
В новой главе 22 уточняется правовое положение ребенка, находящегося в специализированном учреждении, а также права и обязанности учреждения. Впервые на законодательном уровне вводится право учреждения осуществлять временную, на срок не более одного месяца, передачу ребенка в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. При этом законопроект четко определяет, что временная передача ребенка в семью не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации учреждения в интересах ребенка в целях обеспечения его гармоничного развития и воспитания (на период каникул, выходных или праздничных дней и другое). Такая передача не допускается, если пребывание ребенка в семье может создать угрозу причинения вреда физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию, а также угрозу иного нарушения его интересов.
4. Принятие и введение в действие проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" планируется одновременно с проектом Федерального закона "Об опеке и попечительстве" - с 1 января 2008 года.
Комитет считает, что проект федерального закона N 184681-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" обеспечивает гармоничное включение планируемого федерального закона "Об опеке и попечительстве" в действующую правовую систему. Проект является актуальным и своевременным, содержит в себе обоснованные и принципиальные новеллы. Предлагаемые нормы не вступают в противоречие с действующим законодательством.
Комитет поддерживает указанный законопроект и рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Ф. Лахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.