Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы от 25 мая 2007 г. N вн 2.2-1/2120
по проекту федерального закона N 184681-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве", внесенному депутатами Государственной Думы Е.Ф.Лаховой, П.В.Крашенинниковым, Л.В.Пепеляевой
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
По поручению Совета Государственной Думы
от 26 апреля 2007 г. (протокол N 237, пункт 20)
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
В пункте 1 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) слова "законодательством о браке и семье" предлагается заменить словами "семейным законодательством" (абзац первый пункта 1 статьи 1 проекта). Полагаем, что аналогичное изменение необходимо внести и в пункт 4 статьи 256 ГК РФ, в котором также используется термин "законодательство о браке и семье".
Согласно предлагаемым изменениям в пункт 1 статьи 34 ГК РФ (пункт 3 статьи 1 проекта) при перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определяемом Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Между тем, обращаем внимание, что в проекте федерального закона N 184675-4 "Об опеке и попечительстве" порядок возложения таких полномочий не определен.
Законопроектом (пункт 7 статьи 1) предусматривается новая редакция статьи 41 ГК РФ, регламентирующая вопросы патронажа над дееспособными гражданами. Из указанных положений проекта усматривается, что патронаж не является особой формой попечительства, как об этом говорится в действующей статье 41 ГК РФ. В этой связи полагаем, что правовой статус помощников, их права и обязанности, требования, предъявляемые к личности помощника, вопросы, связанные с освобождением и отстранением помощников от исполнения ими своих обязанностей, должны быть определены в Гражданском кодексе Российской Федерации аналогично тому, как это предусмотрено в отношении опекунов и попечителей (см. статьи 35, 36, 39 ГК РФ).
Следует отметить также, что из новых положений статьи 41 ГК РФ неясно, может ли быть установлен патронаж по просьбе самого гражданина, как это предусмотрено в действующей редакции статьи 41 ГК РФ. В этой связи в целях защиты имущественных прав дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, полагаем необходимым рассмотреть вопрос об установлении патронажа над указанными гражданами, в том числе и по их просьбе.
В пункте 3 новой редакции статьи 41 ГК РФ наряду с договорами поручения и доверительного управления упоминается "иное соглашение", на основании которого помощник совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, однако неясно, о каком "ином соглашении" идет речь.
В дополнительной проработке нуждаются положения пункта 4 статьи 41 ГК РФ, устанавливающие основания прекращения патронажа, поскольку неясно, почему патронаж прекращается лишь в связи с прекращением договора поручения или доверительного управления имуществом, в то время как согласно положениям пункта 3 новой редакции статьи 41 ГК РФ помощник совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, не только на основании договоров поручения и доверительного управления имуществом, но и на основании "иного соглашения". Кроме того, из проекта неясно, требуется ли для прекращения патронажа решение органа опеки и попечительства и возможно ли освобождение помощника от исполнения лежащих на нем обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 ГК РФ.
Новой редакцией пункта 3 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) установлено, что отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми регулируются СК РФ и иными нормативными правовыми актами семейного законодательства. Однако из данного пункта неясно, что следует понимать под записью "иные нормативные правовые акты семейного законодательства", поскольку согласно пункту 2 статьи 3 СК РФ семейное законодательство состоит из Семейного кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.
В новом пункте 6, которым предлагается дополнить статью 145 СК РФ, предусматривается, что устройство ребенка (детей) под опеку или попечительство допускается по договору об осуществлении опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье. Однако неясно, в отношении какого договора условия осуществления опеки (попечительства) могут определяться законами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, предусматривая в пункте 6 этой статьи устройство ребенка (детей) под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье, видимо эту статью следовало бы дополнить положением, что обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, когда устройство ребенка (детей) под опеку (попечительство) на безвозмездной основе невозможно.
Новым пунктом 7 статьи 145 СК РФ предусмотрено, что при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки (попечительства) требуется также вынесение акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). По нашему мнению, сначала должно быть вынесено решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя), а потом уже с опекуном (попечителем) должен быть заключен договор об осуществлении опеки (попечительства).
В пункте 2 статьи 148.1 СК РФ (пункт 4 статьи 3 проекта) следует уточнить запись "иные права и обязанности указанных лиц", поскольку неясно, какие иные права и обязанности следует иметь в виду.
Пункт 3 статьи 148.1 СК РФ также нуждается в доработке, так как из него неясно, какие действия опекуна (попечителя) ребенка по осуществлению опеки (попечительства) могут быть обжалованы родителями, усыновителями или родственниками ребенка.
Законопроектом (пункт 5 статьи 3) предлагается статью 151 СК РФ признать утратившей силу, в соответствии с пунктом 2 которой Правительством Российской Федерации утверждается Положение о приемной семье. Указанным положением в настоящее время определяется в том числе и порядок организации приемной семьи. В связи с этим, принятие нового порядка создания приемной семьи повлечет за собой перезаключение уже действующих договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, что вытекает из положений о вступлении в силу настоящего федерального закона. Обращаем внимание, что указанное положение вряд ли можно признать целесообразным, поскольку становится неясным статус приемных семей и детей, находящихся у них на воспитании, на период перезаключения договоров.
Пункт 2 новой статьи 153.1 СК РФ в отношении использования в нем термина "размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям", требует согласования с проектом федерального закона N 425229-4 "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года", в соответствии с которым предусмотрено выделение средств федерального бюджета на оплату труда приемного родителя (см., например, наименование целевой статьи расходов 5201300 в приложении 10 на странице 238, в приложении 12 на странице 234). В этой же части слова "социальные и иные льготы" следует заменить словами "меры социальной поддержки".
В пункте 1 новой статьи 153.2 СК РФ (пункт 8 статьи 3 проекта) вызывает сомнение возможность прекращения договора о приемной семье по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В частности, вряд ли могут быть в качестве оснований прекращения договора о приемной семье применимы основания прекращения гражданско-правовых обязательств, перечисленных в статьях 407 - 419 ГК РФ. В этой связи полагаем необходимым перечислить основания прекращения указанного договора в СК РФ. Кроме того, нуждаются в уточнении положения пункта 2 указанной статьи СК РФ с учетом положений пункта 2 статьи 450 ГК РФ, имея ввиду, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда.
В пункте 1 новой статьи 155.1 СК РФ и пункте 3 новой статьи 155.2 СК РФ слова "под надзор" следует исключить, поскольку передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, является принудительной мерой воспитательного воздействия и может осуществляться в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести в случае освобождения его от уголовной ответственности (см. статью 90 Уголовного кодекса Российской Федерации"). В законопроекте же речь идет совершенно о других случаях.
Заместитель начальника |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.