Письмо Правительства РФ от 12 октября 2007 г. N 4227п-П44
"Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве", внесенный депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, П.В. Крашенинниковым и другими"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
По тексту законопроекта имеются следующие замечания и предложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 законопроекта родитель (родители) вправе определить на случай своей смерти опекуна или попечителя ребенка. Соответствующее распоряжение родитель (родители) может сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка, или в завещании в соответствии с нормами гражданского законодательства о наследовании. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить главу 62 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации положениями, касающимися завещательного назначения опекуна или попечителя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 2 статьи 13" имеется в виду "абзацем 3 статьи 2"
Следует отметить, что статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
В связи с этим желание родителя (родителей) на установление опеки и попечительства над ребенком после своей смерти не может осуществляться в порядке наследования, в частности, по завещанию.
Представляется целесообразным осуществлять определение опекуна или попечителя ребенку (детям) в случае смерти родителя (родителей) путем подачи заявления в орган опеки и попечительства.
Нуждаются в уточнении положения законопроекта об установлении требования об обязательном вынесении акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя) при заключении органом опеки и попечительства договора о создании приемной семьи (предлагаемая редакция пункта 7 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 3 законопроекта). В частности, не ясно, в какие сроки после издания органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна (попечителя) должен быть заключен такой договор, а также с какого момента возникает право приемных родителей на оплату труда - с момента издания акта об их назначении опекунами (попечителями) или с момента заключения договора о приемной семье, что может повлечь нарушение прав приемных родителей.
Предлагаемая законопроектом редакция пункта 8 статьи 148.1 Семейного кодекса Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 законопроекта) требует уточнения с учетом того, что данная норма фактически ставит право ребенка на получение денежных средств на свое содержание в зависимость от решения органа опеки и попечительства.
В соответствии с предлагаемой редакцией пункта 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 законопроекта) предусматривается возможность устройства детей, оставшихся без попечения родителей, только в государственные и муниципальные учреждения для детей этой категории. Введение указанной нормы приведет к закрытию существующих негосударственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что является недопустимым. Представляется необходимым сохранить возможность устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в негосударственные учреждения, одновременно установив в законопроекте условия допуска учреждений к этой деятельности.
Принимая во внимание, что законодательство Российской Федерации предусматривает приоритет семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и не содержит иных оснований для прекращения работы по устройству ребенка в семью, кроме передачи этого ребенка на воспитание в семью, возвращения его родителям, достижения ребенком совершеннолетия или приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также смерти ребенка представляется необходимым в предлагаемой редакции статей 155.1 и 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации исключить понятие "на постоянной основе" применительно к помещению детей в воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.
Одновременно следует конкретизировать в статье 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации цели и условия временного помещения подопечных в указанные учреждения.
В предлагаемой редакции пункта З статьи 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 законопроекта) необходимо в целях защиты прав и законных интересов детей уточнить сроки, порядок и условия временной передачи ребенка, находящегося в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, включая требования к гражданам и учреждениям.
В целях организации эффективной работы по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, еще не лишившихся родительского попечения, находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, с учетом сложившейся практики, работы органов опеки и попечительства в субъектах Российской Федерации представляется необходимым:
уточнить в разделе VI Семейного кодекса Российской Федерации категории детей, в отношении которых органы опеки и попечительства обязаны осуществлять деятельность по защите прав и интересов, отнеся к ним не только детей, оставшихся без попечения родителей, но и детей, еще не лишившихся родительского попечения, находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
регламентировать в Семейном кодексе Российской Федерации вопросы организации патронатного воспитания как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство) по договору;
конкретизировать порядок осуществления контроля за условиями содержания, образования и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Для обеспечения единого подхода к организации работы по передаче детей под опеку (попечительство) и защите их прав и интересов на территории Российской Федерации представляется целесообразным установить порядок передачи детей под опеку (попечительство) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей, находящихся под опекой (попечительством), актом Правительства Российской Федерации.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.
Первый заместитель Председателя |
Д. Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 12 октября 2007 г. N 4227п-П44 "Заключение на проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве", внесенный депутатами Государственной Думы Е.Ф. Лаховой, П.В. Крашенинниковым и другими"
Текст письма официально опубликован не был