Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О нарушении покоя граждан и тишины в ночное время и защите здоровья граждан от вредных шумовых воздействий"
В настоящее время более 60% жителей городов развитых государств, в том числе и в Российской Федерации, страдают от повышенных шумовых, инфразвуковых, ультразвуковых и вибрационных воздействий, особенно от шумовых воздействий в ночное время, которые вызывают серьезные заболевания. Наименее изученным является вопрос о влиянии вибрационного воздействия на здоровье граждан, хотя влияние вибрационного воздействия на различные строительные конструкции постоянно изучается и проверяется в лабораторных условиях при обучении студентов. Около 80% населения постоянно испытывают чувство дискомфорта от действия повышенного шума. В крупных городах Российской Федерации в зонах повышенного акустического загрязнения проживает свыше 60% населения этих городов. В целом по Российской Федерации в различных регионах под действием сверхнормативного акустического загрязнения находится от 60 до 80% населения, что значительно влияет на продолжительность жизни граждан.
На рабочих местах в промышленности граждане подвергаются также вредному действию не только шума, но и инфразвука и вибрации, несмотря на то, что имеется Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Существенный вред зданиям и сооружениям наносит вибрация, источником которой являются промышленные предприятия, автомобильный, железнодорожный и подземный (метро) транспорт и владельцы этих промышленных предприятий, собственники перечисленных видов транспорта никаких защитных мер не предусматривают, считая, что эти виды транспорта крайне необходимы и защита не обязательна.
В законодательстве Российской Федерации в настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий правовые нормы о нарушении покоя граждан и тишины в ночное время и защите здоровья граждан от вредных шумовых воздействий.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определяет некоторые правовые нормы по вредному шумовому воздействию на здоровье граждан. Так, правовые нормы статьи 27 указанного федерального закона декларирует, что условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения) не должны оказывать вредного воздействия на человека. Статья 23, где упоминается шум и вибрация, устанавливает правовые нормы в том, что все жилые помещения должны удовлетворять условиям защиты, т.е. не с позиции ограничения действий владельцев источников шумового воздействия, а с позиции строителей, которые при возведении зданий должны предусматривать звукозащитные меры.
Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды" объектами охраны определяет землю, леса, почву, растительность, животных, атмосферный воздух, заповедники и т.д., но не здоровье человека, тем более от шумового воздействия, которое не упоминается вообще. Федеральный закон "О техническом регулировании" также не регулируют и, видимо, не должен регулировать правовые нормы вредного воздействия источников шумового воздействия на здоровье граждан.
Таким образом, вышеперечисленные и другие федеральные законы не имеют правовых норм защиты здоровья жителей домов, больных, престарелых, инвалидов и других граждан от внешних вредных источников шумового воздействия, нарушающих покой и тишину в ночное время.
В то же время, Российская Федерация располагает вполне современной нормативной базой в области шума, инфразвука, ультразвука и вибрации, которую владельцы шумового (вибрационного) воздействия могут не соблюдать, так как не существует правовых норм ответственности за нарушение государственных стандартов и санитарных норм. К основным действующим нормативным документам следует отнести:
государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.001-89 "Ультразвук. Общие требования безопасности";
государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.003-89 "Шум. Общие требования безопасности";
государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.012-90 "Вибрационная безопасность. Общие требования";
государственный стандарт ССБТ ГОСТ 12.1.036-81 "Шум. Допустимые уровни жизни в жилых и общественных зданиях";
санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки";
санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.583-96 "Инфразвук на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки";
санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданиях";
строительные нормы и правила СНиП II-12-77 "Нормы проектирования. Защита от шума.".
Общее число нормативных документов, в той или иной мере регламентирующие параметры шума, инфразвука, ультразвука и вибрации, превышает 300. Перечисленные нормы имеют роль только подзаконных актов и должны соблюдаться строителями при возведении строений.
Назрела необходимость иметь федеральный закон, который бы логически завершал нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие защиту граждан, территорий и окружающей природной среды от вредных шумовых воздействий, тем более, что его вредное воздействие на здоровье граждан с каждым годом возрастает (например, растет количество автомобилей и мотоциклов разного класса). Во многих государствах и в ряде регионов Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург) появились законы прямого действия, ограничивающие вредное шумовое воздействие их владельцами на здоровье граждан, нарушающее покой граждан и тишину, особенно на граждан, находящихся в жилых домах, больницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, домах-интернатах.
Так в Москве действует Закон города Москвы "Об административной ответственности за нарушения покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве". Этим законом устанавливается административная ответственность в виде штрафа с физических и юридических лиц за нарушения покоя граждан и тишины в ночное время с 22 до 6 часов. С физических лиц - до 5 минимальных размеров оплаты труда, с юридических лиц - до 10 МРОТ. В начале 2007 года в Московской городской Думе внесен законопроект о более строгом наложении штрафа: с физических лиц - до 25 МРОТ, с юридических лиц - до 500 МРОТ. При повторном административном правонарушении размер штрафа удваивается.
Аналогичные законы появились и в других регионах.
Во многих крупных городах мира, также имеются законы, которые запрещают создавать вредные шумовые эффекты.
Так, в Берлине, например, существует "Предписание в отношении защиты от шума", в соответствии с которым с 20 часов вечера до 7 часов утра в городе запрещено "производить шум, нарушающий спокойствие других граждан". Документ предназначен в основном музыкантам, уличным торговцам, попрошайкам и демонстрантам.
Свое "Предписание" есть и в Мюнхене, где "запрещается производить шумные работы по дому и в саду, а также производить громкую музыку в определенные часы отдыха граждан. Жителям Вены после 22 часов запрещено даже громко хлопать дверьми и музицировать.
Во Франции уровень шума, издаваемого автомобилями, регулируется Дорожным кодексом. В частности, статья 70 кодекса запрещает авто владельцам "издавать звуки, которые могут помешать другим участникам движения и людям, живущим в данном районе города". Эта же статья запрещает "движение автотранспортных средств с неисправной выхлопной системой". Штраф за неисполнение этих предписаний - около 70 долларов США.
В Париже обязанности по контролю за шумом возложены на специальную комиссию, созданную в 1996 году при префектуре города. Одной из главных забот борцов с шумом ежегодно становятся моторные лодки, возящие туристов по реке Сене. Владельцам лодок предписано раз в дна года проходить тест на шумность плавучих средств.
Жителей Рима от лишнего шума защищает специальный закон, принятый префектурой и запрещающий в вечернее и ночное время "шуметь, злоупотреблять музыкальными инструментами и акустическими сигнализациями, а также дразнить собак". В Югославии штраф за превышение установленных шумовых норм достигает 2500 долларов США.
В Венгрии штраф за превышение шумовых норм рассчитывается по сложной формуле, учитывающей, среди прочего, не только уровень шума, но и площадь населенных кварталов, страдающих от шума. В Словакии действуют в основном превентивные меры: в страну не допускают оборудование, шумность которого превышает 85 децибелов.
С 1995 года в американском городе Санта-Моника запрещено пользоваться шумовыми аппаратами для сбора листьев. Для нарушителей этого указа предусмотрен штраф в пределах 1000 долларов США или шесть месяцев тюремного заключения. Согласно закона, принятого в городе Монтгомери (штат Алабама), автомобилисты не имеют права пользоваться магнитофонами, если их слышно в радиусе больше трех метров. За нарушение предусмотрен штраф в размере 500 долларов США. Ежегодно сумма собираемых штрафов составляет около 250 тыс. долларов США.
Цель законопроекта: создать правовой механизм защиты здоровья граждан от внешних источников вредного шумового воздействия, нарушающих покой граждан и тишину в городских и сельских поселениях, установить правовые нормы для работы граждан на предприятиях, учреждениях и организациях всех форм собственности, имеющих источники вредного шумового воздействия на здоровье граждан.
В 2002-2004 годах 92,4% граждан Российской Федерации, занятых в промышленности и строительстве, страдали от повышенного уровня шума, ультра- и инфразвукового воздействия, вибрации, ионизирующего и неионизирующего излучения, запыленности и загазованности. По данным Москомприроды в городе Москве более 80% граждан испытывают акустический дискомфорт, особенно в ночное время, когда собственники автомобилей размещают свои автомобили под окнами домов и многократные срабатывания охранной звуковой сигнализации в ночное время приводит к нарушению отдыха и сна граждан всего дома.
По данным Госкомсанэпиднадзора в структуре профзаболеваний кохлерные невриты ежегодно составляют более 15%. В таблице 1 приведены критерии риска нанесения ущерба здоровью граждан в течение суток. Предельные уровни звука отличаются для разных условий жизнедеятельности, оптимальных, допустимых, вредных и опасных (экстремальных). Те уровни звука, которые являются безопасными при выполнении работы, являются опасными при сне. В то же время организм человека вообще беззащитен против ультра- и инфразвука, их действие на человека незаметно, но коварно.
Таблица
Предельных уровней звука (в децибелах) для различных видов жизнедеятельности при разных классах условий (степенях риска)
Виды жизнедеяте- льности в течение суток |
Оптимальные условия(риск отсутствует) |
Допустимые условия (пренебрежимый риск) |
Вредные условия (переносимый с мерами защиты риск) |
Опасные условия (неприемлемый риск) |
Сон | 15 | 30 | 45 | 60 |
Отдых | 35 | 50 | 65 | 80 |
Работа | 50 | 80 | 100 | 115 |
Предлагаемый законопроект включает 4 главы (13 статей). Для реальной защиты здоровья граждан от вредного шумового воздействия, определены объекты и территории (статья 6), которые необходимо защищать от шумового воздействия на граждан в ночное время:
помещения больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов, номера гостиниц и жилые комнаты общежитий, квартиры жилых домов, помещения детских садов;
подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц, санаториев, домов отдыха, диспансеров, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов;
территории санаториев, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для детей, престарелых и инвалидов, гостиниц и общежитий, школ и других учебных заведений, библиотек, больниц, диспансеров, мест отдыха граждан на территории микрорайонов и групп жилых домов.
Законопроектом определены правовые нормы вредных шумовых воздействий, нарушающие покой граждан и тишину в ночное время, которые нарушают отдых и сон граждан (статья 7).
К таким действиям предлагается отнести производство ремонтных, строительных погрузочно-разгрузочных работ, сопровождаемых: шумовым воздействием, использование звуковых сигналов охранной сигнализации автомобилей, размещаемых у домов, игра на музыкальных инструментах, пение и иные действия, повлекшие нарушение покоя граждан, а также использование пиротехнических средств и т.д.
Принятие предлагаемого федерального закона в области защиты здоровья граждан от вредного шумового воздействия и последующие меры административного воздействия на нарушителей создаст благоприятные условия труда и жизни граждан, снизит заболевания, и продлит жизнь многим гражданам, нуждающимся в покое и нормальном сне.
Предлагаемый законопроект позволит стимулировать:
создание шумовых изделий при условии их безопасного шумового воздействия на здоровье граждан;
производство конкурентоспособной продукции с пониженными уровнями шума.
Принятие федерального закона не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, так как все расходы связаны с деятельностью только существующих органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарных правил в области сохранения здоровья граждан.
Принятие федерального закона не потребует увеличения численного состава служащих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и не потребует изменения существующего налогового законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О нарушении покоя граждан и тишины в ночное время и защите здоровья граждан от вредных шумовых воздействий"
Законопроект не предусматривает дополнительного расходования средств из федерального бюджета, введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов или изменение финансовых обязательств.
Принятие проекта федерального закона "О нарушении покоя граждан и тишины в ночное время и защите здоровья граждан от вредных шумовых воздействий" предусматривает финансирование частично из средств субъектов Российской Федерации, а также за счет средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг по договорам с владельцами источников шумового воздействия, средств, полученных от владельцев шумового воздействия в порядке возмещения дополнительно понесенных расходов на проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий учреждениями и органами государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также добровольных взносов и пожертвований граждан и юридических лиц и других средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. При реализации предлагаемого федерального закона в определенной мере будет формироваться и доходная часть федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, которая может дополнительно включать:
выплаты в бюджет Российской Федерации и бюджеты субъектов Российской Федерации владельцами источников шумового воздействия, деятельность которых связана с вредным шумовым воздействием на здоровье граждан при ведении ремонтных, строительных погрузочно-разгрузочных работ, при использовании звуковых сигналов охранной сигнализации автомобилей, нарушающих сон и покой граждан в ночное время, и другими действиями, повлекшими нарушение покоя граждан;
выплаты за выполнение работ и оказание услуг специализированными лабораториями, органами и учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с владельцами шумового воздействия по предупреждению и выработке рекомендаций по снижению вредного шумового воздействия на здоровье граждан.
В результате принятия предлагаемого законопроекта появится необходимость внесения изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях путем введения административных штрафов за вредное шумовое воздействие владельцев источников шумового воздействия на здоровье граждан в жилых домах, театрах, кинотеатрах, ресторанах, барах, кафе, дискотеках, казино, магазинах, других предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания и культуры, что также увеличит доходную часть федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об охране окружающей среды от акустического загрязнения и защите человека от вредного акустического воздействия"
В связи с принятием проекта федерального закона "Об охране окружающей среды от акустического загрязнения и защите человека от вредного акустического воздействия" не потребуется признание утратившими силу, приостановление или принятие федеральных законов.
В случае принятия проекта федерального закона "Об охране окружающей среды от акустического загрязнения и защите человека от вредного акустического воздействия" потребуется внесение изменений в следующие федеральные законы и нормативно правовые акты Правительства Российской Федерации:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления административной и уголовной ответственности, соответственно, за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды от акустического загрязнения, защиты человека от вредного акустического воздействия;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 25 "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного постановления следует читать как "21 января 2006 г."
Перечень
законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием федерального закона "О нарушении покоя граждан и тишины в ночное время и защите здоровья граждан от вредных шумовых воздействий"
В случае принятия федерального закона "О нарушении покоя граждан и тишины в ночное время и защите здоровья граждан от вредных шумовых воздействий" потребуется внесения отдельных изменений в:
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды";
Федеральный закон "О техническом регулировании".
Необходимость внесения изменений и дополнений в перечисленные федеральные законы диктуется тем, что они только упоминают о правовых нормах по защите здоровья граждан от шумовых воздействий, но не регламентируют правовые нормы.
Одновременно потребуется в административном и уголовном законодательстве установить ответственность владельцев источников шумового воздействия, виновных в совершении соответственно правонарушений и преступлений в области охраны здоровья от вредного шумового воздействия, повлекших нарушение тишины, покоя и здоровья граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.