Заключение Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 12 октября 2007 г. N вн3.8-16/1228
по проекту федерального закона N 471693-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (внесли депутаты Государственной Думы А.М. Макаров, А.Ю. Воробьев, В.С. Груздев, А.Б. Коган, Ю.В. Васильев, Г.Я. Хор, В.Б. Шуба, Р.В. Кармазина, В.А. Южилин, Н.С. Максимова, И.Н. Габдрахманов, С.В. Чижов, Б.Н. Пастухов, П.Б. Шелищ, Л.В. Говоров, В.Л. Горбачев)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 471693-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" предлагается освободить организации и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от обязанности применять контрольно-кассовую технику при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг и, соответственно, освободить их от обязанности выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки или бланки строгой отчетности, по формам установленным Правительством Российской Федерации, вместо которых предлагается разрешить выдавать документ, подтверждающий прем денежных средств от населения за соответствующие товары (работы, услуги).
Требование Федерального закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", предлагаемое законопроектом для упразднения, кроме обеспечения фискальных интересов государства и налоговой дисциплины (как это справедливо указано в пояснительной записке к законопроекту), выполняет и функцию защиты прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) в розничной сети. При этом защита прав потребителей при реализации товаров (работ, услуг) является важнейшей задачей государства. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав человека и гражданина являются обязанностью государств.
Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон) установлена обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг выдавать покупателям (клиентам), в момент оплаты чеки, отпечатанные контрольно-кассовой техникой, или, в случае оказания услуг населению, выдавать им соответствующие бланки строгой отчетности. Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В то же время в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и, соответственно, действует не на всей территории Российской Федерации, а только на тех территориях, где она введена.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, которые оказывают услуги населению и по техническим и иным причинам не могут применять контрольную-кассовую технику, в настоящее время уже могут ее не применять, при условии выдачи клиенту бланка строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку и являющемуся документом, подтверждающим прием денежных средств от населения за соответствующие услуги.
В отличие от сферы оказания услуг, специфика торговли заключается в том, что на оформление документа, подтверждающего получение денежных средств от покупателя за проданные товары, должно быть затрачено минимальное время, вне зависимости от количества и стоимости проданного товара, которое может быть достигнуто только при условии автоматизации этого процесса с использованием машин, печатающих чеки - кассовой техники.
С учетом этого Федеральным законом не предусмотрено выдавать покупателю товара бланк строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку, поскольку оформление такого документа может привести либо к необоснованным задержкам в обслуживании покупателей и образованию очередей в магазинах, либо к принуждению покупателей отказываться от получения документа, подтверждающего оплату товара.
Выдавать в магазинах покупателям товара вместо чека, отпечатанного кассовой техникой, какие-либо расписки или иные документы, выполненные в рукописном виде, Комитет полагает не целесообразным, а при продаже алкогольной продукции, лекарств, программ для ЭВМ, аудио-визуальной и иной продукции, оборот которой контролируется государством, не допустимым, поскольку это может привести к массовому нанесению ущерба здоровью, прав и законных интересов человека, нарушению целостности единого экономического пространства государства и обязательств Российской Федерации по противодействию распространению контрафактной продукции.
Кроме того, необходимо учесть и предусмотренные действующих законодательством ограничения оборота определенных видов товаров, как, к примеру, предусмотренные Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, контроль за соблюдением которых осуществляется в настоящее время с помощью контрольно-кассовой техники.
К законопроекту имеются также замечания и юридико-технического характера.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму полагает необходимым существенно доработать проект федерального закона N 471693-4 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.