Заключение Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 4 октября 2007 г. N 86-1
на проект федерального закона N 430418-4 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании", в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 32 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(в части поступления выдающихся спортсменов в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов и обеспечения их жильем)
Рассмотрев проект федерального закона N 430418-4 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании", в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 32 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части поступления выдающихся спортсменов в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов и обеспечения их жильем), внесенный членом Совета Федерации Р.В. Шияновым, Комитет отмечает следующее.
Целью данного законопроекта является, как отражено в пояснительной записке, поддержание социального статуса и авторитета спортсменов высокого класса, систематически занимающихся каким-либо видом спорта, регулярно выступающих за Российскую Федерацию на международных соревнованиях.
Законопроект предлагает внести изменения в пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" (статья 1 законопроекта) и в пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (статья 2 законопроекта) в части поступления призеров Олимпийских игр, Параолимпийских, Сурдоолимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, не имеющих высшего образования, без вступительных экзаменов для бесплатного обучения в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Аналогичную норму предлагается внести в пункт 4 статьи 32 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 3 законопроекта).
Также предлагается внести изменение в подпункт 3 пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части предоставления указанным лицам, нуждающимся в жилье, жилых помещений по договору социального найма из жилищных фондов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за счет соответствующих расходных обязательств (пункт 1 статьи 3 законопроекта).
Следует отметить, что действующим законодательством в области образования уже предусмотрен прием чемпионов Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта. Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения вступают в противоречие с действующим законодательством и расширяют категорию лиц, имеющих право на поступление в высшие учебные заведения (в том числе и по непрофильным направлениям подготовки (специальностям)), что приведет к сокращению конкурсного приема студентов на места, финансируемые за счет бюджетных средств в пределах контрольных цифр приема граждан.
Принятие законопроекта может создать прецедент для других категорий выдающихся деятелей, например, в области искусства, победителей международных конкурсов, фестивалей ("Евровидение", "Новая волна", "Славянский базар" и др.), которые также захотят претендовать на подобные льготы.
Комитет считает нецелесообразным вносить изменения в статью 32 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", поскольку они не имеют прямого отношения к данной отрасли законодательства (статья 3 законопроекта). Кроме того, пункт 1 статьи 3 законопроекта в части установления права выдающихся спортсменов на получение жилых помещений по договору социального найма в предлагаемой редакции не учитывает действующие нормы социальной защиты указанной категории лиц.
Для реализации рассматриваемого законопроекта потребуются дополнительные расходы, источники и порядок исполнения которых не предусмотрены действующим бюджетным законодательством и не предложены законопроектом.
Статьей 4 законопроекта предлагается ввести в действие Федеральный закон с 1 января 2008 года. Однако, дополнительные расходы на цели, предлагаемые законопроектом, федеральным бюджетом на 2008 и последующие годы не предусмотрены.
Неоднозначное отношение к законопроекту высказали органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Из 27 органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, приславших отзывы, 18 поддерживают законопроект, из 46 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приславших отзывы, лишь 18 поддерживают законопроект.
Заключение Правового управления Государственной Думы содержит серьезные замечания к законопроекту и указывает на его противоречие с действующим законодательством.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
На основании вышеизложенного Комитет по образованию и науке предлагает отклонить проект федерального закона N 430418-4 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании", в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и в статью 32 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части поступления выдающихся спортсменов в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов и обеспечения их жильем), внесенный членом Совета Федерации Р.В. Шияновым.
Председатель Комитета |
Н.И. Булаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.