Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 6 августа 2007 г. N вн 2.2-1/3201
по проекту федерального закона N 430418-4 "О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании", в статью 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и статью 32 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", внесенному членом Совета Федерации Р.В. Шияновым
(первое чтение)
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
1. Представленным проектом федерального закона предлагается спортсменам, завоевавшим звания олимпийских чемпионов, занявшим вторые и третьи места на Олимпийских играх, завоевавших звания чемпионов Параолимпийских, Сурдоолимпийских игр, занявшим вторые и третьи места на Параолимпийских, Сурдоолимпийских играх, завоевавшим звания чемпионов мира, занявшим вторые и третьи места на чемпионатах мира по олимпийским видам спорта, завоевавшим звания чемпионов Европы, занявшим вторые и третьи места на чемпионатах Европы по олимпийским видам спорта, и не имеющим высшего профессионального образования, предоставить право на поступление без вступительных испытаний для бесплатного обучения в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования.
В этой связи сообщаем, что предлагаемое изменение частично вступает в противоречие с действующими нормами (пункт 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), в соответствии с которыми чемпионы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр принимаются без вступительных испытаний не только в государственные, но и в муниципальные образовательные учреждения как высшего профессионального образования, так и среднего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта.
Следует также иметь в виду, что принятие законопроекта расширит перечень лиц, пользующихся льготами при поступлении в государственные высшие учебные заведения, что приведет к сокращению конкурсного приема студентов на места, финансируемые за счет бюджетных средств в пределах контрольных цифр приема граждан.
Реализация рассматриваемого законопроекта потребует выделения дополнительных мест, в том числе в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования. Поскольку финансовое обеспечение получения бесплатного высшего образования в указанных образовательных учреждениях, включая выплату стипендий учащимся, осуществляется за счет средств федерального бюджета (см. статью 2 и пункт 3 статьи 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), предлагаемые изменения повлекут расходы из федерального бюджета, в связи с чем законопроект следует согласовать с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ) в соответствии с которым если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, статья 5 законопроекта предусматривает вступление его в силу с 1 января 2008 года, что потребует внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в части финансового обеспечения получения бесплатного высшего образования в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования. Законопроектом же внесение данных изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" не предусмотрено.
2. Законопроектом предлагается изложить в новой редакции подпункт 3 пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", установив право отдельных категорий спортсменов на получение жилых помещений по договору социального найма. Однако, действующие в настоящее время гарантии спортсменов по медицинскому и санаторно-курортному лечению, бесплатному обучению в высших учебных заведениях с ежемесячной выплатой повышенных стипендий, новой редакцией указанного пункта не предусмотрены, что приведет к ухудшению социальной защищенности спортсменов. Также обращаем внимание, что в настоящее время идет подготовка проекта федерального закона N 343508-4 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" к рассмотрению его Государственной Думой во втором чтении, которым Федеральный закон от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" признается утратившим силу.
3. По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
И.о. начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.