Заключение
Комитета по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 390790-4 "О внесении изменений в статью 79 Трудовою кодекса
Российской Федерации" (внесен Законодательным Собранием Ульяновской области)
Проектом федерального закона N 390790-4 "О внесении изменений в статью 79 Трудового кодекса Российской Федерации" предлагается внести дополнение в статью 79 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), согласно которому срочный трудовой договор с работником, поступившим на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях, прекращается также в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц независимо от срока его действия.
Кроме того, авторы законопроекта предлагают дополнить первое предложение части первой после слова "действия" словами "если иное не предусмотрено настоящей статьей".
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 ТК РФ (ч. 2 ст. 58 ТК РФ).
В соответствии с действующей редакцией части первой статьи 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается в случае поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия (ч. 1 ст. 79 ТК РФ). Срок действия данного вида срочного трудового договора - период осуществления полномочий вышеуказанных лиц, следовательно, при прекращении указанных полномочий, в том числе и досрочном, этот срочный трудовой договор также прекращается в связи с истечением срока его действия.
В пояснительной записке к законопроекту приведен пример, указывающий на то, что расторжение срочного трудового договора с помощником члена Совета Федерации и помощником депутата Государственной Думы производится на основании Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации". При этом особенности прекращения трудового договора с работником, поступившим на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, не вносятся в ТК РФ, устанавливающий общие основания прекращения срочного трудового договора.
Аналогичным образом особенности прекращения трудовых договоров с гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу и муниципальную службу, также устанавливаются соответствующими федеральными законами - Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.
Таким образом, российским трудовым законодательством, в частности, Трудовым кодексом РФ, в достаточной мере урегулирован вопрос прекращения действия срочного трудового договора, заключаемого с лицами, поступающими на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.
На практике данный вопрос решается включением в срочный трудовой договор работника условия о том, что договор заключается на период исполнения своих обязанностей членом избираемых органов или должностным лицом и органах государственной власти и органах местного самоуправления, и политических партиях и других общественных объединениях, чью деятельность непосредственно обеспечивает данный работник. При этом в данном срочном трудовом договоре конкретный срок, на который избрано должностное лицо, не укапывается.
На рассматриваемый законопроект получены отзывы от 35 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 53 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов РФ может быть представлен следующим образом:
- от органов государственной власти 23 субъектов РФ получены положительные отзывы;
- от органов государственной власти 1 субъекта РФ получен отрицательный отзыв;
- мнение органов государственной власти 7 субъектов РФ следует считать не выраженным, т.к. мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти разделились.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту рассматриваемого закона отмечается необходимость редакционного уточнения законопроекта.
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления поддерживает принятие законопроекта, высказывая к нему замечания редакционного характера.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве не поддерживает принятие данного законопроекта, считая, что данный вопрос в достаточной мере урегулирован ТК РФ.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта, отмечая необходимость установления критериев определения перечня работников, которые подпадают под категорию лиц, работа которых связана с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в политических партиях и других общественных объединениях.
Стороны Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие Правительство Российской Федерации и общероссийские объединения профсоюзов, законопроект не поддерживают.
Проект федерального закона N 390790-4 "О внесении изменений в статью 79 Трудового кодекса Российской Федерации" рассмотрен постоянно действующей рабочей группой Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике по обобщению правоприменительной практики и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства и рекомендован к отклонению.
С учетом изложенного Комитет по труду и социальной политике не поддерживает проект федерального закона N 390790-4 "О внесении изменений в статью 79 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.