Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2012 г. N 10АП-3497/12
г. Москва |
|
11 июля 2012 г. |
Дело N А41-45367/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2012 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кручининой Н.А.,
судей Мордкиной Л.М., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Светловой Е.С.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИП Никонова С.Ф., ОГРНИП: 311774621600423) - Склярова Я.В., представитель по доверенности N 77АА4880462 от 03.07.2012,
от заинтересованного лица (Администрация Подольского муниципального района Московской области) - Перова А.Г., представитель по доверенности N 03/1-49 от 10.01.2012,
от заинтересованного лица (Управление Росреестра по Московской области) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица (ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Подольского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2012 по делу N А41-45367/11,
принятое судьей Панкратьевой Н.А.,
по заявлению ИП Никоновой С.Ф. к Администрации Подольского муниципального района Московской области, Управлению Росреестра по Московской области, ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Никонова С. Ф., являющаяся Главой крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - ИП Никонова С.Ф.) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Подольского муниципального района Московской области (далее - Администрация) с требованием об оспаривании бездействия Администрации, выразившегося в не рассмотрении заявления с просьбой рассмотреть возможность выдачи разрешения на строительство на указанных в заявлении земельных участках.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области (далее - ФБУ "Кадастровая плата" по Московской области).
В судебном заседании 01.03.2011 в порядке ст. 49 АПК РФ судом первой инстанции приняты уточнения предмета заявленных требований в просительной части, согласно которым требования по настоящему делу изложены в следующей редакции:
- признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельных участок с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:0030323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6;
- обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области немедленно исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельных участок с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:0030323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6;
- признать незаконным действие Администрации Подольского муниципального района, выразившееся в отказе Администрации Подольского муниципального района от 16.12.2011 N 8559/1-40 удовлетворить заявления крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф. Никонова от 21.11.2011 N 21исх и N 22исх., в части отказа Администрации Подольского муниципального района удовлетворить просьбы крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф. Никонова:
1) рассмотреть возможность предоставления крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства одиннадцати земельных участков, указанных в заявлениях крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова (от 21.11.2011 N 21исх. и N 22исх. в Администрацию Подольского муниципального района;
2) утвердить и выдать крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова схемы расположения испрашиваемых крестьянским (фермерским) хозяйством С.Ф. Никонова одиннадцати земельных участков на кадастровых планах для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова выполнения в отношении этих двух земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этих одиннадцати земельных участках, и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета этих одиннадцати земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
- обязать Администрацию Подольского муниципального района немедленно принять решения, на основании которых:
1) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Кленовское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Старогромово согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф. Никонова от 21.11.2011 N 21исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030502 ориентировочной площадью 347 057 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
2) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Бакланово согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 21.11.2011 N 21исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 177292 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
3) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Бакланово согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 21.11.2011 N 21исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 313797 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
4) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи села Ворсино согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 21.11.2011 N 21исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 55867 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
5) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Юдановка согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 21.11.2011 N 21исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030322 ориентировочной площадью 1558349 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
6) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Юдановка согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 21.11.2011 N 21исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 41062 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф. Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
7) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 21.11.2011 N 22исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030254 ориентировочной площадью 175687 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
8) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению I крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 21.11.2011 N 22исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030254 ориентировочной площадью 510527 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
9) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 21.11.2011 N 22исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030254 ориентировочной площадью 51214 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
10) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Заболотье согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 21.11.2011 N 22исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030150 ориентировочной площадью 380517 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
11) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Заболотье согласно приложенному к заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова от 21.11.2011 N 22исх. проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030150 ориентировочной площадью 1141337 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
12) выдать крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова утвержденные схемы расположения одиннадцати земельных участков для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова выполнения в отношении этих одиннадцати земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этих одиннадцати земельных участках, и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства С.Ф.Никонова с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета этих одиннадцати земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
13) выдать крестьянскому (фермерскому) хозяйству С.Ф.Никонова разрешение на строительство на указанных одиннадцати земельных участках строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.03.2012 заявленные требования частично удовлетворены, а именно:
- признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:0030323:14, 50:27:0030322:13 и 50:27:0030150:6.
- Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области суд обязал немедленно исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:0030323:14, 50:27:0030322:13 и 50:27:0030150:6
- признан незаконным отказ Администрации Подольского муниципального района в удовлетворении заявления Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф., выраженный в письме от 16.12.2011 N 8559/1-40.
- Администрацию Подольского муниципального района суд обязал принять решения, на основании которых:
а) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Кленовское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Старогромово согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 (исх. N 21) проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030502 ориентировочной площадью 347057 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
б) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Бакланово согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 (исх. N 21) проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 177292 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
в) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Бакланово согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 (исх. N 21) проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 313797 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
г) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи села Ворсино согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 (исх. N 21) проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 55867 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
д) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Юдановка согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 (исх. N 21) проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030323 ориентировочной площадью 41062 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
е) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Заболотье согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 (исх. N 22) проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030150 ориентировочной площадью 380517 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. (ОГРНИП 311774621600423) в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;
ж) утвердить схему расположения земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Заболотье согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 (исх. N 22) проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030150 ориентировочной площадью 1141337 кв.м. для обеспечения предусмотренной статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" процедуры предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. в аренду на десять лет за плату для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
з) выдать Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. утвержденные схемы расположения семи земельных участков для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. выполнения в отношении этих семи земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этих семи земельных участках, и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета этих семи земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В остальной части требований об обязании выдать крестьянскому (фермерскому) хозяйству Никоновой С.Ф. разрешения на строительство на указанных семи земельных участках строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Подольского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила оспариваемый судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ИП Никоновой С.Ф. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, в порядке ст. 49 АПК РФ заявил отказ от требований к Администрации Подольского района Московской области от утверждения схем расположения земельных участков, а именно:
-земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Юдановка согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 N 21исх проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030322, ориентировочной площадью 1 558 349 кв.м.;
- земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 N 22исх проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030254, ориентировочной площадью 175 687 кв.м.;
- земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 N 22исх проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030254, ориентировочной площадью 510 527 кв.м.;
- земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 N 22исх проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030254, ориентировочной площадью 51 214 кв.м.
от требований, предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030254:22;
от требований, предъявленных к ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области немедленно исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030254:22. Производство по делу N А41-45367/11 в указанной части прекратить.
Апелляционным судом установлено, что заявленные требования в указанной части судом первой инстанции не рассмотрены.
Согласно части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
На основании части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В соответствии с пунктом 31 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36) при наличии оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции со ссылкой на пункт 3 статьи 269 Кодекса прекращает производство по делу при условии, если данные основания возникли до принятия решения судом первой инстанции.
Заявление об отказе от заявленных требований в указанной части подписано непосредственно ИП Никоновой С.Ф.
Поскольку отказ ИП Никоновой С.Ф. от заявленных требований в указанной части по делу N А41-45367/11 и последующее прекращение производства по нему не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает данный отказ от заявленных требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Управление Росреестра по Московской области и ФБУ "Кадастровая плата" по Московской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем публичного уведомления на официальном сайте Десятого арбитражного апелляционного суда: www.10aas.arbitr.ru, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили, каких-либо ходатайств не представили. Дело рассмотрено в порядке ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, изучив материалы дела, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Никонова С.Ф., зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя, является главой крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Глава К(Ф)Х), что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В соответствии со статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и частью 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Глава К(Ф)Х Никонова С.Ф., обратилась в Администрацию с заявлениями от 21.11.2011 N 21исх и N 22исх с просьбой рассмотреть возможность предоставления в аренду на десять лет за плату одиннадцати земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения согласно прилагаемым к заявлениям одиннадцати проектам схем расположения земельных участков на кадастровых планах кадастровых кварталов общей ориентировочной площадью 4 752 706 кв.м.; рассмотреть возможность утверждения и выдачи К(Ф)Х Никоновой С.Ф. одиннадцати схем расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровых планах для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства выполнения в отношении этих одиннадцати земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этих одиннадцати земельных участках, и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета этих земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласно прилагаемым к заявлениям одиннадцати проектам схем расположения земельных участков; разрешить К(Ф)Х Никонова С.Ф. строительство на указанных одиннадцати земельных участках строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности К(Ф)Х.
К заявлениям прилагались проекты схем расположения одиннадцати испрашиваемых земельных участков на кадастровых планах соответствующих кадастровых кварталов.
После направления заявлений Главы К(Ф)Х Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 в Администрацию, из заключений кадастрового инженера Ю.П. Корнеева (квалификационный аттестат - 66-11-90) от 28.11.2011 N зк/133 и N зк/134 стало известно, что каждый из испрашиваемых одиннадцати земельных участков согласно проектам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующих кадастровых кварталов находится внутри и его границы не пересекают границы находящихся на государственном кадастровом учете соответствующих шести земельных участков.
По мнению Никоновой С.Ф., описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030254:22, 50:27:0030150:6, государственная собственность на которые не разграничена, внесены в государственный кадастр недвижимости 20.05.2010 Управлением Росреестра по Московской области с нарушением порядка, предусмотренного статьями 20, 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и пунктами 86, 91 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, и, соответственно, подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости органом кадастрового учета, функции которого в настоящее время исполняются на территории Московской области ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области.
16.12.2011 письмом N 8559/1-40 Администрация направила ответ на заявления Главы К(Ф)Х Никоновой С.Ф. от 21.11.2011, с сообщением отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков по следующим основаниям:
- к заявлениям не представлены паспортные данные, подтверждающие личность гражданина, документы, подтверждающие по основаниям ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйства" основные виды деятельности фермерского хозяйства, а также осуществление фермерским хозяйством предпринимательской деятельности без образования юридического лица, а также не указан Ваш почтовый адрес.
- указанные в заявлениях от 21.11.2011, земельные участки расположены в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных по основаниям статей 77, 78 ЗК РФ для нужд сельского хозяйства, которые для этих целей были предоставлены ЗАО "Московская агрофирма "Вороново" в порядке реорганизации совхоза "имени 60-тилетия Союза ССР", на основании пункта 3.2. постановления Главы администрации Подольского района от 15.04.1994 N 500 "О закреплении земель АОЗТ "Московская агрофирма "Вороново". В связи с реорганизацией ЗАО "Московская агрофирма "Вороново" в порядке банкротства, ведение сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства, в том числе на испрашиваемых земельных участках, в настоящее время осуществляет ООО "Лестехстрой", которое является сельскохозяйственным предприятием и имеет законное право на приобретение данных земельных участков для нужд сельского хозяйства, в соответствии с требованием действующего законодательства и Администрация не вправе изъять сельскохозяйственные угодья, используемые для нужд сельского хозяйства и предоставить их другим лицам.
- по основаниям пункта 1 статьи 80 ЗК РФ земельные участки для крестьянского (фермерского) хозяйства в составе земель сельскохозяйственного назначения предоставляются из земель фонда перераспределения; учитывая отсутствие фонда перераспределения на территории Подольского муниципального района, предназначенного для предоставления земельных участков под испрашиваемые цели, Администрация не имеет права предоставить земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, порядок распоряжения которыми регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Законом Московской области от 12.06.2004 N75/2004-03 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области". Кроме того, испрашиваемые земельные участки расположены на территории сельских поселений Подольского муниципального района, предусмотренных для включения в границы города Москвы, согласно постановлений Мособлдумы Мосгордумы от 07.12.2011, целевое назначение которых будет определяться генеральным планом и законами города Москвы. Также в указанном письме Администрации указано, что вопрос рассмотрения заявлений будет решен в судебном порядке.
На основании изложенного, ИП Никонова С.Ф. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что выводы суда первой инстанции положенные в основу решения основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, и не противоречат представленным в материалы дела доказательствам по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведений об объекте недвижимости.
Согласно имеющимся в материалах дела заключениям кадастрового инженера Ю.П. Корнеева (квалификационный аттестат - 66-11-90) от 28.11.2011 N зк/133 и N зк/134, не оспариваемому участвующими в деле лицами, испрашиваемые Главой К(Ф)Х Никоновой С.Ф, семь земельных участков, указанные в ее заявлениях от 21.11.2011, находятся внутри и их границы не пересекают границы находящихся на государственном кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6 соответственно.
Между тем, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, а также о самом едином землепользовании с кадастровым номером 50:27:0000000:4 носят временный характер.
Кадастровые номера внесены в государственный кадастр недвижимости 20.05.2010.
Как установлено судом первой инстанции, по состоянию на 20.05.2010 функции органа кадастрового учета, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на территории Московской области осуществлялись Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Согласно имеющимся в материалах дела уведомлениям от 23.11.2011 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, и в отношении самого единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, сведения о зарегистрированных правах в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6 входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, и в отношении самого единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6, входящие в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, и само единое землепользование с кадастровым номером 50:27:0000000:4 являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Как уже было указано, сведения, содержащие описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, и описание местоположения границ самого единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4 в государственный кадастр недвижимости внесены 20.05.2010.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в материалах кадастровых дел земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, и в материалах кадастрового дела единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4 отсутствуют заявления о постановке на учет указанных земельных участков или об учете изменений указанных земельных участков, поданные в орган кадастрового учета в порядке, предусмотренном статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в то время как такие заявления подлежат обязательному включению в состав кадастровых дел в соответствии с пунктами 86, 91 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.
Также из материалов дела усматривается, что в материалах указанных кадастровых дел отсутствуют предусмотренные Порядком ведения государственного кадастра недвижимости решения органа кадастрового учета об учете изменений указанных земельных участков, принятые в порядке, предусмотренном статьей 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Управлением Росреестра по Московской области документов, подтверждающих наличие оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6, с соблюдением установленного порядка, не представлено.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что сведения, содержащие описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6, внесены в государственный кадастр недвижимости с нарушением порядка, предусмотренного статьей 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", основания для внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости у Управления Росреестра по Московской области отсутствовали.
На основании изложенного, действия Управления Росреестра по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6 не основаны на законе или иных нормативных правовых актах, нарушают права и законные интересы ИП Никоновой С.Ф. в сфере предпринимательской деятельности на получение в аренду земельных участков для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, создают препятствия в организации деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку наличие указанных сведений не позволяет предпринимателю получить кадастровые паспорта на указанные семь земельных участков и решения соответствующего органа местного самоуправления о предоставлении указанных участков в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в связи с чем, в силу части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными.
Кроме того, факт признания незаконными действия органа кадастрового учета на территории Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030254:19; 50:27:0030254:20; 50:27:0030254:21; 50:27:0030254:22; 50:27:0030254:24; 50:27:0030254:25; 50:27:0030254:26; 50:27:0030254:28; 50:27:0030254:28; 50:27:0030254:29; 50:27:0030254:31; 50:27:0030254:28; 50:27:0030254:35; 50:27:0030254:38; 50:27:0030254:40; 50:27:0030254:43; 50:27:0030254:44; 50:27:0030254:45; 50:27:0030254:47; 50:27:0030254:49; 50:27:0030254:50; 50:27:0030254:51; 50:27:0030254:52; 50:27:0030254:64; 50:27:0030254:65; 50:27:0030150:6; 50:27:0030150:7; 50:27:0030150:9; 50:27:0040129:7; 50:27:0040129:8; 50:27:0030239:10; 50:27:0030239:11; 50:27:0030239:12; 50:27:0030239:17; 50:27:0030239:18; 50:27:0030239:19; 50:27:0030239:20; 50:27:0030254:55; 50:27:0030254:56; 50:27:0030254:57; 50:27:0030254:58; 50:27:0030254:59; 50:27:0030254:60; 50:27:0030254:61; 50:27:0030254:62; 50:27:0030254:63; 50:27:0030323:6; 50:27:0030323:7; 50:27:0030323:9; 50:27:0030323:10; 50:27:0030323:11; 50:27:0030323:12; 50:27:0030323:14; 50:27:0030322:2; 50:27:0030322:3; 50:27:0030322:4; 50:27:0030322:6; 50:27:0030322:7; 50:27:0030322:8; 50:27:0030322:9; 50:27:0030322:13; 50:27:0030426:5; 50:27:0030313:18; 50:27:0030331:3; 50:27:0030331:6; 50:27:0030305:91; 50:27:0030305:92; 50:27:0030501:2; 50:27:0030501:3; 50:27:0030501:5; 50:27:0030501:6; 50:27:0030501:8; 50:27:0030502:6; 50:27:0030502:7; 50:27:0030502:9; 50:27:0030502:10; 50:27:0030502:11; 50:27:0030502:12; 50:27:0030502:13; 50:27:0030502:14; 50:27:0030502:5; 50:27:0030239:21; 50:27:0030239:22; 50:27:0030239:25; 50:27:0030239:26; 50:27:0030239:29; 50:27:0030239:28; 50:27:0030324:5; 50:27:0030324:6; 50:27:0030324:9; 50:27:0030324:11; 50:27:0030324:12; 50:27:0030324:13; 50:27:0030324:14; 50:27:0030324:17; 50:27:0030324:18; 50:27:0030324:7; 50:27:0030324:19; 50:27:0040405:2; 50:27:0040405:4; 50:27:0040405:7; 50:27:0040405:8; 50:27:0040405:9; 50:27:0040405:10; 50:27:0040405:14; 50:27:0040405:17; 50:27:0040405:18; 50:27:0040405:19; 50:27:0040317:5 входящими в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, установлены вступившим в законную силу решением суда Арбитражного суда Московской области от 06.09.2011 по делу N А41-14455/11, согласно которому действия органа кадастрового учета на территории Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030254:23, признаны незаконными, также суд обязал ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области в течение пяти календарных дней исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030254:23.
Кроме того, в названном решении по делу N А41-14455/11 установлено, что в материалах кадастровых дел земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030254:23 и других земельных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, и единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4 отсутствуют заявления о постановке на учет указанных земельных участков или об учете изменений указанных земельных участков, поданные в орган кадастрового учета в порядке, предусмотренном статьей 20 Закона N 221-ФЗ, в то время как такие заявления подлежат обязательному включению в состав кадастровых дел в соответствии с пунктами 86, 91 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития России от 04.02.2010 N42, в связи с чем действия органа кадастрового учета на территории Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030254:23 и других вышеперечисленных земельных участков, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, незаконны.
Согласно пункту 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд, признавая незаконными оспариваемые заявителем действия, определяет обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
С учетом вышеизложенного, требование заявителя об обязании ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Указанные Главой К(Ф)Х Никоновой С.Ф. семь земельных участков находятся в пределах территории Подольского муниципального района.
В соответствии имеющемуся в материалах дела заключению кадастрового инженера Ю.П.Корнеева (квалификационный аттестат - 66-11-90) от 28.11.2011 N зк/133 и N зк/134, не оспариваемому участвующими в деле лицами, каждый из испрашиваемых земельных участков согласно проектам схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующих кадастровых кварталов находится внутри и его границы не пересекают границы находящихся на государственном кадастровом учете соответствующих земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6.
Согласно имеющимся в материалах дела уведомлениям от 23.11.2011, об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, и в отношении самого единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, сведения о зарегистрированных правах в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030502:7, 50:27:0030323:7, 50:27:30323:14, 50:27:0030322:13, 50:27:0030150:6, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4, и в отношении самого единого землепользования с кадастровым номером 50:27:0000000:4 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что указанные Главой К(Ф)Х Никоновой С.Ф. семь земельных участков находятся на землях, государственная собственность на которые не разграничена, не обременены правами третьих лиц и Администрация правомочна распоряжаться вышеуказанными земельными участками, является законным и обоснованным.
В силу статьи 26 Устава Подольского муниципального района Московской области, принятого решением Совета депутатов Подольского муниципального района от 03.03.2006 N 204/2006, Администрация является юридическим лицом и осуществляет исполнительно-распорядительные функции, в том числе в части распоряжения земельными участками.
В соответствии со статьей 26.1 Устава Подольского муниципального района Московской области, принятого решением Совета депутатов Подольского муниципального района от 03.03.2006 N 204/2006, к полномочиям руководителя Администрации относится, в том числе осуществление права управления и распоряжения муниципальной собственностью.
При таких обстоятельствах, Глава К(Ф)Х Никонова С.Ф. обратилась с заявлением от 21.11.2011, к надлежащему лицу.
В силу пункта 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", орган местного самоуправления на основании заявления о предоставлении земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает такому заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании полученной таким заявителем и утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка такой заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку государственная собственность на испрашиваемые земельные участки не разграничена, земельные участки не обременены правами третьих лиц, Администрация вправе распоряжаться этими земельными участками, в том числе, утверждать схемы расположения испрошенных Главой К(Ф)Х Никоновой С.Ф. земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и с учетом письма Минэкономразвития России от 18.03.2011 N Д23-1102 утверждаемые органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровой карте не являются результатом кадастровых работ, и выполняются органами местного самоуправления в целях передачи соответствующим заявителям утвержденных схем расположения земельных участков для обеспечения за счет таких заявителей выполнения в отношении этих земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", необходимых кадастровых работ.
Администрацией Подольского муниципального района доказательств законности совершения действия, выразившихся в оспариваемом отказе удовлетворить заявления Главы К(Ф)Х Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 ни суду первой инстанции, ни апелляционному суду не представлено, в связи с чем, указанные действия не соответствуют части 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", нарушают права и законные интересы Главы К(Ф)Х Никоновой С.Ф. в сфере предпринимательской деятельности на получение в аренду земельных участков для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, чем создает препятствия в организации деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и, таким образом, подлежит признанию незаконным.
В оспариваемом отказе Администрация указала, что заявителем не приложены к заявлению паспортные данные, подтверждающие личность гражданина и документы, подтверждающие осуществление фермерским хозяйством предпринимательской деятельности без образования юридического лиц.
Указанный довод не свидетельствует о необоснованности заявленных требований, поскольку о возможности рассмотрения вопроса о предоставлении земельных участков при условии предоставления перечисленных сведений в ответе Администрации не сказано.
Кроме того, данное обстоятельство не может быть принято в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка по существу.
При этом из представленных документов, в том числе выписки из ЕГРНИП, установлено, что заявителем соблюдены требования пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Довод Администрации, в обоснование невозможности предоставления земельных участков о том, что земельные участки для создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств в составе земель сельскохозяйственного назначения, по основаниям пункта 1 статьи 80, пункта 1 статьи 81 ЗК РФ, пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предоставляются из земель фонда перераспределения, в то время как испрашиваемые земельные участки не были включены в фонд перераспределения в составе земель сельскохозяйственного назначения, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку приведенные нормы не могут быть признаны основанием для отказа в предоставлении земельных участков, поскольку в отсутствие сведений о правообладателе и иных лиц, претендующих на данный земельный участок.
Администрация имела возможность в связи с поступлением спорного заявления рассмотреть вопрос о перераспределении указанных земельных участков.
В то же время буквальное применение приведенных норм в отсутствие в Подольском муниципальном районе фонда земель перераспределения исключает возможность предоставления земель для ведения фермерского хозяйства, что нарушает права лиц, имеющих намерение им заниматься.
Также обоснованно отклонен судом первой инстанции довод Администрации, в котором она ссылается на то, что в соответствии со Схемой территориального планирования Подольского муниципального района (СТП района), которая по основаниям статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) определяет границы зонирования территорий, и пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" вышеуказанные земельные участки не входят в зоны размещения фермерских хозяйств, по следующим основаниям.
Как следует из представленных документов, на момент рассмотрения заявлений указанные сведения содержались в проекте СТП района, которая не была утверждена Советом депутатов Подольского муниципального района, таким образом, на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции, схема территориального планирования Подольского муниципального района, утвержденная в установленном порядке, отсутствовала, поскольку Советом депутатов Подольского муниципального района не утверждена, а согласование Схемы постановлением Правительства Московской области от 12.12.2011 N 1519/51 произошло уже после подачи Главой К(Ф)Х Никоновой С.Ф. заявления от 21.11.2011 в Администрацию.
С учетом изложенного данный проект схемы не может использоваться судом в качестве источника сведений об ограничениях спорных земельных участков.
Апелляционный суд также поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что ссылка Администрации на представленные заявителем Схемы расположения земельных участков, согласно сведениям, указанным в заявлении в Администрацию и в заявлении в суд, с учетом сведений государственного кадастрового учета находятся в границах земельных участков и имеют наложение границ на обособленные земельные участки в составе земель единого землепользования 50:27:0000000:4, которые носят временный характер, подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя по настоящему делу в суд также с требованием о снятии указанных земельных участков с кадастрового учета.
В письме от 16.12.2011 N 8559/1-40, Администрация указывает, что испрашиваемые заявителем земельные участки входят в состав земельных участков, фактически используемых для ведения сельскохозяйственной деятельности сельскохозяйственным предприятием ООО "Лестехстрой".
Указанные доводы Администрации правомерно отклонены судом первой инстанции как необоснованные, поскольку ни кадастровые выписки на имеющиеся на спорной территории земельные участки, ни сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не содержат указание на каких-либо правообладателей, либо наличие каких-либо ограничений на оборот земельных участков.
Доказательств того, что испрашиваемые земельные участки были преданы ООО "Лестехстрой" на каком либо вещном праве ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлены.
С учетом изложенного, требование Главы К(Ф)Х Никоновой С.Ф. об обязании Администрации утвердить схемы расположения испрашиваемых семи земельных участков и выдачи крестьянскому (фермерскому) хозяйству утвержденных схем расположения испрашиваемых семи земельных участков для обеспечения за счет крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. выполнения в отношении этих земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этих земельных участках, и обращения крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета этих земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 г.. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ (части 1, 7) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей); положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 ГрК), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что заявитель обратился в Администрацию с требованием о выдаче разрешения на строительство в установленном порядке, представив требуемые для получения разрешения на строительство документы.
Более того, из заявлений Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 и прилагаемых к заявлениям документов, равно как и из заявлении в суд (с учетом уточнений) не представляется возможным установить какие объекты капитального строительства на каких земельных участках планируется строить; также не представляется возможным сделать вывод о наличии (либо отсутствии) проектной документации и иных необходимых документов.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования о выдаче разрешения на строительство удовлетворению не подлежат.
При этом заявитель не лишен возможности обратиться в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 182 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, а также решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов подлежат немедленному исполнению.
С учетом изложенного, требование Главы К(Ф)Х Никоновой С.Ф. об обращении решения к немедленному исполнению обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с ч.1 ст. 65, ч.5 ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части, с учетом принятого апелляционным судом частичного отказа от заявленных требований.
Доводы, приведенные Администрации в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении спора установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Московской области у суда апелляционной инстанции не имеется
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктами 2, 3 статьи 269, статьями 49, 150, 151, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Никоновой Светланы Федоровны от требований к Администрации Подольского района Московской области от утверждения схем расположения земельных участков, а именно:
-земельного участка на территории сельского поселения Вороновское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Юдановка согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 N 21исх проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030322, ориентировочной площадью 1 558 349 кв.м.;
- земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 N 22исх проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030254, ориентировочной площадью 175 687 кв.м.;
- земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 N 22исх проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030254, ориентировочной площадью 510 527 кв.м.;
- земельного участка на территории сельского поселения Михайлово-Ярцевское Подольского муниципального района Московской области вблизи деревни Пудово-Сипягино согласно приложенному к заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Никоновой С.Ф. от 21.11.2011 N 22исх проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 50:27:0030254, ориентировочной площадью 51 214 кв.м.
от требований, предъявленных к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030254:22;
от требований, предъявленных к ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области, немедленно исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, содержащие описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030254:22.
Производство по делу N А41-45367/11 в указанной части прекратить.
Решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2012 года по делу N А41-45367/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Кручинина |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.