г. Вологда |
|
17 июля 2012 г. |
Дело N А13-16621/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бландовым Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области Симаковой О.В. по доверенности от 09.07.2012, Ивашевской С.О. по доверенности от 10.01.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 апреля 2012 года по делу N А13-16621/2011 (судья Шестакова Н.А.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Вологдагорводоканал" (г. Вологда; далее - МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (г. Вологда; далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 15.09.2011 N 1239, действующего в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 07.11.2011 N 14-09/012885@.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26 апреля 2012 года требования МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" удовлетворены: оспариваемое решение инспекции признано недействительным, на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Тем же решением суда с инспекции в пользу предприятия взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 2000 руб.
Инспекция с данным судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 апреля 2012 года отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права.
Предприятие своего отзыва на жалобу не представило.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители инспекции поддержали доводы жалобы.
Предприятие, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей налогового органа, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, предприятием представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 2010 год, в которой исчислен налог к уменьшению в части федерального бюджета в размере 811 165 руб., в части бюджета субъекта Российской Федерации в размере 7 300 493 руб. (т. 1, л. 60-68).
Далее, в апреле 2011 года предприятием представлена уточненная налоговая декларация за тот же период, в которой налог, подлежащий уменьшению в части федерального бюджета составил 2 570 647 руб., в части бюджета субъекта Российской Федерации - 23 135 827 руб. (т.1, л. 69-78), то есть на 17 594 816 руб. больше, чем в первоначальной декларации. При этом в листе 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" заявителем отражены по коду поступлений 020 средства целевого финансирования в размере 161 637 688 руб.
На запрос инспекции от 03.05.2011 N 5238 предприятие пояснило, что основанием внесения исправлений в налоговую декларацию послужило ошибочное отражение в составе доходов, подлежащих учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль, полученных целевых средств - надбавки к тарифу на товары и услуги организации коммунального комплекса, предоставленной в целях финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, передача которых носит инвестиционный характер. Согласно представленному заявителем расчету из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль исключена стоимость надбавки к тарифу на холодную воду (плата за подключение) в размере 9 635 117 руб., из внереализационных расходов исключены расходы в размере 8 391 041 руб., в том числе расходы в виде процентов по долговым обязательствам в размере 5 971 111 руб., понесенные за счет указанных целевых (инвестиционных) средств.
По итогам камеральной проверки данной декларации составлен акт от 04.08.2011 N 4558. На основании акта проверки и возражений налогоплательщика вынесено решение от 15.09.2011 N 1239, которым предприятию предложено уплатить налог на прибыль в общей сумме 17 594 816 руб., а также предложено внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет (т.1, л. 49-54).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области от 07.11.2011 N 14-09/012885@ в удовлетворении жалобы налогоплательщика по существу отказано, однако решение инспекции изменено, формулировка "предложить уплатить недоимку" изменена на "начислить налог на прибыль организаций за 2010 год; уплатить сумму доначисленного налога на прибыль организаций за 2010 год с учетом состояния расчетов с бюджетом на дату вступления решения в законную силу", в остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым инспекцией решением, предприятие обратилось в арбитражный суд. Судом первой инстанции требования предприятия удовлетворены в полном объеме, поскольку судом сделаны выводы, что надбавка к тарифу (плата за подключение) носила инвестиционный характер, расчет доначисленного налога произведен инспекцией только на основании декларации.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение обоснованным по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), договору инвестиционного товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Тарифы организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 210-ФЗ под инвестиционной программой организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры понимается определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Под тарифом организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры понимается ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, а надбавка к цене (тарифу) для потребителей - это ценовая ставка, которая учитывается при расчетах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы по развитию системы коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 210-ФЗ финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, как сам тариф организации коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, так и надбавка к цене (тарифу) для потребителей используются в целях финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
В силу части 2 статьи 10 Закона N 210-ФЗ выбор способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы, осуществляется представительным органом муниципального образования. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры разрабатывается органом местного самоуправления в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры утверждается представительным органом муниципального образования. После утверждения представительным органом муниципального образования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, установления надбавки к ценам (тарифам) для потребителей орган регулирования муниципального образования устанавливает надбавку к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса, тариф на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также тариф организации коммунального комплекса на подключение.
После установления всех указанных в настоящей статье тарифов и надбавок органы местного самоуправления заключают с организацией коммунального комплекса договор в целях развития системы коммунальной инфраструктуры, определяющий условия реализации утвержденной инвестиционной программы данной организации (статья 11 Закона N 210-ФЗ).
Решением Вологодской городской Думы от 24.09.2009 N 134 утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "Город Вологда" на 2010-2012 годы (т.1, л.79-112). На основании данного решения Вологодской городской Думой утверждена инвестиционная программа МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" по развитию систем коммунальной инфраструктуры - объектов, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения на 2010-2012 годы (т.1, л.114-128). Среди источников финансирования программы определены в том числе заемные средства в размере 340 000 тыс. руб. и средства МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" в размере 505 438 тыс. руб.
В целях реализации инвестиционной программы Департаментом городского хозяйства администрации города Вологды и МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" заключен договор от 20.08.2010 N 296Д, в соответствии с которым предприятие обязалось осуществлять строительство и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с инвестиционной программой (т. 1, л. 129-134).
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что финансовые потребности предприятия, необходимые для реализации инвестиционной программы, обеспечиваются за счет платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, а также за счет привлеченных и собственных средств. Источником для обеспечения заемных средств предприятия служит надбавка к тарифу на холодную воду. Привлечение заемных средств, использованных для реализации инвестиционной программы, подтверждается соглашением о субзайме от 02.09.2002 и кредитным договором от 24.10.2006.
Размер надбавки к тарифу на холодную воду для потребителей МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал" на 2010-2012 годы установлен решением Вологодской городской Думы от 29.12.2009 N 245 (т.1, л.135-136). Постановлением главы города Вологды от 19.11.2009 N 6239 установлены тарифы на холодную воду, постановлением администрации города Вологды от 01.02.2010 N 10 - тарифы на подключение к системам холодного водоснабжения и водоотведения (т.1, л.137-143).
Таким образом, Закон N 210-ФЗ установил инвестиционную природу надбавки к цене (тарифу) для потребителей и платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения. Следовательно, обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что сумма надбавки к цене (тарифу) для потребителей и платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, поступившие от потребителей, подлежат исключению из дохода предприятия, подлежащего обложению налогом на прибыль.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
В силу пункта 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ регулированию подлежат: тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно данным в статье 2 Закона N 210-ФЗ понятиям тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - это ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;цены (тарифы) для потребителей - ценовые ставки, которые включают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих производство товаров (оказание услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, без учета надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
Таким образом, товары и услуги организаций коммунального хозяйства реализуются по установленным тарифам, а надбавки к ценам (тарифам) в цену товаров (услуг) не включаются и являются источником финансирования инвестиционных программ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Доказательства того, что услуги предприятия по водоснабжению и водоотведению были оказаны по цене, включающей в себя надбавку к тарифу, в материалах дела отсутствуют.
В представленных предприятием первичных документах усматривается, что сумма надбавки к тарифу выделялась в счетах-фактурах и актах оказанных услуг отдельной строкой и не включалась в стоимость услуг по водоснабжению и водоотведению.
При таких обстоятельствах нет оснований считать, что средства, полученные от применения надбавки к тарифу, подлежат обложению налогом на прибыль.
Кроме того, как следует из оспариваемого решения налогового органа и пояснений представителей инспекции, сумма доначисленного налога на прибыль определена на основании сопоставления сумм дохода от реализации и внереализационных расходов, учтенных в первоначальной и корректирующей налоговых декларациях за 2010 год.
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), выручка от реализации имущественных прав, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, обязательным условием получения облагаемого налогом дохода является документальное подтверждение реализации товаров (работ, услуг).
Однако в данном случае расчеты, произведенные инспекцией на основании лишь письменных пояснений налогоплательщика, достоверно не подтверждают наличие объекта налогообложения. Отраженные в налоговой отчетности суммы не могут служить надлежащим доказательством, подтверждающим размер выручки от реализации, поскольку факт передачи покупателям (потребителям) товаров (работ, услуг) в заявленном объеме налоговым органом не проверен, что также не исключает возможность ошибочности расчета самого предприятия.
При таких обстоятельствах следует признать, что правомерность доначисления предприятию налога на прибыль не доказана налоговым органом, решение инспекции обоснованно признано недействительным.
Доводы апелляционной жалобы инспекции не опровергают выводы суда первой инстанции, ввиду чего жалоба удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы инспекции отказано, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации она освобождена от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26 апреля 2012 года по делу N А13-16621/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N11 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-16621/2011
Истец: МУП ЖКХ "Вологдагорводоканал"
Ответчик: Межрайонная Инспекция ФНС России N11 по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2013 Постановление Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1541/13
29.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1541/13
04.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1541/13
11.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1541/13
30.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5970/12
17.07.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4434/12
26.04.2012 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-16621/11