Тула |
|
1 августа 2012 г. |
Дело N А54-3473/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Игнашиной Г.Д., судей Стахановой В.Н., Тиминской О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отделения вневедомственной охраны отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рыбновскому району на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.05.2012 по делу N А54-3473/2012 (судья Шишков Ю.М.), принятое по заявлению отделения вневедомственной охраны отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рыбновскому району (391110, г. Рыбное, ул. Ленина, 22, ОГРН 1026200701780) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области (390011, г. Рязань, ул. Куйбышевское шоссе, 21, ОГРН 1046213016420), Управлению Федеральной налоговой службы по Рязанской области, г. Рязань, о признании недействительным решений, при участии от заявителя - Агеевой Х.С. (доверенность от 15.12.2011), от ответчика - Жигаевой Е.Н. (доверенность N 03-07/00121 от 18.01.2012), Трухина Р.В. (доверенность N 03-03/0742012 от 24.07.2012), установил следующее.
В арбитражный суд обратилось Отделение вневедомственной охраны Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рыбновскому району (далее - Отделение, заявитель) с заявлением о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области от 14.12.2011 N11-12/1003 дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом уменьшения налоговых санкций решением Управления Федеральной налоговой службы по Рязанской области от 30.01.2012 N 2.15-12/00875 недействительным (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 28 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены частично. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Рязанской области от 14.12.2011 N11-12/1003дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части следующих сумм:
- 4010 руб. - штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет;
- 21934 руб. - штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации;
- 1393 руб. - штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль в доле федерального бюджета;
- 12542 руб. - штрафа по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль в доле бюджета субъекта Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением в части требований, оставленных судом без удовлетворения, заявитель просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права. В жалобе апеллянт указывает на то, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль бюджетных учреждений (доходами от коммерческой деятельности), а являются платой за оказание услуг в рамках реализации компетенции по охране имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 6 по Рязанской области на основании решения от 12.09.2011 N 16 проведена выездная налоговая проверка Отделения вневедомственной охраны Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рыбновскому району по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 18.11.2011 N 11-12/910 дсп (т. 1, л.д. 49-71).
Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки, Отделение представило возражения по акту (т. 1, л.д. 73-75).
Уведомлением от 21.11.2011 N 11-12/8510 представитель Отделения приглашался в Инспекцию для рассмотрения материалов проверки и представленных возражений (т. 2, л.д. 15).
По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных налогоплательщиком возражений 14.12.2011 Межрайонной ИФНС России N 6 по Рязанской области принято решение N 11-12/1003 дсп (т. 1, л.д. 14-32) о привлечении Отделения к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- на основании пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного срока в федеральный бюджет по сроку 28.03.2011 в сумме 32 759 руб.; за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного срока в бюджет субъекта Российской Федерации по сроку 28.03.2011 в сумме 294832 руб.;
- на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 47 149 руб.; за неуплату сумм налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 257 840 руб.;
Указанным выше решением заявителю предложено также уплатить:
- недоимку по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 942 980 руб., налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 5 156 816 руб.;
- пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 202 377 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 849 438 руб.
Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области (т. 1, л.д. 43-48).
Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области приняло решение от 30.01.2012 N 2.15-12/00875, согласно которому уменьшен размер налоговых санкций до 46879 руб., в том числе:
- налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, - до 4715 руб.,
- налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, - до 25784 руб.,
- налоговых санкций по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль в доле федерального бюджета - до 1638 руб.,
- налоговых санкций по ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль в доле бюджета субъекта Российской Федерации - до 14 742 руб. (т. 1, л.д. 34-42).
Не согласившись с принятым Межрайонной ИФНС N 6 по Рязанской области решением от 14.12.2011 N 11-12/1003 дсп, Отделение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, регулирование данного налога осуществляется в соответствии с нормами гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с положениями Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Вместе с тем согласно п. 1 ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 321.1 НК РФ, если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала (с 01.01.2006 включены расходы на ремонт основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств) за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Доводы апелляционной жалобы о том, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль бюджетных учреждений (доходами от коммерческой деятельности), а являются платой за оказание услуг в рамках реализации компетенции по охране имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств, отклоняются.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, которыми из статьи 35 исключены положения о финансировании подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Ранее из положений ст. 35 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" следовало, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.
Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, предусматривалось, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе МВД РФ. По существу Законом "О милиции" был предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из ст. 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" в Положение от 14.08.1992 N 589 были внесены изменения, согласно которым из п. 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме этого, утратил силу п. 11 данного Положения, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров. Положение о централизованном резервном фонде утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией Положения от 14.08.1992 N 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (п. 10).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" средства в валюте Российской Федерации, поступающие на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям федеральной противопожарной службы в соответствии с договорами по охране от пожаров организаций, а также подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения материальных затрат, связанных с охраной от пожаров организаций, убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Таким образом, до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средств в бюджет подразделениям вневедомственной охраны необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. (Данный вывод подтверждается правовой позицией ВАС РФ, изложенной в определении от 21.12.2011 N ВАС-16855/11.)
В этой связи ссылка в жалобе на то, что в соответствии с Федеральным Законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ денежные средства за охрану имущества юридических и физических лиц по договорам перечислялись в Федеральный бюджет в полном объеме, не может быть принята во внимание, поскольку до перечисления полученных от осуществления услуг по охране имущества средств в бюджет подразделениям вневедомственной охраны необходимо уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, а затем, в части, оставшейся после уплаты налогов, в размере 100% в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, включению в состав доходов соответствующих бюджетов.
Как установлено судом на основе материалов дела, налоговый орган провел выездную налоговую проверку Отделения за период с 01.01.2008 по 31.12.2010 по вопросам правильности исчисления и своевременной уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов.
Проверкой установлено, что Отделением в указанный период были оказаны услуги физическим и юридическим лицам по охране имущества. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами по делу.
Доход Отделения от оказания спорных услуг за 2008 год составил 8 121 950 руб., за 2009 год - 9 832 942 руб., за 2010 год - 10 919 702 руб.
Денежные средства, полученные Отделением от оказания услуг, поступили на лицевой счет Отделения и были перечислены им в бюджет.
Для целей налогообложения налогом на прибыль организаций доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены в статье 251 НК РФ. Перечень данной статьи носит закрытый характер, состав указанных в ней доходов является исчерпывающим. При этом в данной статье не указано, что плата, получаемая подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не учитывается при определении налоговой базы.
Таким образом, средства, полученные заявителем в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, должны быть включены в состав доходов от реализации услуг и отражены в составе доходов в декларации по налогу на прибыль организаций.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Заявителем ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования и за счет иных источников, о чем свидетельствуют отчеты о финансовых результатах деятельности за 2008-2010 годы.
Между тем как следует из отчетов Отделения за 2008-2010 годы, в них отражены как доходы налогоплательщика, так и его расходы. Из отчетов за 2008-2010 годы следует, что расходов по данной деятельности у заявителя в проверяемом периоде не было.
Расходы, понесенные заявителем в рамках использования бюджетных средств, не могут быть приняты при исчислении налога на прибыль, поскольку для заявителя законом предусмотрено целевое финансирование из бюджета на обеспечение деятельности подразделений вневедомственной охраны, однако не на основе заключенных в установленном порядке договоров.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно указал, что налоговым органом обоснованно сделан вывод о занижении Отделением налоговой базы по налогу на прибыль за 2008-2010 годы на 28 874 594 руб. в результате невключения в состав доходов от реализации услуг средств, полученных в соответствии с заключенными договорами по охране имущества юридических и физических лиц, предоставления иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик не доказал, что им были понесены расходы по иной приносящей доход деятельности.
При этом судом первой инстанции установлено, что расходы заявителя предусмотрены только за счет одного источника - федерального бюджета.
Расходы, понесенные заявителем в рамках использования бюджетных средств, не могут быть приняты при исчислении налога на прибыль, поскольку для заявителя законом предусмотрено целевое финансирование из бюджета на обеспечение деятельности подразделений вневедомственной охраны, однако не на основе заключенных в установленном порядке договоров.
Довод апелляционной жалобы о том, что отсутствовали основания для начисления пени как компенсационной меры, поскольку государство не понесло ущерба, так как все полученные доходы были перечислены в федеральный бюджет, суд апелляционной инстанции признает несостоятельным.
В соответствии с положениями статьи 75 НК РФ пеня начисляется в случае нарушения сроков уплаты налога, что имело место со стороны налогоплательщика. Кроме того часть налога перечисляется в бюджет субъекта Российской Федерации, который в данном случае не получил причитающиеся суммы налога.
При таких обстоятельствах доначисление Отделению налога на прибыль организаций в размере 6 099 796 руб. и пени в размере 1 051 815 руб. является правомерным.
Вместе с тем арбитражный суд счел возможным снизить размер налоговых санкций до 7 000 руб.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Поскольку определением апелляционного суда от 05 июля 2012 года заявителю при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пп. 2 ч. 12 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей подлежит взысканию с Отделения вневедомственной охраны Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рыбновскому району в федеральный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 102, ст. 110, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 29 мая 2012 года по делу N А54-3473/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ОВО ОМВД России по Рыбновскому району УМВД России по Рязанской области в доход федерального бюджета 1 000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-3473/2012
Истец: Отдел Вневедомственной охраны Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России по Рыбновскому району, Отдел Министерства внутренних дел РФ по Рыбновскому району
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N6 по Рязанской области, Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области
Третье лицо: Управление внутренних дел Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-8329/13
31.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-516/13
22.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-516/13
06.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3872/12
01.08.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3358/12
29.05.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-3473/12