г. Пермь |
|
30 июля 2012 г. |
Дело N А50-24391/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Скромовой Ю.В., Усцова Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Федяев Д.А. (паспорт, доверенность от 10.02.2012),
от ответчика Агентству по управлению имуществом Пермского края - Макотченко Н.В. (удостоверение, доверенность от 30.12.2011),
от ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю - Моисеева Т.А. (паспорт, доверенность от 09.12.2011),
от заинтересованного лица ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" - Викторова И.И. (паспорт, доверенность от 25.01.2012),
от заинтересованного лица ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка" -Жежерун С.А. (паспорт, доверенность от 16.01.2012), Плющакова Е.Н. (паспорт, доверенность от 17.01.2012),
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, ООО "Альянс",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 мая 2012 года
по делу N А50-24391/2011,
принятое судьей Елизаровой И.В.,
по заявлению ООО "Альянс" (ОГРН 1055901619674, ИНН 5904122450)
к Агентству по управлению имуществом Пермского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
заинтересованные лица: ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка" (ОГРН 1025902395090, ИНН 5948019869), ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" (ОГРН 1035900103997, ИНН 5902201970)
о признании действий незаконными,
установил:
ООО "Альянс" (заявитель) обратилось в арбитражный суд Пермского края к Агентству по управлению имуществом Пермского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (ответчик) с заявлением (с учетом изменений, принятых в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным приказа от 17.11.2010 N СЭД-31-02-1835 (в редакции приказа от 25.04.2011 N СЭД-31-02-515), в части наложения ограничений (обременений) в виде установления охранных зон (зон с особым использованием) газопроводов "Ярино-Пермь", "ГЗУ-ТЭЦ-6" "Каменный Лог-Пермь" (пункты 17, 22, 23 и 37 приложения к приказу "Характеристика землепользований, входящих в границы охранной зоны газопроводов - зоны с особым условием использования - охранной зоны газопровода "Ярино-Пермь", "ГЗУ-ТЭЦ-6" "Каменный Лог-Пермь" ООО "Пермнефтегазпереработка") на принадлежащие заявителю на праве собственности земельные участки: с кадастровым номером 59:01:0000000:0462, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли сельскохозяйственного использования, общей площадью 856 012,13 кв.м, расположенный по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, северо-восточнее жилого района Запруд 2, уч. 2; с кадастровым номером 59:01:09120010:44, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли сельскохозяйственного использования, общей площадью 183 059 кв.м, расположенный по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, севернее ФГУП "Пермское НПО "Биомед" по ул. Братская, участок 36; о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, выразившихся в проведении государственной регистрации ограничения на указанные земельные участки (регистрационные записи 59-59-01/010/2011-891 от 19.08.2011 и N 59-59-01/010/2011-894 от 18.08.2011), о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанности аннулировать указанные регистрационные записи.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка", ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.05.2012 (резолютивная часть от 25.04.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 03.05.2012 обжаловано заявителем в апелляционном порядке. Заявитель просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что проходящие по принадлежащим ему земельным участкам газопроводы не относятся к категории газораспределительных сетей, а являются нефтепромысловыми трубопроводами, предназначенными для транспортировки попутного нефтяного газа. В связи с чем, по мнению заявителя, Агентство по управлению имуществом Пермского края не имеет полномочий по утверждению границ охранной зоны этих газопроводов. Также заявитель указывает, что оспариваемым приказом охранные зоны установлены без какой-либо территориальной привязки к фактически пролегающим газопроводам, государственная регистрация обременения произведена в отношении всей площади принадлежащих заявителю земельных участков. Заявитель считает, что до государственной регистрации обременения необходимо было осуществить постановку на кадастровый учет частей земельного участка в пределах охранной зоны газопроводов. В отсутствие государственного учета частей земельного участка основания для государственной регистрации обременений отсутствуют. Регистрация обременений на всю площадь земельных участков, по мнению заявителя, влечет установление дополнительных запретов на часть земельных участков, не входящую в охранную зону.
Ответчики против доводов апелляционной жалобы возражают, просят оставить решение суда от 03.05.2012 без изменения.
Ответчик Агентство по управлению имуществом Пермского края указывает, что утверждение границ охранных зон газопроводов было произведено на основании землеустроительной документации, границы охранной зоны определены в соответствии с нормативным актом, регулирующим порядок их определения, оспариваемые приказы не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю ссылается на то, ограничение (обременение) прав на принадлежащие заявителю земельные участки произведено правомерно, на основании документов, представленных для государственной регистрации: приказов Агентства по управлению имуществом Пермского края от 17.11.2010 N СЭД-31-02-1835, от 25.04.2011 N СЭД-31-02-515, кадастровых паспортов земельных участков, действия по государственной регистрации соответствуют установленному порядку.
Заинтересованные лица ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка", ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" с доводами апелляционной жалобы также не согласны, считают, что границы охранных зон газопроводов утверждены правомерно, сфера действия ограничения (обременения) определена нормативным правовым актом, необходимость выделения части земельного участка при регистрации такого рода обременения отсутствует.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Альянс" является собственником земельных участков: с кадастровым номером 59:01:09120010:44 общей площадью 183 059 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, севернее ФГУП "Пермское НПО "Биомед" по ул. Братская, уч. 36; с кадастровым номером 59:01:0000000:0462 общей площадью 856 012,13 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под земли сельскохозяйственного использования, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, северовосточнее жилого района Запруд 2, уч. 2.
Приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края от 17.11.2010 N СЭД-31-02-1835 (с учетом изменений, внесенных приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края от 25.04.2011 N СЭД-31-02-515) утверждены границы охранных зон (зон с особым условием использования) газопроводов "ГЗУ-ТЭЦ6", "Ярино-Пермь", "Каменный Лог-Пермь", "Кокуй-Пермский ГПЗ", "Кыласово-Пермь", "Каменный лог-Пермь" от крана N 7 и установлены ограничения (обременения) прав на входящие в охранные зоны газопроводов земельные участки, в том числе, в отношении частей земельных участков, входящих в единое землепользование с кадастровым номером 59:01:0000000:0462: части земельного участка с кадастровым номером 59:01:0912004:21 площадью 10204 кв.м., части земельного участка с кадастровым номером 59:01:0912004:20 площадью 236 кв.м, части земельного участка с кадастровым номером 59:01:4019087:142 площадью 84363 кв.м., а также в отношении части земельного участка с кадастровым номером 59:01:09120010:44 площадью 19222 кв.м (пункты 17, 22, 23 и 37 Приложения).
Согласно уведомлениям от 24.08.2011 Управлением Фереральной службы государственной регистрации, реестра и картографии по Пермскому краю 18.08.2011, 19.08.2011 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были внесены записи об ограничениях (обременениях) земельных участков заявителя, частично расположенных в охранной зоне газопровода "ГЗУ-ТЭЦ-6", "Ярино-Пермь", "Каменный лог-Пермь".
Ссылаясь на нарушение указанными действиями ответчиков прав и законных интересов ООО "Альянс", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка" является собственником газопроводов "Ярино-Пермь" и "Каменный лог-Пермь", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Указанные газопроводы введены в эксплуатацию в 1963 - 1966 годах и проходят по территории, земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности.
В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законам, в том числе в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктом 6 ст. 90 ЗК РФ установлено, что границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что охранная зона объектов системы газоснабжения - этот территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В силу п. 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9) для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны.
Оспариваемыми приказами Агентства по управлению имуществом Пермского края утверждены границы охранных зон (зон с особым условием использования) газопроводов, принадлежащих "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка" и проходящих, в том числе, по земельным участками заявителя, согласно материалам межевания, выполненным ООО "Земля и Недвижимость".
Из представленного суду землеустроительного дела, по определению границ охранной зоны газопроводов, в том числе, "ГЗУ-ТЭЦ-6", "Ярино-Пермь", "Каменный лог-Пермь", выполненного ООО "Земля и недвижимость", следует, что охранные зоны газопроводов определены путем указания линий, проходящих в 25 метрах от оси газопровода с каждой стороны.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно установил, что ограничения в использовании принадлежащих заявителю земельных участков существовали на момент их приобретения заявителем. Поскольку наличие охранной зоны объектов системы газоснабжения, расположенных на этих земельных участках, предусмотрено законом, оспариваемые приказы не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя. Сведений о том, что охранные зоны в материалах межевания определены не в соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9, в материалах дела не имеется, доводов в обоснование этого заявителем не приведено.
Ссылка заявителя на отсутствие у Агентства по управлению имуществом Пермского края полномочий на установление такой зоны, не может быть принята во внимание.
Как правильно указано судом первой инстанции, Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9, не предусматривают необходимости принятия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления об определении соответствующей охранной зоны. Наличие охранной зоны для обеспечения эксплуатации магистральных трубопроводов установлено законом и не зависит от принятия специального акта указанными органами.
Однако в отсутствие нарушения оспариваемыми приказами прав и законных интересов заявителя, совокупности условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания этих приказов недействительными, не имеется.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Сведения о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке "16" раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке "16" раздела КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобного) такой зоны. Если в границы указанной зоны включается только часть земельного участка, в кадастровый паспорт или кадастровую выписку также вносится соответствующая информация, содержащая индивидуальное обозначение (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) такой зоны. При этом, если государственный кадастровый учет части земельного участка не осуществлен, дополнительно в строке "16" указывается, что в кадастре отсутствуют сведения о части земельного участка, входящей в зону. При этом в разделе В.2 кадастрового паспорта или кадастровой выписки границы зоны отображаются при наличии соответствующей технической возможности (Письмо Минэкономразвития РФ от 17.12.2009 N 22066-ИМ/Д23 "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий").
Согласно кадастровым паспортам в содержащиеся в кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 59:01:09120010:44, 59:01:0000000:462 07.12.2010 внесены сведения о частичном расположении этих земельных участков в охранной зоне газопроводов "ГЗУ-ТЭЦ-6", "Ярино-Пермь", "Каменный лог-Пермь".
В соответствии со статьей 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах.
Пунктом 6 ст. 56 ЗК РФ предусмотрено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При фактическом частичном нахождении принадлежащих заявителю земельных участков в охранной зоне магистральных газопроводов государственная регистрация существующих ограничений произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю правомерно.
Ссылка заявителя на то, что государственная регистрация обременения произведена в отношении всей площади принадлежащих ему земельных участков, является необоснованной. Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.04.2012 принадлежащие заявителю земельные участки располагаются в зоне действия охранной зоны газопроводов частично.
Довод заявителя о том, что для государственной регистрации обременений необходим государственный кадастровый учет частей земельного участка, расположенных в охранной зоне газопровода, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Охранная зона магистрального трубопровода определяется на основании Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9. При этом формирование части земельного участка для установления сферы действия ограничения (обременения) в виде охранной зоны газопровода в соответствии с указанными Правилами не требуется.
Ссылка заявителя на то, что регистрация обременений на всю площадь земельных участков влечет установление дополнительных запретов на часть земельных участков, не входящую в охранную зону, является необоснованной, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Размеры охранных зон газопроводов предусмотрены нормативными правовыми актами, установленные законом ограничения (обременения) прав собственников земельных участков распространяются только земельные участки или их части, расположенные в этих зонах.
При этом заявитель не лишен возможности в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007 осуществить кадастровый учет частей принадлежащих ему земельных участков, входящих в границы охранной зоны, и зарегистрировать обременение только в отношении частей принадлежащих ему земельных участков.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 03.05.2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 мая 2012 года по делу N А50-24391/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
Ю.В.Скромова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24391/2011
Истец: ООО "Альянс"
Ответчик: Агентство по управлению имуществом Пермского края, Управление Росреестра по ПК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Третье лицо: ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтегазпереработка", ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ"